Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Лалиев Б.К. 1 Кочисов В.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения. Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей. В условиях многонационального общества задача формирования у учащихся этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений, свободы, защищенности может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп.
национальные ценности
духовность
межэтническое пространство
Толерантность
1.Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
2.Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.
3. Гогицаева О.У. Формирование этнической идентичности: теоретический аспект Вестник ГУУ № 7/2012 г. стр.215-219
4.Гогицаева О.У. Кочисов В.К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка. Вектор науки ТГУ. №4 (15) 2013. Стр.101-104
Выдающиеся достижения науки и техники в корне изменили среду обитания человека и открыли широкие перспективы для развития человечества. Но наряду с этим, как отмечают многие философы, социологи, психологи и педагоги, технический прогресс не сопровождался нравственным совершенствованием человека, развитием его свободы и защищенности. Во всех сферах нашей жизни обман, насилие, террор, проявление антиобщественного поведения. Чтобы выжить в существующем мире, человек должен изменить свой менталитет - он уже достаточно изменил внешний мир, теперь настала пора меняться ему самому. Нужны новые подходы, ориентиры и идеалы, на пути преобразования общества, которые сделают человека более ответственным за все происходящее в мире [3]. Духовное совершенствование, формирование нравственного сознания личности, очеловечивание, гуманизация всех сфер деятельности являются единственной альтернативой, способной вывести человечество из кризисов, порожденных XX веком. Исторически обусловлено, что переходные этапы в жизни общества всегда сопровождаются обострением социальных проблем, которые находят свое отражение и в сфере образования. Поэтому в кризисные периоды общественной жизни возрастает роль педагогической, науки, значимость социального воспитания, усиливается ответственность государства и всех социальных институтов по защите и поддержке детства.

Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России и странах СНГ к началу XXI века, перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, выдвигают парадигму личностно-ориентированного воспитания, требуют разработки новой теории и практики поликультурного образования, в которой социальное воспитание детей и подростков, их социальная защита и поддержка рассматривались как неотъемлемые части целостного образовательного поликультурного пространства.

Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения - вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в духовной нравственной жизни общества, семьи, отдельного человека. Социальная несправедливость, обездоленность и незащищенность охватывают все более значительную часть граждан, вызывают и обостряют такие ранее скрытые проблемы, как нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, этнические и национальные проблемы, социальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, бездомность, беспризорность, алкоголизм, наркомания и преступности. Сложный арсенал противоречий особенно негативно сказывается на самой незащищенной категории - детях [2].

Отсутствие продуманной, педагогически обоснованной, целостной системы социальной защиты и поддержки детей в современном поликультурном социуме, государственной политики в защите прав ребенка приводит к тому, что мы "теряем" детей, подростков, молодежь, оказываемся малоспособными влиять на их сознание и поведение. Россия, страны СНГ являются многонациональными на всей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающих поколений. Особенность национальных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство, которое отражает специфические способности этнического многообразия, и является универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры. Определение влияние на взаимоотношения людей разных национальностей и проявляемую ими культуру общения в поликультурном образовательном пространстве оказывают миграционные процессы.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями, воспитание духовности, культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученных.

Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы нравственного становления личности внесли крупные отечественные психологи и педагоги: Д.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Г.Н. Волков, Б.З.Вульфов, Л.С. Выготский, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др. Так Е.Н. Ильин утверждает, что учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способна превратить современную школу в национальное поликультурное образовательное учреждение, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление гармоничной личности, способствует у нее формированию любви к родине, к своему отечеству, к народу [1]. Вместе с тем, анализ источников подтверждает, что в теории и практике наук о человеке еще недостаточно раскрыты особенности организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве, обеспечивающего социальную защиту и поддержку учащихся, его сложность, противоречивость, опосредованность внешними и внутренними факторами социальных отношений. Вне поля зрения философских, психологических и социально-педагогических исследований остаются вопросы, связанные со статусом учащегося-мигранта, его беззащитностью, душевными потрясениями, дискомфортом в стенах школы и социума.

В этой связи полагаем, что социально-педагогическая поддержка и защита учащихся всех национальностей в поликультурном, образовательном пространстве, включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает интегрированную систему всех социальных институтов, как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества, его этико-этнической культуры, положения и места в нем поликультурного образовательного пространства, характеризующих экономическое, социальное и духовное здоровье государства.

В условиях многонационального общества, поликультурного образовательного пространства, задача формирования у учащихся-мигрантов этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений, свободы, защищенности может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп, а также организации социально-педагогических мер по реабилитации и поддержке детей-мигрантов [4].

Сегодня, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании гуманистические принципы духовной культуры (добротворчества, веротерпимости, толерантности и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистической направленности воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении, воспитании и в социально-педагогической защите и поддержке.


Библиографическая ссылка

Лалиев Б.К., Кочисов В.К. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11902 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674