Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Казанчи Т.А. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Елькина И.Ю. Развитие личностных качеств студентов педагогических специальностей как базового компонента коммуникативной культуры: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2012. – URL.: http://www.docme.ru/doc/240278/razvitie-lichnostnyh-kachestv-studentov-pedagogicheskih-spec. (дата обращения: 17.12.2014 г.).
2. Измайлова Г.Х. Личностное развитие студентов-психологов – залог успешной профессиональной деятельности /армия и общество. – 2012. – № 4 (32). URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-studentov-psihologov-zalog-.uspeshnoy-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.11.2014 г.)
3. Капцов А.В. Взаимосвязь отношений в студенческой группе и динамики развития личностных качеств студентов. – URL.: http://www.sudexp.org/publ/17-1-0-1258 (дата обращения: 04.01.2015 г.)
4. Крутых Е.В., Караваева К.И. Формирование личностных качеств будущих специалистов в процессе обучения /Инновационные процессы в высшей школе /Материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Изд. ГОУ ВПО КубГТУ, 2010.
5. Крутых Е.В. Способность к саморегуляции поведения: компетентностный подход /Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 28-29 марта 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – М.: Изд-во «Спецкнига», 2013.
6. Крутых Е.В. Личностные компоненты субъектности студентов в контексте учебной успешности (коллективная монография) // Проблемы и вопросы современной психологии / Под ред. В. Стриелковски: коллективная монография. –Прага: Карлов Университет, 2013.

Проблема развития личности отражена в ФГОС ВПО различных направлений и специальностей. Личность должна быть готова не только к профессиональному, но и личностному самосовершенствованию. Однако, как показал анализ литературы, большинство исследований посвящено развитию профессиональных качеств личности студентов, и очень мало исследований направлено на изучение личностных качеств, формирующихся у студентов в вузе. Так, Елькина И.Ю. изучала развитие коммуникативной культуры студентов педагогических специальностей. Ею был разработан спецкурс «Основы коммуникативной культуры педагога», внедрение которого показало, что у студентов существенно повысился уровень коммуникативных личностных качеств [1]. А.В. Капцов проследил динамику развития личностных качеств студентов в процессе становления взаимоотношений в группе. Он выделил такие качества, как ценность саморазвития, понимаемая как стремление к самосовершенствованию, серьезному отношению к своим обязанностям, компетентности в делах, высокая совестливость, настойчивость, напористость, мужественность [3]. Наиболее популярны исследования личности студентов-психологов. Г.Х.Измайлова выделила такие личностные качества: эмпатия, толерантность, рефлексия, коммуникабельность. Она отметила, что развития личностных качеств на начальных этапах обучения идет неравномерно, формирование и развитие одних качеств опережает становление и изменение других. Также автор отметила, что период обучения в вузе является продуктивным этапом в развитии личностных качеств студентов [2]. Изучению влияния активных методов обучения на формированию личностных качеств будущих специалистов посвящена работа Е.В. Крутых и К.И. Караваевой. Результаты проведенного эксперимента показали, что у учащихся повышается уровень активности, заинтересованности, внимательности на занятиях, больше становится студентов, которые несут ответственность за свои поступки, стремятся работать самостоятельно [4]. К окончанию обучения в вузе большее количество студентов в учебной деятельности проявляют настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, стремление к самостоятельному выполнению работы [6].

Конечно, проблема развития личностных качеств студента сложна и требует комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. К окончанию учебного заведения у студентов должны быть развиты такие качества, которые смогут удовлетворять индивидуальные потребности личности, помогут этой личности реализовать свои жизненные цели [5].


Библиографическая ссылка

Казанчи Т.А. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13318 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674