Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС, Г. ВЛАДИВОСТОК)

Черкасова Ю.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. 2012. №25., С.167-173
2. Бубновская О.В., Черкасова Ю.С. Волонтерство как инструмент формирования карьерных ориентаций студенчества (на примере Центра волонтеров ВГУЭС, г. Владивосток), Владивосток, 2015.
3. Жуина Д.В. – Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности – [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/5-2/33888.pdf – (Дата обращения 8.12.15)
4. Методика Орлова Ю.М. Тест-опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха // Материал psycabi.net – [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha (дата обращения 29.10.14).
5. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь–справочник по социальной работе / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с. C. 121–124., с. 89.
6. Чагин А.Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде – [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения 12.12.2015).
7. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере Центра волонтеров ВГУЭС)// Международный студенческий научный вестник. 2015.№5-2., С.228-233.
8. «Якоря карьеры», Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) / Материал vsetesti.ru – [Электронный ресурс]. URL: http://vsetesti.ru/1087/ (дата обращения 30.10.14).

В современном мире проводится множество исследований и программ для повышения качества образования, чтобы обеспечить выпускников высших учебных заведений необходимыми для их трудовой деятельности навыками, однако недостаточность данных мешает развитию исследований карьерных ориентаций, что затрудняет работу в данной сфере.

Проблемой исследовательской работы является недостаток информации по динамике развития карьерных ориентаций в данном случае, волонтеров, что может повлиять на успешность добровольческой работы. Также волонтерская деятельность может рассматриваться как эффективное средство социализации молодежи, поэтому было бы интересным узнать, какие аспекты карьерной сферы развивает добровольческая деятельность.

Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности, предмет исследования – карьерные ориентации студентов ВГУЭС, их содержание и динамика изменения у волонтеров.

Цель: охарактеризовать содержание и динамику изменений ценностных ориентаций в карьерной сфере участников волонтерского движения вуза.

Гипотеза – участие в волонтерской деятельности является инструментом социализации личности, повышает для студентов значимость карьерных ориентаций, полезных для общества: Служение, Интеграция стилей жизни, Менеджмент, а также развивает потребность в достижении цели.

Методы исследования: авторская анкета «Мотивы волонтерства»; психодиагностические методики – «Потребность в достижении цели» (Ю.М. Орлов) [4], «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) [8]; методы сравнительного анализа и описательной статистики (оценка средних, оценка сдвига значений по Т-критерию Вилкоксона).

Исследование проводилось на базе ВГУЭС. Выборка включала добровольцев Центра волонтеров ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» (г. Владивосток) и студентов вуза, не участвующих в волонтерской деятельности.

Волонтеры («от англ. volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению [5]. Изучение волонтерства и их ценностно-смысловой и карьерной сферы в научной литературе представлено О.В. Бубновской, Д.В. Жуиной, В.Р. Кейсельманом, Л.А. Кудринской, Е.А. Потаповой, Л.Е. Сикорской, Е.В. Субботинским, А.В. Суворовым, Ю.В. Шековой, Н.А. Шепетуном, М.С. Яницким и др.

По результатам наших исследований 2014-2016 гг., в ходе сравнительного анализа особенностей ценностно-смысловой сферы студенчества [1, 2, 7] были выявлены ведущие карьерные ориентации волонтеров: Служение, Интеграция стилей жизни, Менеджмент и Автономия. Это говорит о таких присущих волонтерам особенностях, как: высокая социальная активность; склонность к альтруизму; невысокая привязанность к материальному – вещам, деньгам; желание что-либо улучшить как для отдельных слоев населения, так и поднять уровень жизни своей страны в целом; умение грамотно распоряжаться временем как своим, так и чужим; потребность в независимости.

Исходя из данных, полученных в результате двух срезов тестирования, карьерные ориентации волонтеров Центра волонтеров ВГУЭС расположились в следующем порядке, представленном в табл. 1.

За прошедшее время для волонтеров повысилась значимость таких карьерных ориентаций как «Менеджмент», «Предпринимательство» и «Автономия». Повышение этих ориентаций обусловлено их взаимосвязью. Показатели по карьерным ориентациям «Служение» и «Интеграция стилей жизни», их ранг изменились незначительно.

Результаты волонтеров по второй методике – «Потребность в достижении цели», представлены в табл. 2.

Расчет сдвига значений сделан по T-критерию Вилкоксона. Результат: Tэмп = 25. Критические значения T при n=12 составляют 9 и 17, соответственно уровням значимости. Полученный сдвиг выявлен на уровне тенденции.

По результатам тестирования при помощи теста «Потребность в достижении цели», тех, у кого результаты повысились и остались неизменными, в два раза больше, чем тех, у кого результаты понизились (67 % и 33 % соответственно). Полученные данные могут говорить о том, что волонтеры по большей степени не склонны со временем уменьшать свои запросы и амбиции, а наоборот, имеют обыкновение повышать их. С большой долей вероятности на результаты могла повлиять успешность и эффективность волонтерской деятельности.

В целом, по итогам работы выявлено повышение ценности таких ориентаций, как «Менеджмент», «Предпринимательство», «Автономия». Предполагаемое изменение результатов по показателям «Служение» и «Интеграция стилей жизни» выявлено на уровне тенденции. Более чем у трети волонтеров показатели потребности в достижении цели повысились.

Таблица 1

Иерархия карьерных ориентаций волонтеров (2014–2016 гг.)

Годы

Карьерные ориентации

2014–2015

Служение

Интеграция стилей жизни

Менеджмент

Автономия

Предпринимательство

Вызов

Профессиональная компетентность

Стабильность работы

Стабильность места жительства

2015-2016

Служение

Интеграция стилей жизни

Менеджмент

Автономия

Вызов

Предпринимательство

Стабильность работы

Профессиональная компетентность

Стабильность места жительства

Таблица 2

Результаты статистического анализа по тесту «Потребность в достижении цели»

N

1 срез

2 срез

Сдвиг (tпосле – tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

12

13

1

1

2.5

2

15

16

1

1

2.5

3

18

15

-3

3

6.5

4

13

12

-1

1

2.5

5

8

13

5

5

8

6

13

10

-3

3

6.5

7

13

19

6

6

9.5

8

14

12

-2

2

5

9

14

8

-6

6

9.5

10

13

6

-7

7

11

11

17

9

-8

8

12

12

12

13

1

1

2.5

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

25

Гипотеза о том, что участие в волонтерской деятельности повышает для студентов значимость карьерных ориентаций, полезных для общества: Служение, Интеграция стилей жизни, Менеджмент, а также развивает потребность в достижении цели, подтверждена на уровне тенденции. Волонтерская деятельность может рассматриваться как эффективное средство социализации молодежи.

Выявив динамику карьерных ориентаций волонтеров, мы выделили изменившиеся показатели и выдвинули предположения для интерпретации этих изменений. Следует отметить, что для проверки статистической значимости динамики развития карьерной сферы следует увеличить выборку, пролонгировать срок исследования и расширить список методик. В перспективе исследования планируется учесть фактор пола и стажа волонтерства.

Исследование динамики карьерной сферы волонтеров имеет определенную значимость для работы с волонтерами разных направлений, чтобы улучшить качество волонтерской деятельности и определить карьерные перспективы студентов, задействованных в добровольческой деятельности. Следует отметить, что в российских вузах необходимо создавать программы развития волонтерского движения, учитывая при их составлении региональный компонент и специфику дальнейшей профессиональной деятельности выпускников конкретного вуза.

Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, развитие способностей к труду. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность [6].


Библиографическая ссылка

Черкасова Ю.С. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ВОЛОНТЕРОВ ВГУЭС, Г. ВЛАДИВОСТОК) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15991 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674