Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Степанова Н.А. 1 Землянская М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
1. Азарова, Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова // Мир психологии. – 2006. – № 1. – С.147- 170.
2. Гилевич, В.В. Детский сад и школа / В.В. Гилевич // Дош. Воспитание. – 2010. – № 10. – С. 56-59.
3. Маргалов, В.Г. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. Маргалов, В.А. Ситаров. – М.: МГПИ, 2009. – 43 с.
4. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования, диагностика: методическое пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.А. Степановой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 236 с.
5. Степанова, Н.А. Угадай настроение //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11.
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным является поиск подходов к диагностике мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

В практике дошкольных организаций отработан инструментарий психолого-педагогической диагностики. Однако, в современных условиях стихийного использования различных, и не всегда достаточно обоснованных диагностических методик готовности детей к школе особенно важно отобрать оптимальный объем показателей готовности ребенка к школьному обучению, содержание и выстроить последовательность использования тестов обследований детей, при этом учитывая индивидуальные достижения каждого ребенка на этапе поступления в школу.

В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская, Г.А., Н.Г. Салмина и др.

Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др.

Как показывают исследования Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, обучение привлекает детей именно тем, что это серьезная содержательная деятельность, приводящая к результату и значимая не только для детей, но и для взрослых.

Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школьному учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями мотивационной готовности являются желание идти в школу, правильные преставления о школе, познавательная активность [4].

Необходимо отметить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что: все его сверстники туда пойдут; что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и др., статусное место школьника гораздо важнее, чем дошкольника.

В исследованиях С.А. Лебедевой [2] выделяются следующие мотивы учения:

внешние (требования родителей, приобретение школьных атрибутов);

учебные (интерес к процессу учения);

игровые (общение со сверстниками);

позиционные (желание занять новую социальную позицию школьника);

5) социальные (осознание общественной необходимости учения).

Первым этапом в развитии мотивационной готовности как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, готовность к их выполнению. Такой интерес, как правило, исчезает через 2-3 месяца, но является основой для формирования познавательной мотивации.

Необходимо отметить, что в авторском тесте Н.А. Степановой «Угадай настроение школьника» [5], описание которого в данной статье представлено ниже, мы делаем акцент на изучении первых двух показателей мотивационной готовности: «желания идти в школу» и »правильные преставления о школе».

На данный момент существует ряд психолого-педагогических диагностических методик, позволяющих определить степень готовности ребенка к обучению в школе. Каждый из современных авторов стремится выделить какой-либо один компонент готовности старших дошкольников к обучению в школе и рассмотреть его как можно глубже. Такой подход увеличивает количество всевозможных диагностик, то есть отдельно исследуется внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие, воля, эмоции, специальные умения и другие параметры развития ребенка. Зачастую специалисты забывают о целостности готовности ребенка к школе, о том, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией.

На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:

– непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка; понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

– комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающийся в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов (интеллектуального, эмоционально-волевого развития ребенка, желания учиться и способности устанавливать контакты со взрослым и со сверстниками);

– оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе.

В связи с этим, при изучении показателей готовности к школьному обучению перед нами встала задача рационализации диагностического инструментария – необходимости сокращения объема существующих показателей компонентов готовности к школе, диагностических тестов. Это позволило нам выделить такие системообразующие компоненты, как общие показатели компонентов готовности к школьному обучению; интегрированные тесты, позволяющие изучить сразу несколько показателей готовности или отследить более широкий контекст развития компонентов готовности.

К числу таких тестов относится и авторский тест «Угадай настроение школьника» [5], направленный на изучение эмоциональной и мотивационной готовности ребенка к школьному обучению и целого сплава критериев интеллектуальной готовности (восприятия, памяти). Эта дополнительность [1] интуитивного и рационального, чувств и мыслей позволяет значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом, выявить взаимосвязь компонентов готовности к школе в целом и тем самым выстроить единую систему оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу.

Необходимо отметить особенности данного теста:

1. Интегрированность теста, позволяющая изучить сразу несколько компонентов готовности ребенка к школьному обучению (мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной готовности).

2. Ответы на вопросы теста представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы школьников (школьных ситуаций), доступные, близкие детям, что способствует подключению эмоционально-чувственного, интуитивно-образного процессов познания.

3. Диагностическая задача теста скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом (так, в процессе обследования дети угадывают настроение школьников).

4. Задания теста активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно-образного мышления (через сравнения, установление причинно-следственных связей и отношений между явлениями и др.).

5. При построении этого упражнения мы постарались учесть процесс переключения эмоций (в процессе предъявления ребенку картинок с положительными эмоциями изображенных школьников в чередовании с отрицательными).

Рассмотрим тест «Угадай настроение школьника» [5].

Цели: 1) выявить уровни развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности;

2) выявить способность ребенка воспринимать и перечислять различные свойства предмета (явления), эмоциональные состояния и ситуации, выделять в них существенное;

3) изучить состояние образной памяти;

Оборудование: 7 карточек с изображением безликих школьников, участвующих в различных школьных ситуациях:

• ученик идет в школу;

• ученики подрались;

• ученик выполняет задание учителя;

• ученица получила «пятерку»;

• ученица получила «двойку»;

• ученик возвращается из школы домой;

• ученик разбил окно.

Дополнительно прилагаются карточки с изображением трех эмоциональных состояний:

• радости;

• «серьезности»;

• грусти.

Ход исследования:

Исследование мотивационной готовности.

Педагог (психолог) предлагает ребенку следующую инструкцию:

Перед тобой картинки про ребят, которые уже ходят в школу. А ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему ты хочешь пойти в школу? Что тебе больше всего нравится (или будет нравиться) в школе?

Исследование восприятия.

А) Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей.

А у тебя сейчас какое настроение? (Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать).

Б) Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением различных ситуаций в ниже перечисленном порядке, в ходе которого ребенку задаются вопросы исследовательского характера: Что здесь нарисовано? Что здесь самое главное? Какое настроение у школьника? Расскажи о его портфеле: какого он цвета, формы? Какие у мальчиков лица? Расскажи об их одежде. Какая она? Какое у девочки настроение? Расскажи об ее платье. Какое настроение у школьницы? Почему?

3. Изучение состояния памяти. После предъявления и обсуждения последней карточки педагог (психолог) убирает все карточки и говорит следующее:

– Понравились картинки? А теперь постарайся вспомнить все, что ты увидел на картинках. Расскажи обо всем, что запомнил.

Все словесные высказывания ребенка в процессе выполнения заданий фиксируются в протоколе.

Оценка результатов:

1 часть:

– за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла;

– за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла.

Максимальное число в изучении мотивационной готовности составляет 5 баллов.

2 часть: за каждую верно названные ситуацию, эмоцию, предмет – по 1 баллу (3 балла за карточку – в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 баллов.

3 часть: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) – по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 баллов.

В условиях поиска решений одной из стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования – развития системы качества образовательных услуг – особое внимание необходимо уделить решению проблемы осуществления государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников ДО. Это подчеркивает актуальность поиска подходов в решении проблемы диагностики мотивационной готовности старших дошкольников на этапе перехода ребенка в школу, что отражается в данной статье.


Библиографическая ссылка

Степанова Н.А., Землянская М.В. ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13301 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674