Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Кочисов В.К. 1 Гадельшин А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Современный мир сегодня существует как предельно конфликтный и нестабильный, это обусловлено усилением взаимосвязанности всех культурных миров, приводящей к обострению отношений между более и менее информационно развитыми общественными системами, между этническими и национальными культурами, между национальными государствами и международными политическими и экономическими организациями, отстаивающими автономные интересы. В нашей же стране до начала 90-х годов прошлого века эта проблематика практически не разрабатывалась, так как считалось, что все граждане страны жили в «единой семье народов» и никаких трудностей общения, связанных с культурными различиями, у них просто не могло возникнуть. Но с распадом СССР, с падением железного занавеса, с началом интеграции России в мировое сообщество разработка проблем межкультурной компетентности, как в теоретическом, так и в практическом направлении становится особенно актуальной. В этой ситуации диалог становится той, возможно, единственной нормой взаимодействия, которая может способствовать установлению хотя бы относительного равновесия.
личность
национальность
межкультурное взаимодействие
Этническая идентичность
1.Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.
2.Кефели И. Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004.
3.Костина А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М., 2009.
4.Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Стереотипность восприятия этнических групп в процессе этнокультурного взаимодействия. Материалы Четвертой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии». Смоленск. 2014. Стр. 33-37.
Наметившийся переход от идеи образования для «разных по культуре» к «образованию для всех» представляется сегодня концептуально важным, ведет к познанию многообразия мира, знакомству с традициями различных народов и привитию навыков взаимодействия с людьми разных культур [2].. Неизбежным результатом массовых международных, межэтнических перемещений и контактов становятся различные варианты интеракций с принимающим этническим большинством, сложность построения идентичности, принятия ценностей личности, семей и общин, общества в целом. Культурное разнообразие, расширение межкультурных связей, отмена госконтроля законов занятости, интенсивные миграционные потоки и перемещения, социальная мобильность увеличили мультикультурный характер многих стран, добавляя к числу языков и религий иные этнические и культурные фоны на континенте.

Современные общества различаются по степени разнообразия и несходства внутри себя: языковые, половые, религиозные различия, профессиональные предпочтения, различие в образе жизни и др. Положительность разнообразия культур состоит в более качественном решении проблем и превалирующем творческом подходе, отрицательность проявляется в меньшем уровне сплоченности, конфликтах и противостоянии из-за территориальных, национальных, расовых и пр. разногласий [1].. Барьерами, которые снижают эффективность интеракций, являются различия когнитивных схем, используемых представителями разных культур и наиболее ярко дифференциация моделей восприятия проявляется при столкновении с иным мировоззрением, мироощущением и т.п.

Предпосылкой межкультурных взаимодействий является первичный контакт культур, который имеет шансы на переход к продолжительной коммуникации, что предполагает расширение поля взаимодействия  - от уровня индивидуальных, межличностных контактов к контактам на уровне семьи, рода, локальной культуры в целом. Значения конкретной культуры оформлены в моральных принципах, требованиях и ожиданиях, традициях, способах и стереотипах восприятия мира. Определенные формы социального поведения значимы во всех культурах, поскольку представители всех культур их могут различать - это типология как совокупность взаимосвязанных категорий: ассоциативные, объединяющие (оказание помощи, одобрение) и диссоциативные, разъединяющие (агрессия, избегание), субординационные (подчинение, конформизм) и доминирующие (превосходство, распоряжения, приказы), близкие (самораскрытие) и формальные (требования этикета) отношения [4].

Однако контакты носителей порой принципиально различных этнокультурных ценностей и норм поведения, социальных образцов и стереотипов восприятия, знаний и культурно-исторического опыта, установок, представлений имеют как инновационный и динамичный характер развития, так и достаточно проблемный, не всегда адекватный характер, особенно в отношении социального единства.

Основой этнической идентичности является совокупность объективных этнодифференцирующих признаков (маркеров) - общность языка, основных черт материальной и духовной культуры, субъективных характеристик: национальный характер, стереотипы поведения, представления об общем территориальном и историческом происхождении, антропологическое сходство и религия. Диапазон восприятия колеблется от полного отрицания существования иных культур до интеграции («инкультурации» - вхождения, «врастания») в новую, иную культуру, когда ее нормы и ценности, традиции и стандарты поведения, различные атрибуты начинают восприниматься как свои собственные [3]. Чем более негативны и конфликтны отношения между культурами, тем ниже уровень воспринимаемого культурного сходства. Чем больше культурная дистанция, тем непродуктивнее культурные контакты.

Для исследования межэтнической (МЭ) и межкультурной (МК) толерантности была использована методика Г.Л. Бардиер «ВИКТИ» - «Виды и компоненты толерантности-интолерантности» (общее количество респондентов - 150 чел., включающее 70 чел. в возрасте 18-21 года - 1 группа, и 80 чел. в возрасте 30-54 лет - 2 группа, имеющих определенную степень родства). Выдвигалось предположение о том, что сформированность видовых характеристик толерантности на основе идентификации зависит от возраста и межпоколенной коммуникации. В результате обработки данных установлено, что МЭ толерантность развита больше, чем МК: показатели высокого уровня составляют 67% против 38% соответственно, средний уровень зафиксирован у 33% и 62% респондентов, а низкий уровень - не обозначен. При градации по возрасту в рамках рассматриваемых видов значимых различий между 1 и 2 группами не наблюдается (по МЭТ - 70% и 65%, по МКТ - 37% и 39%).

Для более точного и детального подсчета результатов для рассматриваемой выборки уточнены средние показатели значений и распределены по высокому-низкому уровню, после чего стали просматриваться степени сходства и отличий. Если в разновозрастных группах высокий уровень МКТ зафиксирован в обеих группах и указывает на сходство позиций к представителям других культур (56% у юношества и 63% у взрослых людей), то по МЭТ наблюдаются различия взглядов к представителям других этносов (64% у юношества  и 46% у взрослых людей), причем соотношение между уровнями (высокий-низкий) у молодых граждан различается практически в 2 раза, у взрослых - превалирует низкий уровень (54% против 46%). При установлении возможных сочетаний между шкалами характерны симптомы равномерного распределения характеристик проявления толерантности.

Пространство культуры есть пространство действий человека, если он активно овладевает культурой, пространство культуры постоянно расширяется. Необходимо развивать культуральную компетентность и межкультурную толерантность на основе знаний о разности и подобии, различии и сходстве, одинаковости и многообразии. Тогда можно говорить о «зрелой» личности, наметить пути соприкосновения культур и оптимизировать социальные контакты.


Библиографическая ссылка

Кочисов В.К., Гадельшин А.В. ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11901 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674