Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

Колесников Е.И. 1
1 Владивостокский университет экономики и сервиса
Телекоммуникационные услуги являются основой информатизации любого региона, а проблема эффективности деятельности предприятия охватывает любую экономическую сферу функционирования компании. В данной статье рассмотрены основные вопросы оценки эффективности управления предприятием ОАО «Ростелеком, которая является крупнейшей на рынке предоставления платного телевидения и услуг широкополосного доступа в Интернет в России. Автором проведен анализ основных видов деятельности текущего состояния экономических показателей деятельности, исследована социальная эффективность управления предприятием, исследован спектр услуг, предоставляемых компанией, и описано ее современное положение на рынке. В статье анализируются основные проблемы управления компанией. Для стабилизации основных экономических показателей и увеличению доходов по основным видам деятельности предлагаются рекомендации по повышению эффективности управлением компании.
ОАО «Ростелеком»
услуги связи
оценка эффективности
телекоммуникационная компания
1. Петрук Г.В., Шестак О.И. Формирование информационной среды как основы устойчивого развития региона (на примере Камчатского края) // Информационное общество, 2014. № 5-6. С. 34-41
2. Петрук Г.В. Состояние и перспективы развития отрасли связи Камчатского края // Глобальный научный потенциал, 2014. № 9 (42). С.183-185
3. Годовое общее собрание акционеров по итогам 2013 года ОАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/ir/agm/2013/ дата обращения 10.05.15
4. Ежеквартальный отчёт ОАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/ir/results_and_presentations/ar/ Дата обращения 15.05.15
5. О компании ОАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/about/info/ Дата обращения 29.05.2015
Концепция эффективности применима для любой организации и носит обобщенный, универсальный характер. Общее повышение эффективности деятельности предприятия в целом зависит как от результативности внутренней системы управления организацией, основанной на том или ином управленческом инструменте или их взаимодействии, так и от результативности использования условий внешнего окружения.

ОАО «Ростелеком» - телекоммуникационная компания, занимающая лидирующее положение на рынке России и являющаяся одной из крупнейших на рынке оказания услуг связи Дальневосточного региона [1,2]. Эффективность ее работы отражается не только на положении самой компании, но и на спектре и качестве получаемых услуг для многих ее пользователей. Поэтому целью данного исследования послужила необходимость анализа эффективности управления ОАО «Ростелеком» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее управлением.  

Объект исследования выступило предприятие ОАО «Ростелеком», а предметом исследования - эффективность системы управления предприятием.

Для реализации поставленной цели работы необходимо решить ряд задач, первой из которой является - проведение анализа состояния системы управления ОАО «Ростелеком».

Эффективность управления предприятием - это результативность (оптимальность и степень достижения поставленных целей) использования общего потенциала предприятия, включающего как внутренний потенциал, так и потенциал взаимоотношений с внешней средой.

ОАО «Ростелеком» - телекоммуникационная компания, занимающая лидирующее положение на рынке России и является одной из крупнейших в Европе. «Ростелеком» начал вести свою телекоммуникационную деятельность с 23 сентября 1993 года и до 2011 года работал как национальный оператор дальней связи [3].

В апреле 2011 года произошло объединение с такими межрегиональными компаниями связи как: ОАО «Дагсвязьинформ», ОАО, ОАО «ЮТК», «СЗТ» ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Сибирьтелеком», и ОАО «ЦентрТелеком» а в 2013 году - ОАО «Связьинвест». За счет этого сформировалась единая национальная телекоммуникационная компания, что позволило создать базу для полной реализации экономических преимуществ масштаба бизнеса. В настоящее время компания осуществляет свою деятельность под единым брендом «Ростелеком».

Компания является лидером рынка телекоммуникационных услуг для корпоративных пользователей всех уровней, а так же и для органов государственной власти в России. Занимает лидирующее положение на российском рынке платного телевидения и услуг широкополосного доступа в Интернет. Количество абонентов услуг платного телевидения более 8 млн. пользователей, а количество клиентов пользующихся широкополосным доступом выхода в интернет превышает 11,2 млн.

Экономическую эффективность управления ОАО «Ростелеком» в динамике можно продемонстрировать, используя показатели, представленные в таблице 1

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг., млн. руб.

Наименование показателей

2012

2013

2013/2012, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

332435

325704

98,0

Операционные расходы, нетто

278604

280836

100,8

Операционная прибыль

53831

44868

83,3

Прибыль до налогообложения

42503

32119

75,6

Чистая прибыль

33202

24131

72,7

Рентабельность продукции, %

15,3

11,4

 

Рентабельность продаж, %

12,8

9,9

 

Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [4]

Анализ данных показывает происходящие негативные тенденции по основным экономическим показателям деятельности предприятия, так выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 2%, операционная прибыль - на 16,7%, прибыль до налогообложения - на 24,4%, чистая прибыли - на 27,3%.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж в 2013 г. также имеют тенденцию к снижению, что обусловлено  уменьшением доходов по основным видам деятельности предприятия.

Характеристика ключевых показателей по основному виду деятельности предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Ключевые показатели по основному виду деятельности ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг.

Наименование показателей

2012

2013

2013/2012, %

Количество абонентов, млн.

 

 

 

Местная связь

28,2

26,5

94,0

Физические лица

24,1

22,5

93,4

Юридические лица

4,1

4

97,6

Мобильная связь

13,6

14,8

108,8

ШПД, из них

9,7

10,6

109,3

Физические лица

9

9,8

108,9

Юридические лица

0,7

0,7

100,0

Доля абонентов, подключенных по FTTx, %

32

38

118,8

Платное ТВ, млн.

6,9

7,5

108,7

Доля IP TV, %

23

29

126,1

Трафик, сгенерированный физическими и юридическими лицами

 

 

 

Внутризоновый, млрд. мин.

10

9,1

91,0

МГ, млрд. мин.

4,7

4

85,1

МН, млрд. мин.

0,5

0,4

80,0

ARPU

 

 

 

По ШПД, руб.

453

448

98,9

По фиксированной связи, руб.

241

249

103,3

По платному ТВ, руб.

116

133

114,7

По мобильной связи, руб.

263

239

90,9

Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]

Как показывают данные таблицы 2 в 2013 г. явно прослеживается тенденция уменьшения количества обслуживаемых  абонентов, причем как физических, так и юридических лиц, а  число пользователей широкополосного доступа в Интернет увеличилось среди физических лиц. Значительно выросла в 2013 г. доля пользователей IP TV - на 26,1%.

Структура доходов по основным видам деятельности представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Структура доходов ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг., млн. руб.

Наименование показателей

2012

2013

2013/2012, %

Услуги местной телефонной связи

89504

87436

97,7

Услуги внутризоновой телефонной связи

19634

17171

87,5

Услуги междугородней и международной телефонной связи

20562

17101

83,2

Услуги присоединения и пропуска трафика (кроме Интернет)

21991

24864

113,1

Услуги мобильной связи

41161

38902

94,5

Аренда каналов

11433

9486

83,0

Широкополосный доступ в Интернет

51619

55938

108,4

Платное ТВ

9208

11906

129,3

Передача данных (VPN, центры обработки данных, продажа Интернет-трафика операторам)

20872

23025

110,3

Облачные услуги

6004

5422

90,3

Прочее

40447

34453

85,2

Итого, выручка:

332435

325704

98,0

Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]

Как видно из таблицы 3, в 2013 г. основное снижение доходов произошло по показателям услуг телефонной связи как основного направления деятельности предприятия: доходы от услуг местной телефонной связи снизились на 2,3%, от услуг внутризоновой телефонной связи - на 12,5%, от услуг междугородней и международной телефонной связи - на 16,8%.

Показатели распределения чистой прибыли предприятия за 2012 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Распределение чистой прибыли ОАО «Ростелеком», полученной по итогам 2012 года, млн. руб [4].

Наименование показателей

тыс. руб.

% к чистой прибыли

Чистая прибыль за 2012 год, тыс.руб.

32674394

-

Направления использования чистой прибыли

 

-

На выплату дивидендов, тыс.руб., в том числе:

8168569

25

в федеральный бюджет

532 757

1,63

На увеличение акционерного капитала в части нераспределенной прибыли 2012 года

24505825

75

Сумма, направленная в резервный фонд

0

0,00

Сумма, направленная в иные фонды

0

0,00

Иные направления использования чистой прибыли

0

0,00

Справочно:

Сумма, направленная на реализацию инвестиционных проектов (программ)

68487000

209,6

Данные таблицы 4 иллюстрируют управленческие действия руководства компании по реализации инвестиционных проектов, что в дальнейшем скажется на эффективности деятельности компании.

В связи с широким охватом территории своими услугами ОАО «Ростелеком»  имеет  большой состав численности персонала, однако в условиях постоянной модернизации оборудования, перехода к аутсорсингу, централизации структурных подразделений имеет тенденцию к постоянному сокращению.  Показатели численности и заработной платы персонала предприятия представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели численности и заработной платы персонала ОАО «Ростелеком» в 2011-2013 гг., чел. [4].

Наименование показателей

2011

2012

 

2012/2011,%

2013

2013/2012,%

Среднесписочная численность персонала

166933

159984

95,8

152586

95,4

Средняя заработная плата работников

26702

29444

110,3

31567

107,2

Как видно из представленных данных среднемесячная заработная плата работников возросла на 10,3% в 2012 г.  и 7,2% в 2013 г., что обусловлено сокращением численности сотрудников.

Эффективность использования человеческих ресурсов ОАО «Ростелеком» можно оценить по показателям выработки и прибыли на одного работника, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели эффективности использования персонала ОАО «Ростелеком» в 2014 г., млн. руб.

Показатель

2012

2013

2013/2012, %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

332435

325704

98,0

Чистая прибыль

33202

24131

72,7

Среднесписочная численность персонала, чел.

159984

152586

95,4

Среднегодовая выработка на одного работника

2,08

2,13

102,7

Прибыль на 1 работника

0,21

0,16

76,2

Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]

В 2013 г. показатели среднегодовой выработки на одного работника повысились на 2,7%  в основном за счет модернизации оборудования, что привело к сокращению  штатной численности персонала. В то же время, прибыль на одного работника снизилась на 23,8%, что связано с более высокими темпами ее снижения по отношению к выручке от продажи товаров, работ, услуг.

Эффективность управления компанией отражается в приверженности персонала к ней и проявляется в тенденциях текучести кадров. Так, в 2013 году текучесть кадров не превысила 10% (причем основной причиной увольнений  является уход на пенсию), что подтверждает лояльность сотрудников к руководству и благосклонность к компании, в которой они работают.

Проведенный анализ эффективности управления показал:

-  снижение основных экономических показателей деятельности предприятия, обусловленное снижением доходов по основным видам деятельности предприятия - предоставлению услуг телефонной связи;

- снижение численности персонала в связи с оптимизационными мероприятиями;

-  рост среднемесячной заработной платы работников;

- повышение показателей среднегодовой выработки на одного работника.

Таким образом, проведенный анализ эффективности управления выявил проблемы в управлении компанией, и следующей задачей исследования являлась разработка рекомендаций по повышению эффективности ее управлением.  

Для стабилизации основных экономических показателей и увеличению доходов по основным видам деятельности необходимо, ввести новые тарифы или акции на предоставление услуг связи, которые бы помогли привлечь клиентов. Так же возможна разработка новой услуги или предложения.

На предприятии большое внимание уделяется работе с персоналом: разрабатываются социальные программы, повышается оплата труда. Тем не менее, в связи со снижением основных экономических показателей, произошло снижение и показателей социальной эффективности управления ОАО «Ростелеком».

В целях повышения эффективности социального управления в ОАО «Ростелеком» и, как следствие, повышения экономической эффективности предприятия необходимо внедрить прогрессивную форму заработной платы. Универсальным методом оплаты труда, учитывающим интересы персонала и самого предприятия, является системы грейдов (грейдинг), которая позволяет структурировать размеры вознаграждения персонала, обосновать справедливость выплат, планировать карьерный рост.

Итак, в статье было проанализировано состояние системы управления ОАО «Ростелеком»: дана характеристика экономических показателей деятельности, предприятия, исследована социальная эффективность управления предприятием, разработаны предложения по совершенствованию системы управления предприятия.


Библиографическая ссылка

Колесников Е.И. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13414 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674