Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Белецкая Е.С. 1 Гричановская Е.С. 1
1 Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
1. Гричановская Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза (на примере специальностей 080103 – Национальная экономика, 080111 – Маркетинг). Дис. … канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2012.
2. Дорохова Г.Д. Формирование социокультурной компетенции студентов на уроках иностранного языка // Современные подходы к организации образовательного процесса: Материалы конференции. [Электронный ресурс] http://lfostu.ucoz.ru/publ/sovremennye_podkhody_k_organizacii_uchebnogo_process.
3. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка //. Иностранный язык в школе. – 2001. – №4. – С.7-9.

Межкультурная коммуникация представляет собой общение и взаимное понимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным этническим и культурным группам. В связи с этим, целью обучения иностранным языкам становится, прежде всего, обеспечение межкультурного понимания и взаимопонимания между представителями разных культурных групп.

При формировании у учащихся социокультурной компетенции необходимо учитывать реалии страны изучаемого языка, открывать ученикам знания о мире носителей языка, которые будут полезны им в ситуациях реального общения. Культурные традиции, изучение истории, понимание социально-экономических и политических отношений других стран – все это неотъемлемая часть овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, как средством международного общения, которое не возможно без знания социокультурных особенностей страны изучаемого языка. Понимание особенностей различных стилей языка и речи в их тесной взаимосвязи способствует эффективной коммуникации.

Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Сегодня в новых ФГОС в качестве цели обучения иностранным языкам выдвигается формирование коммуникативной компетенции в области межкультурной коммуникации, что подразумевает наличие умений речевого взаимодействия с представителями другой культуры.

Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде четырех аспектов: a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета); б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры); в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в т. ч. способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении); г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями).

В первую очередь, для развития социокультурной компетентности необходимо формировать у обучающихся такие качества личности как открытость, толерантность, готовность к общению. В данном контексте следует говорить о поликультурности образования, которое учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них уважение к представителям другой лингвокультурной общности.

Формирование социокультурной компетенции на занятиях английского языка представляет собой обогащение лингвистических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка. Не менее важно учитывать культурное невербальное поведение, чтобы не оскорбить своим поведение другие народы. Предмет иностранный язык не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями.

Еще одним важным аспектом для формирования социокультурной компетенции является речевой этикет иностранного языка, который имеет особое значение для воспитания личности в целом. Изучая языковую культуру и разговорный этикет, можно многому научить и научиться. В связи с этим, особого внимания требует изучение клише, фразеологических оборотов и устойчивых фраз разговорной речи.

Для достижения полноценного результата недостаточно ограничиться аудиторными занятиями. Целесообразно использовать возможности внеклассной работы, нацеленной на реализацию, по меньшей мере, трех задач: расширение представления о культуре страны изучаемого языка; сопоставление родной культуры и культуры других народов; этическое и эстетическое воспитание.

Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:

- лингвострановедческий – лексические единицы с социально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения;

- cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп;

- cоциально-психологический – владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре;

- культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон.

Самым продуктивным средством развития коммуникативной и социокультурной компетенций является пребывание в стране изучаемого языка, возможность окунуться в эту атмосферу, традиции, обычаи, нормы и модели поведения. Но при отсутствии такой возможности главным средством обучения являются учебные тексты: тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, интервью, аудиотексты. Текст должен соответствовать интересам и возрасту учащихся, быть максимально приближённым к естественной ситуации. Реализация социокультурного подхода осуществляется при знакомстве и с традиционными праздниками страны изучаемого языка. Видеоматериалы также могут быть эффективным средством развития социокультурной компетенции. Видеофильмы представляют собой своего рода культурные портреты страны. Ученики своими глазами могут увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, приём у врача и т.д. Полезны также и как художественные, так и документальные фильмы о городах, известных людях, традиционных праздниках.

Значительным потенциалом для формирования социокультурной компетенции обладает проектная деятельность. Метод проектной работы является одним из действенных способов интенсификации учебного процесса, повышения мотивации, активности и творчества учащихся. В ходе такой работы тренируются навыки работы с текстом, отрабатываются навыки анализа информации; практикуются умения работы со справочными материалами, умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения на иностранном языке, а также отрабатывается тематическая лексика в конкретных ситуациях общения.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что без социокультурной компетенции невозможно изучить иностранный язык в той мере, в которой этого требует современный стандарт. Сегодня знание иностранных языков очень важно. Современный мир и общество все больше и больше нуждаются в людях, умеющих творчески мыслить, анализировать и понимать окружающих. И иностранный язык одно из лучших средств, позволяющих развивать эти навыки. Сравнение стран, людей, обычаев, традиций, культурного достояния стимулирует и мотивирует стремление увеличивать и углублять объем знаний о других странах и собственной стране.


Библиографическая ссылка

Белецкая Е.С., Гричановская Е.С. РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16024 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674