Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

Иванов Д.Н. 1 Кулешова А.А. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Продвижение новаторских идей, внедрение новых материалов, формирование перспективных тенденций в дизайне костюма – важные проблемы современного дизайна. Особенно явно на рубеже XX –XXI веков наблюдается множество новых технологий в модной индустрии, навеянных смелыми идеями авангардных течений. Их логическое продолжение отражается в современных экспериментах с формой, манипуляциях с текстилем, поисках конструкций и структур с новыми свойствами.

Цель данного исследования – концепт нового видения формы современного костюма, разработанной в результате экспериментов с гофрированным материалом. В основу поиска новых технологий, конструкций, тектонических свойств материалов и способов формообразования костюма выбраны принципы авангарда.

Для решения задачи формирования концепции на первом этапе проектирования использовался композиционный анализ известных приемов гофрирования и перенесение выявленных свойств жестких листовых конструкций из смежных областей в сферу дизайна костюма.

Анализ авангардной моды выявил ее особые стилистические черты, которые можно назвать существенной частью профессионального арсенала современных модельеров. Это новые формы и силуэты, активные контрастные сочетания цветов, широкое использование простых, геометрических фигур, включение в костюм жестких элементов и динамических линий.

Авангардная мода сложилась в культуре постмодернизма с 1970-х годов. Благотворной почвой для нее явились интеллектуальная среда, музыкальные течения, молодежные движения в Америке и Англии. На формирование авангардной моды повлиял кубизм, сюрреализм, беспредметное искусство, поп-арт, концептуализм, хэппенинги, перфоманс и т.д. Внутри авангардной моды выявились такие новаторские течения как минимализм, деконструктивизм, концептуализм, пересматривающие традиционные для Европы формы одежды, крой, силуэт. Они диктовали иное отношение к материалу с применением новейших технологий.

Основоположником авангарда в моде признан Пьер Карден. К ярким представителям авангардной моды сегодня относятся Рэй Кавакубо, Вивьен Вествуд, Хуссейн Чалаян, Йоджи Ямамото, Хельмут Ланг, Анн Демелемеестер, Мартин Марджела, Александр Маккуин и другие. Но среди модельеров практически не существует чисто авангардных, которые занимаются исключительно одним этим направлением. Многие коллекции самых известных дизайнеров пропитаны смелым новаторским духом. Авангардное проектирование – это наивысший уровень профессионализма, сложный и не всегда объяснимый путь овладения главными компетенциями дизайнера.

Авангардная мода ХХ века задала энергичный, экспериментальный, самоутверждающий, перспективный характер «нового дизайна». Логика, универсальность, свобода, способность к трансформациям и дух индустриальной эпохи характерны для авангардных течений в моде.

Одной из задач данной работы был пересмотр традиционных приемов гофрирования на предмет возможностей перспективы его использования в организации новых костюмных форм.

Гофрирование (от фр. Gaufrer – прессовать складки, оттискивать узор) – процесс создания складок – рёбер жесткости (гофров) в листовых материалах путем сгибания листа с целью и способности материала сопротивляться образованию деформации.

Благодаря своей тектонике, гофрирование, как средство улучшения прочностных характеристик полотна, придает уникальные свойства материалам и создает динамичные, функционально оправданные и композиционно-гармоничные конструкции и технологии. Существующие технологии гофрирования были изучены в данной работе и проанализированы с точки зрения перспектив их использования в моде и дизайне костюма.

Согласно историческим данным гофрирование тканей первыми стали применять древние египтяне. На протяжении многих веков плиссе и гофре использовалось и в женской, и в мужской одежде.

Гофрирование довольно трудоемкий технологический процесс, он заключается в формировании и фиксировании на длительное время мелких параллельных или сужающихся к центру складок. К этой разновидности обработки тканей относятся плиссе, гофре и крэш (жатая ткань). Причем стороны складок, образующие «гармошку», должны быть одинаковой ширины.

Технология гофрирования позволяет увеличить прочность и устойчивость конструкции при меньшем весе и широко используется самым различным образом: в трубопроводной арматуре, в вагонах метро, в фюзеляже самолета из гофрированного металла, в оболочке дирижабля Циолковского, в рыцарских доспехах.

Гофрировка также обладает высокими эстетическими свойствами, поэтому она приобрела широкое применение в парикмахерском искусстве, в создании декора, а особенно в обработке тканей для нарядной одежды. Для гофрирования используются различные натуральные и синтетические ткани. Крепость складок зависит от состава материала. Для изготовления гофре используются специальные формы с разными видами складок из картона или ватмана. Гофрированная ткань позволяет модельерам создавать удивительную игру фактур, наполняя наряд глубиной, делая образ удивительно выразительным.

В ходе экспериментального формообразования данного проекта разработана коллекция моделей костюма, выразительность художественного образа в которой получена за счет использования простых, геометрических фигур. Включение в костюм жестких элементов и динамических линий, вариации силуэтных решений на уровне идеи и технологии ее воплощения нацелены поразить воображение зрителя.

На первом этапе эксперимента выполнен графический поиск ряда форм костюма, затем модели построены в художественную систему «коллекция». Логическое формообразование костюма осуществлялось на основе фотографий макетов из бумаги, вариабельность композиционного решения которых достигнута на основе творческого источника и с помощью компьютерной обработки фотографий, выполненных на манекене в натуральную величину. Основополагающими принципами разработки проекта являются концептуальность, эстетика гофрирования, новизна в технологиях формообразования оболочки костюма и скрепления материалов.

Творческим источником проектируемой коллекции моделей послужили идеи бумагопластики и архитектоническая логика формообразования костюма, а также художественные образы Египетских фараонов.

Установка на новизну и выбранный путь макетного поиска форм костюма из бумаги на этапе реализации идеи в материале позволили создать новые силуэтные формы на основе ритмической организации ребра жесткости с учетом тектоники бумажного листа. Объемная форма одежды достигается с помощью конструктивного метода и жесткости материала. В данном случае проектируемые изделия представляют собой жесткие платья с прилегающим оболочковым лифом и юбками – «пачками» – концепты, построенные на ребристости и гофрировании. Концептуальность идеи остро проявляется не только в использовании такого нетрадиционного костюмного материала как полимеры, но и в самих силуэтах одежды, в приемах сопряженности частей. В проектируемой коллекции силуэт – острый, непривычно активный, характеризует общую форму костюма как динамичную, контрастную, неординарную. Направленность складок повторяется в радиальном направлении от правильной окружности к эллипсовидным формам, создавая структуру костюма с ярко выраженным образом. В проектируемых костюмах-концептах, представленных на рисунке, по-новому реализуется силуэтные решения формы за счет применения технологии гофрирования.

Kuleshova.tif

Фото проектируемой миниколлекции моделей

Основные требования, предъявляемые к выбору материалов при проектировании комплекта, – эстетические и новационные. Платье изготовлено из пластика, который поддается формованию, позволяет придать изделию нужную форму, обладает устойчивостью и жесткостью.

В процессе выполнения дипломного проекта проведена работа по исследованию существующих технологий скрепления деталей и возможных способов их нового использования для реализации художественной идеи в материале.

Для выбора технологии стыковки гофрированных конструкций с пластичной формой проектируемой оболочки костюма были изучены и проанализированы существующие способы формования полимерных материалов:

1) термическое вакуумное формование пластика с применением таких материалов как АБС-пластик; полиэтилен; поликарбонат; полистирол; ПВХ.

Вакуумное формирование активно используется для производства облицовочных деталей корпусов приборов, предметов внешнего и внутреннего тюнинга транспортных средств и других объемных деталей. Вакуумная формовка дает огромное поле для фантазии дизайнерам и модельерам, позволяя создавать объемные формы из пластика любой сложности,

2) технология литья в силиконовые формы.

3) 3D-печать может осуществляться разными способами и с использованием различных материалов, но в основе любого из них лежит принцип послойного создания (выращивания) твёрдого объекта с помощью 3D-принтера. 3D- принтер, созданный специально для дизайнеров и инженеров, как высокоточное устройство может создать модель любой сложности

4) густые керамические смеси тоже применяются в качестве самоотверждаемого материала для 3D-печати крупных архитектурных моделей.

5) биопринтеры— печать 3D-структуры будущего объекта (органа для пересадки) производится стволовыми клетками. Далее - деление, рост и модификации клеток обеспечивает окончательное формирование объекта.

На этапе изготовления моделей костюма по результатам экспериментального поиска был использован метод вакуумной формовки, который дает чистоту стыков деталей как на автомобильных поверхностях.

В результате проведения аналитических и экспериментальных методов данного исследования была реализована концепция проектирования, получен дизайн-продукт в форме авангардной коллекции моделей одежды, а также сделан ряд заключений.

1.Анализ нетрадиционных (некостюмных) материалов и существующих средств стыковки жестких форм из пластика расширяет знания о возможностях и перспективах формообразования костюма с использованием таких средств как биопринтер и печать 3D-структуры будущего объекта.

2. Авангардная концепция проектирования позволяет выявить перспективные материалы для одежды, способы работы с ними, инновационные технологии формообразования, организовать выразительную архитектонику современного костюма.


Библиографическая ссылка

Иванов Д.Н., Кулешова А.А. ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13612 (дата обращения: 18.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074