Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ SOS ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Баймуканова М.Т. 1 Омарова А.К. 1
1 Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова
1. С.М. Джакупова., А.Т. Изакова., Т.А. Абдрашитова, Я.Н. Оспанова // Социологическое исследование по проблемам профилактики социального сиротства. Астана. 2008.
2. http://www.parlam.kz/
3. http://www.sos-kazakhstan.kz/
4. Методическое руководство по организации деятельности Проекта по укреплению и предотвращению социального сиротства – SOS Детские деревни Темиртау. 2013.
5. Руководство для организации «Детские деревни SOS» Программы укрепления семьи. 2007.

Институт семьи призван играть исключительную роль в жизне общества, его стабилизации, преодоления социальной напряженности. Однако, сегодня мы сталкиваемся с ситуацией широкого распространения семейного неблагополучия, роста семей «группы риска» и, как следствие – увеличения количества социальных сирот.

В практике социальной работы к социальным сиротам относят детей, имеющих родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются воспитанием детей: лишены родительских прав, хронические алкоголики, наркоманы, отбывают сроки наказания, безвестно отсутствуют, уклоняются от родительских обязанностей и др. [1].

Собственно, социальное сиротство – это явление, отражающее состояние детей и подростков, имеющих биологических родителей, но лишенных их попечения и оставшихся вне эффективного воздействия со стороны основных институтов их социализации [1].

Основными причинами, порождающие такого рода явление, как социальное сиротство, в нашем обществе можно назвать следующее:

– во-первых, кризисные явления в жизни государства и общества, связанные с политическими и экономическими переустройствами и реформами, сказывающиеся на семейном бюджете и семейном микроклимате;

– во-вторых, снижение шкалы жизненных запросов и социальных потребностей молодых людей, падение нравственных устоев, безответственность за последствия временных связей, рождение ребенка и др.;

– в-третьих, стремление родителей уйти от реальности в наркомир, алкоголизм, бродяжничество;

– в-четвертых, ранние браки, не имеющие экономического обеспечения, заканчивающиеся разводом и проблемами неполных семей;

– в-пятых, рождение детей вне брака, несовершеннолетними мамами, мытарства матерей-одиночек;

– в-шестых, вынужденная длительная изоляция родителей в местах лишения свободы;

– в-седьмых, дети – отказники, имеющие серьезные заболевания; дети родителей, лишенных родительских прав, брошенные дети или подкидыши.

Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Согласно статистике детей-сирот в Казахстане по состоянию на 2013-2014 годы насчитывалось около 36 800, из них в семьях под опекой или попечительством находилось около 21 600 детей, на патронатном воспитании – около 2 300 детей. Несмотря на это, в государственных учреждениях воспитывалось около 13 тыс. детей, чуть более 10 500 из них под покровительством Министерства образования и науки Республики Казахстан (интернаты), около 1 600 – Министерства здравоохранения (малыши от 1 до 4 лет в домах ребенка) и около 800 детей – Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан (дети-инвалиды). Из них только у 15% родители умерли, а более 80% дети сироты, оставшиеся без попечения родителей [2].

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений и системы защиты детства. Для решения проблем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанские законодатели заложили правовые нормы в законы и Кодексы Республики Казахстан: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О детских деревнях и Домах юношества», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и других нормативных актах. Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция ООН о правах ребенка, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития.

А также, для решения проблемы профилактики социального сиротства в стране разрабатываются и реализуются программы работы государственных служб с семьями, дети в которых подвержены социальному сиротству. Однако можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию.

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.

Способствование здоровому развитию ребенка в заботливом семейном окружении, было, есть и будет движущей силой развития идеи SOS Детские деревени. Эта идея выстроена на приверженности к поиску наиболее подходящих путей решения проблем каждого ребенка, лишенного родительской опеки либо рискующего ее потерять.

Ввиду роста количества детей лишенных родительской опеки либо рискующих ее потерять, ухудшения их жилищных условий и недостаточной поддержки им со стороны, SOS Детские деревни были способны путем внедрения программы укрепления семьи (ПУС), основываясь на своем опыте в сфере развития детей и семей, найти пути оказания действенной, эффективной помощи детям, рискующим потерять биологическое семейное окружение. В Республике Казахстан проекты укрепления семьи были запущены в январе 2007 года в г. Астане, в феврале 2007 года в г. Темиртау и в ноябре 2008 года в г. Алматы. В течение данных лет проекты укрепления семьи накопили достаточные знания, опыт и навыки и выработали определённые подходы к работе с семьями и детьми. В настоящее время услуги, которые оказывают проекты в среднем 750 детям и 365 семьям, востребованы и нужны [3]. В каждом городе целевая группа, цели, задачи проекта разные.

В Карагандинской области г. Темиртау по количеству СПИД и ВИЧ инфицированных занимает первенствующие позиции. Не только наркоманы, но и дети являются самой уязвимой категорией. На сегодня, согласно официальной статистике, в г. Темиртау 16 детей являются носителями ВИЧ инфекции (6 детей в проекте) [3].Поэтому, в данный проект попадают следующие категории:

1. Дети из семей, члены которых имеют ВИЧ – статус.

2. Дети из неполных семей, рожденные вне брака, при условии, что данные дети находятся в высокой группе риска потерять родительский уход, когда пренебрегают их основными нуждами: материальными, эмоциональными, в образовании, в медицинском уходе и лечении или они подвергаются жестокому обращению из-за того, у их родителей недостаточно потенциала либо желания осуществлять должный уход за детьми.

3. Дети, лишенные родительской опеки, но имеются возможности их воссоединения с биологическими семьями, так как родители демонстрируют желание и улучшили свои родительские навыки для адекватного ухода за детьми.

Цель проекта – оптимизация жизненной ситуации семьи, сохранение семей для детей группы риска, снижение риска социального сиротства и изменение жизненной ситуации для детей; создании системы помощи социально неблагополучным семьям, страдающим от ВИЧ-СПИД, имеющим проблемы со здоровьем; семьям, стремящимся к возврату опеки над своими детьми [4].

Задачи проекта:

1. Разработка пакета услуг, обеспечивающего доступ детей и гарантирующего поддержку семьи с ВИЧ-статусом;

2. Предоставление услуг на основе потребностей ребенка и семьи;

3. Распознавание, и разрешение семейных конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных негативных последствий;

4. Помощь ребенку в устранение причин, негативно влияющих на его развитие;

5. Социально-психологическое и медицинское сопровождение ВИЧ-позитивных семей;

6. Установление связей с биологическими родственниками семьи;

7. Мотивация и направления усилий местных сообществ на активизацию внутренних ресурсов семьи;

8. Привлечение партнеров к решению возникающих проблем детей, живущих в ВИЧ-семьях и профилактике потери ребенком семьи [4].

Пакет услуг для детей и семей, оказываемых проектом: образовательная поддержка; поддержка здоровья; социальная поддержка; психологическая поддержка; поддержка родителей; экономическая поддержка; юридическая поддержка; поддержка в улучшении жилищно-бытовых условий; поддержка в обеспечении питанием; помощь в организации досуга; поддержка в обеспечении одеждой.

В г. Темиртау в рамках данного проекта социальные работники успешно используют методику кейс-менеджмента. Кейс-менеджмент – это способ повышения гибкости, непрерывности и оперативности предоставления услуг; обеспечения холистического подхода, когда планирование и оценка случая основывается на индивидуальных потребностях и на сильных сторонах ребенка и его семьи [5].

Работа с семьей осуществляется в технологии кейс-менеджмента по следующему Алгоритму работы с семьей:

Baimukanova.tif

Благодаря технологии кейс-менеджмента в рамках проекта оказана помощь 129 малообеспеченным семьям, в них воспитываются 250 детей, из них 65 семей (51%) – Ф-50 (ВИЧ инфицированные), 64 (49%) – мамы одиночки, из общего числа 30 семей (23%) многодетные, 5 семей (4%) – опекаемые.

На сегодня, в проекте количество детей, над которыми нависла реальная высокая угроза остаться социальными сиротами – 45%, на среднем уровне – 44%, низшем – 11%. Прогресс динамики составляет 15% (Рисунок).

Baimukanova1.tif

Сравнительный анализ риска социального сиротства

Для понижения данной динамики большой вклад оказывают социальные работники, в рамках работы проекта по оказанию социальной поддержки, через реализацию технологии кейс-менеджмента. В цел<a id=" title="x-953-anchor" />ом в проекте работают 5 социальных работников, 1 психолог, координатор проекта и на каждого социального работника приходится 26 семей и по 50 детей. Социальный работник, обслуживающий эти семьи порой не имеет физической возможности заполнить документы, сопровождать семью, проводить мониторинг. Потому что, заполнение документов по трудоустройству, определение в детские сады и школы занимает достаточное количество времени. А без этих документов семья нигде не может получить должную помощь и внимание, например: государственные и неправительственнные организации. Поэтому, в подобных проектах для более эффективной работы должны принимать участие большее количество квалифицированных социальных работников и фандрайзеров. При этом, социальные работники, ответившие на вопросы нашей анкеты, отмечают, что что в проекте необходима деятельность юристов, участие которых в проекте даже не запланировано. 

Социальные работники не только работают в своей профессиональной сфере, но и занимаются вопросами социально-педагогической деятельности. Это указывает на необходимость включения в проект и социальных педагогов и педагогов-организаторов. А сами социальные педагоги посоветовали включение в проект дополнительных специалистов: логопедов и дефектологов. Количество психоголов так же необходимо увеличить на 3 и более единицы.

Результаты нашей анкеты показали также, что почти все социальные работники не имели доплома «Социальный работник», а имели разную профильную подготовку. Только 1 имел диплом социального работника и психолог имел диплом «Социальный педагог» (второе высшее образование). При этом у всех почти нет стажа работы.

Конечной целью структурированного процесса развития семьи и индивидуальных пакетов услуг является поддержка и выведение семей на уровень самодостаточности в уходе за детьми, когда они имеют знания, навыки и ресурсы для защиты и реализации прав своих детей на выживание и развитие сейчас и в будущем. Однако, это невозможно без мотивации семьи и выполнения ПРС. В целом поддержка предоставляется семьям, не более, чем 3-5 лет. Ожидается, что семьи должны иметь возможность стать самостоятельными в пределах этого срока, если ПРС разработан должным образом и семьи принимают активное участие в его выполнении


Библиографическая ссылка

Баймуканова М.Т., Омарова А.К. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ SOS ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13653 (дата обращения: 18.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074