Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Харьков Е.И. 1 Филимонова Л.А. 1 Балашова Н.А. 1 Цибульская Н.Ю. 1 Борисенко Н.А. 1 Яскевич Р.А. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. Ф.В. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ
2 ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «КНЦ СО РАН» обособленное подразделение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»
В статье обсуждено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций специалиста на этапе высшего образования. Обозначен ряд профессиональных и непрофессиональных компонентов компетенций, которые должна формировать у выпускника современная система высшего образования. Показаны основные направления формирования профессиональных компетенций в системе менеджмента качества в рамках концепции устойчивого развития. Представлены основные положения формирования готовности к эффективной к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества. Показано, что формирование основных профессиональных качеств, присущих каждому успешному специалисту возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д. в системе менеджмента качества), центром которой становится студент.
компетентностный подход
профессиональные компетенции
система менеджмента качества
1. Давыдов Е.Л. Компетентный подход в подготовке специалистов: образовательные технологии // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции. – 2010. – С. 173-176.
2. Давыдов Е.Л. Проблемы компетентностного подхода в обучении студентов медицинских вузов // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании: матер. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 139-143.
3. Новгородцева И.В. Педагогика в медицине. М.: Флинта, 2012. 160 с.
4. Пономарева О. С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 481-483.
5. Пономарева О. С. Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития // Педагогика высшей школы. – 2016. – №2. – С.45-48
6. Пономарева О. С., Майорова Т. В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. –2014. – № 2 (46). – С. 82-87
7. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента качества. М.: ЗАО Бизнес-школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1997. 352 с.
8. Хмель О. С. Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2006
9. Яскевич Р.А., Давыдов Е.Л. Базовые формы и обучающие модели контекстного обучения в высшем профессиональном медицинском образовании // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования: матер. Международной научно-практической конференции. – 2016. С. 279-284.
10. Яскевич Р.А., Давыдов Е.Л. Формы и модели контекстного обучения в высшем медицинском образовании // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании: матер. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 270-273.

В современных условиях социального экономического развития проблемы качества, в том числе качества образовательных услуг, приобретают все большую значимость и актуальность. При этом отметим, что проблема качества образования, в том числе оценки качества, - это проблема целей и оценки результата образовательной деятельности [1,2].

Обучающийся и выпускник медицинского вуза должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, повышая свой профессиональный уровень в соответствии с развитием современных технологий и инноваций в медицине [9,10].

В этой связи возникают вопросы определения критериев оценки, своего рода эталона качества (а уже вследствие этого содержания, структуры учебных планов, применяемых методов и технологий обучения). Развивающийся в последние годы компетентностный подход к образованию, к подготовке специалиста, к управлению персоналом организаций, к повышению качества рабочей силы региона и общества в целом, на наш взгляд, способствует решению ряда подобных задач [2]. Неслучайно во многих публикациях, посвященных исследованию проблем Болонского процесса, звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода.

Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических, теоретических и методических вопросов: в чем сущность компетенций и компетентностного подхода к образованию, чем отличается он от традиционного (информационного, квалификационного) подхода, какие изменения в организации образовательного процесса (его формы, технологии, организационно-техническое, методическое обеспечение) он понесет за собой и др., наконец, каковы должны быть компетенции самих преподавателей вуза [1].

Современная система высшего образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и непрофессиональных компонентов компетенций, к которым, в частности, относятся следующие:

– формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;

– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;

– овладение культурой системного подхода в деятельности и принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем [4,6].

Компетентностный подход предусматривает умение выпускника разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [8].

Несмотря на то, что данные положения представлены относительно формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия студентов технических вузов [8], они в полной мере могут быть отнесены и к выпускникам медицинских высших учебных заведений.

Под профессиональной компетентностью, понимается совокупность знаний и умений и навыков, позволяющих специалисту на занимаемой конкретной должности принимать правильные профессиональные и управленческие решения с целью достижения поставленной цели.

Действуя в рамках образовательных программ вуза на основе принципов менеджмента качества, следуя модели развития личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности, мы добьемся оптимальной завершённости основных профессиональных качеств, присущих специалисту, работающих в системе менеджмента качества предприятия [8].

Основными направлениями формирования профессиональных компетенций в системе менеджмента качества в рамках концепции устойчивого развития, по мнению Пономаревой О.С. (2016) [5], являются:

– формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

– развитие профессиональной культуры;

– формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, другим людям, самому себе;

– формирование профессиональной нравственности;

– подготовка к выполнению различных ролей: гражданина семьянина, труженика, человека;

– формирование ценностей: профессиональных, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

– дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Формирование основных профессиональных качеств, присущих каждому успешному специалисту возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д. в системе менеджмента качества), центром которой становится студент (модель субъекта деятельности). Данная модель проектируется с учетом выделенных принципов деятельности (система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения), направленных на развитие способностей к активным адекватным внутри личностным изменениям [4,7,8].

Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, предъявляет новые требования к базовой профессиональной подготовке, формированию профессионального мышления и поведения, навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.

В настоящее время в высших медицинских учебных заведениях преподаются учебные дисциплины «Психология и педагогика» для таких направлений как лечебное дело, педиатрия, стоматология и «Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин» для менеджеров сестринского дела. Педагогический аспект данных учебных дисциплин реализуется с позиции требований к профессиональной подготовке специалиста: «Выпускник… оценивает уровень профессиональной готовности исполнителей в области профессиональной деятельности, проводит методический анализ дидактического материала для преподавания, формулирует цели обучения, организовывает и проводит учебный процесс по постановке и решению профессиональных задач», т. е. основной упор при изучении педагогики делается на осознание студентами-медиками тех ее аспектов, которые требуют педагогических знаний для эффективного осуществления медицинской деятельности [3]. Это способствует лучшей адаптации молодого специалиста как в профессиональной деятельности, так и внутри коллективных отношениях.


Библиографическая ссылка

Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю., Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674