Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ

Романенко В.И. 1 Рамазанова Т.М. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет»
1. Sci-Fi - научная фантастика [Электронный ресурс]: Режим доступа: dreamcity.ucoz.com/publ/sci_fi_nauchnaja_fantastika/1-1-0-3 (дата обращения 03.11.2014 г.).
2. Sci-Fi [Электронный ресурс]: Режим доступа: zaur.at.wall.az/az/posts/3975 (дата обращения 03.11.2014 г.).
3. Тренд: SCI-FI [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.elle.ru/moda/trendy/trend_scifi/ (дата обращения 23.12.2014 г.).
4. Тенденции [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://lubov-molotkova.ru/index.php/blog/61 (дата обращения 20.11.2014 г.).
5. Резиденция в стиле Sci-Fi в Австралии: Stamp House [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.weareart.ru/blog/rezidencija-v-stile-sci-fi-v-avstralii-stamp-house/ (дата обращения 12.01.2015 г.).
6. Философия техники. Парадоксы научной фантастики [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://society.polbu.ru/engineering_philosophy/ch40_ii.html (дата обращения 28.01.2015 г.).
7. Язык моды. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.style-and-life.ru/yazy-k-mody/ (дата обращения 01.02.2015 г.).
8. Тенденции [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.fashion-report.ru/trends/detail.php?ELEMENT_ID=5662 (дата обращения 12.11.2014 г.).
9. Звездные воительницы ANDREW MAJTENYI FW/13 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://j-hecate.livejournal.com/45726.html (дата обращения 20.01.2015 г.).

В моде все четче прослеживается уход от ретро. Мода устремляется в будущее, не оглядываясь на прошлое, она больше не хочет базироваться на традиционных представлениях красоты. Хочется свободы самовыражения, а значит, не соглашаться с существованием привычных форм и рамок. Пытаться освободиться от культурных традиций и представлений, избегая эксцентричности [3].

Несмотря на стремление к освобождению, мода пока еще ищет новое и приглашает нас в неизведанное пространство космоса и теорию научной фантастики. Мода как мощный водный поток изо дня в день врывается в пространство нашей повседневной жизни - это еще не бунт, не хочет производить революцию. Становится ясно, что мода ищет гармонию, но в новом прочтении.

Поиск приводит к открытому диалогу, который лишен противопоставлений практичности и эстетики. Как следствие консенсуса-слияние натуральных материалов с техническими. Смешение материалов – главный признак новой гармонии! Но в этом гармоничном диалоге реального и виртуального, натурального и техногенного, мода все еще остается индивидуальной и декларирующей. Она заявляет: "Я вижу мир новым!" и предлагает новые правила.

Пока одни дизайнеры штудируют пыльные архивы и закупают учебники по истории костюма, некоторые полагаются на собственное воображение. Впору говорить о новом витке увлечения футуризмом.

Одним из ярких источников для творчества дизайнеров является научная фантастика Sci-fi. В переводе с греческого научная фантастика – это искусство воображения, яркого и впечатляющего глаз зрителя. Sci-Fi – жанр в литературе, кино и других видах искусства, один из разновидностей фантастики. События происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности. Но это никак не является мистическим.

Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией [1].

«Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего – они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу» – говорил Джакомо Балла, один из основоположников итальянского футуризма [2].

Футуризм своей загадочностью и новизной постоянно привлекает многих творцов, ведь это настолько богатый, почти неисчерпаемый источник вдохновения!

Romanenko.eps

Рис. 1. Модели из коллекции Андрэ Мажтени [9]

Начиная с двадцатого века футуризм, неустанно будоражит умы и сердца романтиков, вдохновлённых космическим пространством, пылких сторонников технического прогресса и свободомыслящих бунтарей, отвергающих закоренелые общественные нравы.

Особое влияние, данное течение оказало на моду. Благодаря работе таких выдающихся модельеров, как: Пако Раббан, Хуссейн Чалаян, Тьерри Мюглер, а позже и Питера Пилотто, Кристофера де Воса, Ирис ван Херпен, Николя Гескьера и Маниша Ароры, будущее слилось с настоящим, а футуризм стал одним из наиболее динамично развивающихся стилистических направлений[9].

Поэтому коллекции дизайнеров данного направления продолжают рассказывать нам о богатом неисчерпаемом источнике вдохновения в своих коллекциях, вдохновлённые биомеханическими существами и бескрайними просторами вселенной.

Что касается направления Sci-Fi, то оно вошло в моду в 60-е годы прошлого столетия, как следствие весьма значимых достижений в освоении космоса. Создание и разработка ядерного оружия, реактивных комплексов способствовали настоящему культу естественной и технической науки, а также инженерии. Казалось, что ученый и инженер могут все, начиная от изобретения новых, все более современных машин, кончая перепроектированием и улучшением самой природы [2].

Революционные настроения, которые витают в атмосфере дизайна, жаждущего нового дыхания, обретают конструктивные решения. Силуэты продуманы и выстроены, Но в материалах прослеживается легкость, структурность идей [4].

В искусстве кинематографа очень активно используют различные темы из научной фантастики, кинорежиссёры на протяжении века активно экранизируют фантастические романы писателей. Взрывы звезд и галактик, черные дыры, футуристические образы из глубин космоса целиком овладели сознанием людей! Каждый год мы ходим в кино, для того чтобы прикоснуться и увидеть, непохожие на нашу повседневность, образы будущего!

Что касается архитектуры, то и здесь научная фантастика нашла своё применение – это новые формы в архитектуре. Яркие примеры архитектурных ультрасовременных сооружений представлены на рис. 2, 3.

Резиденция, разработанная архитектором Chrles Wright (рис. 2) производит впечатление приземлившегося космического корабля. Расположена она в Квинсленде, Австралия, на краю FNQ пляжа. Помимо своего необычного внешнего вида, выполненного в стилистике Sci-Fi, она так же необычна своим расположением. Она стоит по середине воды, достаточно далеко он берега. Проект был сдан в 2013 году [5].

Romanenko.tif

Рис. 2. Резиденция в стиле Sci-Fi от архитектора Chrles Wright [5]

Наилучшая идея продемонстрировать произведение искусства и архитектурного дизайна, это создать место, где люди постоянно путешествуют.

Аэропорты постоянно посещают люди и путешественники со всего мира, и эти футуристические проекты аэропорта служат, чтобы преобразовать обычные павильоны в абстрактные составляющие архитектуры.

Эти сложные проекты аэропорта выводят путешествия на новый высокий уровень и сделают их более захватывающим. Футуристические концепции аэропортов представлены на рис. 3.

Romanenko1.tif

Рис. 3. Футуристические концепции аэропортов [5]

Парадокс в том, что, исходя из законов природы, человек был готов инженерным путем изменить, перевоссоздать саму природу. К тому же начиналась эпоха освоения космоса, уже были запущены первые спутники и перед человеком открылась грандиозная перспектива – завоевания космоса, новых планет и миров [6].

Массовая урбанизация приводит к необходимости хотя бы искусственно расширить тесное пространство мегаполисов. Идея respiration city – создание воздушного легкого города. Она подкреплена стремлением придать дизайнерский вид окружающей среде и поисками инновационных технологий для наиболее комфортного сосуществования в большом городе [8].

Новые технологии проникают во все сферы общественной жизни, в том числе и в моду. Уже сегодня дизайнеры одежды экспериментируют с различными инновационными материалами. «Скоро высокотехнологичная одежда станет общедоступной» — говорит Маршал Кохен, аналитик рынка одежды компании NPD Group. Появятся новейшие индустриальные разработки моды, отвечающие всем эстетическим требованиям нового времени, критериям гигиены и носки с новыми фактурами, влагопоглощающие и водонепроницаемые ткани, устраняющие запахи, меняющие цвет, принимающие любые формы, не требующие сшивания [7].

Британский футуролог Яна Пирсона (Ian Pearson) заявил, что через несколько лет у людей появится целый диапазон технологий обогащенной реальности, а виртуальные миры будут оказывать существенное влияние на моду. Изобретут «эмоционально отзывчивую» одежду, цифровые зеркала, позволяющие человеку программировать свое отражение, электронную косметику и видео-татуировки. Такова будет мода будущего [7].

Футуристические модели будут создаваться с помощью оригинальной техники шитья с использованием складывания и прорезей (что характерно для японской моды). Например, из трикотажной трубы, которая обретет необходимую форму с помощью нанесения прорезей, можно будет создать любую одежду, адаптированную к каждой фигуре [7].

Для создания новых технологий, материалов и одежды будущего ученые и дизайнеры Востока и Запада будут работать сообща. Новейшие достижения научного прогресса откроют пути для создания оригинальных моделей будущего.

Сегодня футуристичная одежда чаще всего представляет собой фантазии на тему техногенно-космической одежды, выполненной в лучших правилах минимализма. Можно заметить два направления: с одной стороны, дизайнеры предлагают упрощенную до крайности андрогинную одежду, в которой можно представить и мужчину, и женщину – бесформенные балахоны, спортивные костюмы унисекс с металлическими деталями или из материала, имитирующего металл. А с другой, – создают вещи, гипертрофирующие отдельные части тела – огромные карманы, острые плечи, туфли-«копытца», огромные головные уборы.

Сегодня коллекции дизайнеров и модельеров: это симбиоз готического стиля и образов из научной фантастики. Традиционные для дизайнера скульптурные силуэты, приталенные платья и объемные в плечах жакеты, с глубокими вырезами и острыми краями создавали драматический эффект. Среди странных инопланетных нарядов могут присутствовать и элементы гардероба повседневной одежды, минималистичные по своему содержанию

Говоря о дизайне костюма, не стоит забывать и об аксессуарах, без которых современный человек сегодня не может обходиться. Дизайнерами по всему миру разрабатываются аксессуары в стилистике Sci-Fi. Так, японская дизайн студия Tokyoflash Japan разрабатывает и успешно продаёт часы в стилистике Sci-Fi, которые представлены на рис. 4 [8].

Опираясь на творческие источники: научная фантастика, направление Sci-Fi, футуризм, творчество ярких представителей дизайна костюма была разработана авторская коллекция Романенко В.И. под девизом «AIROOM» представленная на рис. 5.

Romanenko2.tif

Рис. 4. Часы в стиле Sci-Fi от дизайн студии Tokyoflash Japan [8]

Romanenko3.tif

Рис. 5. Коллекция «AIROOM»

Сейчас уже никого не удивишь полетами в космос. Однако «космическая тема» по-прежнему остается привлекательной для дизайнеров. Сегодня одной из типичных представительниц футуристического стиля в одежде является Леди Гага: ее невероятные наряды, делающие женщину похожей на робота или киборга, вызывают бурю самых противоречивых чувств. И кто знает: возможно, через каких-то пятьдесят-сто лет подобная одежда превратится в привычную и повседневную комплекты для нас.


Библиографическая ссылка

Романенко В.И., Рамазанова Т.М. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13574 (дата обращения: 18.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074