Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ

Гаймалова К.И. 1 Черокова А.В. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
1. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. пособие для вузов. М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007. 223 с., 32 с. ил.: ил. (Изобразительное искусство);
2. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 190 с.: ил., [16] л. Ил. (Высшее образование).

Человек воспринимает мир в цвете. Бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает его всю жизнь. Люди любуются закатами и восходами солнца, северным сиянием и цветущей сиренью. Можно сказать что цвет вошел «в плоть и кровь» человека. Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности воздействия цвета на человека. [1; 3]

Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. [1; 40]

В таком виде изобразительного искусства, как живопись, которая, как нам известно, полностью построена на плоскости посредством цветных материалов, а композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающий произведению единство и цельность изображаемых на картине предметов или действий.

Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в живописи выражает определенную идею, она определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. [2; 66]

Композиция в живописи – это определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Дабы привлечь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме. Все лишнее в картине отбрасывается, на холсте остается только лишь то, что действительно необходимо и является главным объектом в произведении искусства. Чувство восторга от самого произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины.

Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени и т. д. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, точка зрения в композиции, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции и, наконец, роль цвета в композиции. Все это имеет огромнейшее значение на построение композиции изображения.

Выделяют несколько композиционных приемов, таких как – центр, он бывает двух видов, смысловой и композиционный; применение золотого сечения; ритм; статика и динамика; симметрия и асимметрия. Помимо композиционных приемов существуют и другие законы композиции – это закон целостности; закон жизненности; закон контрастов; закон подчиненности; закон воздействия; закон новизны. Наравне с этим выделяют виды композиции: фронтальная или плоская, одним словом это витраж, фреска или картина; объемная – это скульптура или архитектура; глубинно-пространственная, одним словом, пространство, формированное из пространства, предметов и расстояний между ними, например архитектурный ансамбль. И в завершении хотелось бы рассказать о типах композиции на примере некоторых живописных произведений. Во-первых, это членение на слои. Если взглянуть на картину Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», то мы можем увидеть, что пространство создают фигуры, а не располагаются в нем, перекрывая друг друга, располагаясь ниже или выше на картине. Во-вторых, членение на планы. Данный тип композиции берет свое начало в эпоху Ренессанса. Произведения данного типа состоят из двух планов: хорошо развитого переднего плана с каким-либо действием и второго плана с архитектурным или природным пейзажем. В дальнейшем стали появляться многоплановые композиции. В-третьих, это построение пространства цветом. Для примера можно опираться на картину Михаила Врубеля «Сирень». Здесь четко видно, как художник лишь одним цветом решает задачу композиции. Видно два плана, где первый план занимает человек, а второй план полностью принадлежит кусту сирени. Все это выполнено при помощи цвета. В-четвертых, интерьерное построение пространства. Здесь главным является то, что художник вводит интерьер в картину, этим и решается проблема композиции. В-пятых, пластическое построение пространства. Здесь ведется построение пространства лишь фигурами, что в свою очередь имеет несколько разновидностей: фигуры в картине движутся на зрителя; фигуры в картине движутся к зрителю или от него. В-шестых, композиция с выраженным композиционным центром, или другими словами, композиция с использованием симметрии, что само за себя говорит о том, что в картине все предельно геометрично, присущи прямые линии, а сама композиция напоминает зеркальное отражение одной из половин холста.

Таким образом, художник стремится выполнить все правила и основы композиции в живописи, именно поэтому художники выполняют столь захватывающие полотна, которые становятся достоянием истории всего художественного мира.

Данная статья поможет начинающему художнику понять основы композиции в живописи, а человеку, который далек от изобразительного искусства, способствует приобщению к художественной деятельности.


Библиографическая ссылка

Гаймалова К.И., Черокова А.В. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13595 (дата обращения: 18.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074