Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ СЕТИ РОССИИ

Великосвят О.Р. 1 Ганцен Н.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Камалетдинов Р.К. Информатизация региональных библиотек: современное состояние, тенденции развития. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (21.01.2013) / Рафаэль Кашфиевич Камалетдинов; ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств». Казань. Режим доступа: http://tekhnosfera.com/informatizatsiya-regionalnyh-bibliotek-sovremennoe-sostoyanie-tendentsii-razvitiya#ixzz3EVzZJhVl, свободный.
2. Степанова А.С. Практические и исследовательские проблемы библиотек: взгляд реальных и будущих библиотекарей [Электронный ресурс]: А.С. Степанова. Электронные данные. Москва: Российская государственная библиотека для молодежи, 2008 – 14. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/stepanova.php, свободный.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов. Особенность библиотек как хранителей информационных ресурсов состоит в том, что они являются держателями главным образом опубликованной и тиражированной информации, представленной в виде различных отечественных и зарубежных изданий, и обеспечивают фундаментальность хранимой информации.

Благодаря библиотекам, опубликованная информация становится доступной. Федеральными законами «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» определены принципы деятельности библиотек, в соответствии с которыми библиотеки обязаны гарантировать «права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность».

Организационная структура библиотечных систем России имеет иерархическую форму и подчинена ведомственному и административно-территориальному принципам. Ведомственная структура системы библиотек включает: библиотечную систему Министерства культуры РФ; информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную сеть высших учебных заведений России; сеть медицинских библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек и др. Деление по административно-территориальному признаку преимущественно распространяется на региональные, универсальные, научные публичные и массовые библиотеки. Региональные структуры составляют системы республиканских, городских, областных и районных библиотек, административно подчиненных соответствующим республиканским и муниципальным органам.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает: публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России); систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ; информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную сеть высших учебных заведений России; сеть медицинских библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек; другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра.

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

Основными проблемами развития библиотек библиографы на первом месте поставили материальные проблемы. Именно они затрудняют работу библиотек, как областных центров, так и малых и средних городов. Причем, понятие «материальные проблемы» понимается широко, сюда относятся: низкая заработная плата сотрудников, недостаток средств на должное комплектование фонда библиотеки книгами, периодическими и медиа изданиями, слабая материально-техническая база библиотеки, не позволяющая создать комфортную среду для пользователя и внедрять новые информационные технологии, отсутствие средств на реализацию масштабных программ и проектов [2] .

На второе место – недостаточную степень координации и кооперации между библиотеками: недостаточная степень взаимодействия между библиотеками в масштабах населенного пункта и страны, отсутствие информации о деятельности библиотек. Множество российских библиотек реализует значимые проекты. Однако большинство такой информации «застревает» на уровне самой библиотеки, в лучшем случае – уровне региона. Лишь маленький ручеек этого информационного потока вливается в профессиональную периодическую печать. Наиболее доступный в настоящий момент канал общероссийской профессиональной коммуникации.

Третье место – это трудности в развитии социального партнерства [2].

В настоящее время благодаря активной деятельности федеральных, крупных областных и вузовских библиотек наметилась явно позитивная тенденция – развитие электронной библиотечной системы. Основные направления развития библиотечных информационных ресурсов России, сформулированы в программе «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ», реализуемой Министерством культуры РФ.

Практически все библиотеки России сегодня оснащены электронными каталогами, часть из них имеет собственные, некоторые – например, библиотеки муниципального уровня – работают по схеме аутсорсинга, когда их каталоги расположены на сайтах иных, более крупных организаций. Но с точки зрения соответствия мировому уровню в целом видится определенное отставание из-за сети сельских и школьных библиотек.

Благодаря национальному проекту «Образование» почти во все общеобразовательные учебные заведения пришел Интернет, но электронными каталогами и системой автоматизации оснащена далеко не каждая школьная библиотека. Еще большее отставание видно в классе общедоступных массовых библиотек, в первую очередь сельских и поселковых, где ситуация сложнее и с всемирной информационной сетью.

К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2.5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 – муниципального уровня. Почти во всех библиотеках субъектов РФ созданы ЛВС, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения ИТ в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и др. библиографических базы данных.

Например, на сайте ГПНТБ можно получить доступ к электронному каталогу, в котором содержится библиографическая информация о всех видах литературы, поступающий в фонд России – авторефераты диссертаций, неопубликованные переводы, зарубежные книги, зарубежная периодика, отечественные книги, отечественные журналы.

Благодаря активной деятельности федеральных, крупных областных и вузовских библиотек наметилась явно позитивная тенденция – развитие электронной библиотечной системы. Практически все библиотеки России сегодня оснащены электронными каталогами, часть из них имеет собственные, некоторые – например, библиотеки муниципального уровня – работают по схеме аутсорсинга, когда их каталоги расположены на сайтах иных, более крупных организаций. Но с точки зрения соответствия мировому уровню в целом видится определенное отставание из-за сети сельских и школьных библиотек.

Важной стороной деятельности сегодня как считает Яков Шрайберг, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, становится обслуживание удаленных пользователей. Главная задача – сделать так, чтобы читатель из глубинки имел равные права и был для библиотеки столь же уважаемым пользователем, как и посетитель в классическом понимании. Это не так просто, но к этому положению необходимо стремиться.

Таким образом, в сегодняшней социально-экономической ситуации библиотеки, особенно в средних и малых городах, по сравнению с другими государственными организациями, оказались наиболее подготовленными к выполнению роли универсальных информационных центров для широкого обслуживания населения, организаций и органов государственной власти.

Региональные и муниципальные публичные библиотеки значительно расширили тематику приобретаемых ими книг и периодики за счет экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой литературы, в том числе на машиночитаемых носителях.


Библиографическая ссылка

Великосвят О.Р., Ганцен Н.Ф. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ СЕТИ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13697 (дата обращения: 18.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074