Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ковалёва В.А. 1 Тимофеева Н.Б. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье представлен опыт реализации социального проекта профессионально ориентированной работы со старшеклассниками г. Красноярска. Проект направлен на популяризацию и повышение престижа профессии учителя начальных классов. Авторы в статье раскрывают сущность проектной деятельности социальной направленности, приводят пример успешно реализованного на практике социального проекта профессиональной направленности. Цель проекта привлечение обучающихся г. Красноярска в число потенциальных студентов факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева и профессиональное самоопределение их в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда. Формой проведения профориентационного мероприятия выбран урок с использованием элементов технологии «Кофейня». Традиционная форма проведения отвечала потребностям участников проекта, решала проблемы ограниченности пространства класса и большой группы обучающихся, а использование элементов технологии позволило повысить интерес старшеклассников к мероприятию.
профессиональная компетентность
профессионально ориентированной работы со старшеклассниками
обучающиеся
социальный проект
1. Ю. С. Арепьева, Н. Б. Тимофеева. Продуктивная реализация идеи с помощью социального проекта в образовательном учреждении. Журнал "Эксперимент и инновации в школе" №2 (2017). - Общество с ограниченной ответственностью "Инновации и эксперимент в образовании", г. Москва.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.С. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
3. Работа в России. Вакансии в Красноярском крае. Режим доступа: http://krasnoyarskij-kraj.trud.com (дата обращения 22.08.2017 г.)
4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2015/09/03/pochemu-tehnologiya-sotsialnogo-proektirovaniya (дата обращения 5.08.2017).
5. Социальное проектирование в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Режим доступа: http://srshkola.ucoz.ru/publ/socialnoe_proektirovanie_v_uchebno_vospitatelnoj_rabote_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/1-1-0-3 (дата обращения 15.08.2017).

Сегодня наша система образования, на наш взгляд, нуждается в образовательных технологиях, реализующие связь обучения с реальной действительностью и формирующие активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из таких технологий является проектная деятельность. Отказ от метода проектов в отечественном образовании произошел по многим причинам, одной из которых была в том, что педагогические кадры работать в проектной деятельности не умели и на сегодняшний день можно утверждать, что в какой-то степени эта проблема существует.

Сложившаяся на протяжении многих лет практика обучения в вузе свидетельствует о том, что применение в образовательном процессе традиционных технологий не обеспечивает формирование профессиональных компетенций обучающихся. В связи с этим, возникла потребность в перестройке образовательного процесса и выбора таких педагогических технологий, которые бы обеспечили формирование субъектной позиции обучающегося в вузе. На наш взгляд, чтобы будущий учитель мог работать в деятельностной парадигме, ему необходимо пройти в процессе профессиональной подготовки школу «субъект-субъектных» отношений.

В современном обществе в течение достаточно длительного времени наблюдается снижение значимости педагогической профессии среди молодежи. Опросы среди старшеклассников г. Красноярска показывают, что самыми популярными для будущих абитуриентов являются профессии юристов, экономистов, менеджеров, хотя востребованность данных профессий в последнее время не столь очевидна, в то время как потребность общества в квалифицированных педагогах в России достаточно высока, и Красноярский край – не исключение.

По данным муниципальных органов управлений образованием Красноярского края, по состоянию на 10.08.2017 г. в общеобразовательных организациях края насчитывается 893 вакансия учителей (учтены вакансии, обеспеченные нагрузкой 18 и более часов), из них в школах, расположенных:

  • в сельской местности (села, поселки, деревни и др.) - 448 вакансий (50,1%);
  • в городских населенных пунктах (г. Красноярск, районные города, городские поселки) – 445 вакансий (49,9%). Наиболее востребованными являются учителя: иностранного языка – 39 вакансий, начальных классов – 34 вакансии [3].

Мы согласны с мнением А.В. Горячева, который считает, что, ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность, например: экспериментально-исследовательская, проектно-конструкторская, производственная, информационно-аналитическая, научная, методическая, образовательная и т.д. Проектную деятельность обучающегося можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности учителя начальной школы [2]. Оптимальным средством формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы может стать социальный проект. В настоящее время уделяется значительное внимание социальному проектированию со стороны исследователей и педагогов-практиков.

Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся образовательных учреждениях [4]. Главный педагогический смысл этой технологии в создании условий для социальных проб личности. На наш взгляд, имен­но социальное проектирование позволяет обучающемуся ре­шать основные задачи социализации, такие как: формировать свою «Я – концепцию», мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающей средой.

Целью социального проектирования может являться:

  • привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем силами самих обучающихся.

Основными задачами социального проектирования могут быть:

  • повышение общего уровня культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы [5].

 Рассмотрим реализацию социального проектирования на примере профессионально ориентированной работы со старшеклассниками 10-11 классов «Начало всех начал» г. Красноярска при поддержке Красноярского краевого фонда науки. Данный проект разработан студентами профилей «Начальное образование и русский язык», «Изобразительное искусство», «Психология и педагогика начального образования». Проект является взаимодействием группы студентов и старшеклассников образовательных учреждений г. Красноярска.

Целью проекта стало привлечение обучающихся 10 - 11 классов г. Красноярска в число потенциальных студентов факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева и профессиональное самоопределение их в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда.

Задачами проекта стали популяризация педагогической профессии среди выпускников образовательных учреждений, в том числе профилей, реализуемых на факультете начальных классов среди обучающихся 10-11 классов и оказание помощи им в самопознании и профессиональном самоопределении с помощью проведения мероприятий в образовательных учреждениях г. Красноярска [1].

Любой ВУЗ ежегодно организует работу по привлечению абитуриентов. Как правило, работа чаще всего сводится к презентации специальностей данного учебного заведения или, в лучшем случае, к выступлению агитбригады. Новизна нашего проекта в том, что в течение 40 минут обучающиеся работают в интенсивном режиме, переходя от «станции» к «станции», а созданный нами комплект материалов дает возможность старшеклассникам проявить себя в различных видах деятельности: творческой, информационной и научной, знакомятся с азами психологии и параллельно с особенностями профилей нашего факультета.

Работа проекта проходила в три этапа:

Подготовительный этап. На данном этапе обучающиеся вместе с руководителем определились с темой проекта, разделились на группы, затем были определены цель и задачи проекта, выявлены способы получения информации и реализации проекта. Мы считаем, что на данном этапе важно организовать работу обучающихся так, чтобы все были увлечены проектом и готовы заниматься социальной деятельностью, формирующую профессиональную компетентность.

На основном этапе мы провели уроки, благодаря которым обучающихся проинформировали о деятельности образовательной и внеучебной на факультете. Старшеклассники имели возможность понять и увидеть работу факультета изнутри, получить полную информацию об университете и поступлении на факультет начальных классов, а также задать интересующие их вопросы и включались в деятельность предложенную организаторами проекта. «Урок»  выстроен был по принципу элементов технологии кофейни. Станций было 5: creativity, «штрих обмана», викторина, информационная площадка, help us. На станции creativity студенты совместно с обучающимися учились разрабатывать сценарии мероприятий. В викторине обучающиеся отвечали на вопросы, которые содержали интересные факты и работали командой. Ведущие информационной площадки помогли обучающимся с правильным заполнением заявления, информировали о вступительных испытаниях и других вопросах, касающихся поступления на факультет. Help us – площадка с изюминкой, на которой старшеклассники разгадывали письмо с помощью азбуки Морзе. В ходе всей деятельности обучающиеся раскрывали в себе творческие способности, умение рассуждать, находить ответы и анализировать, работать в команде, а так же выявление их способностей  и ориентация на различные виды деятельности.

Заключительный этап – создание видеоматериала о проделанной работе, принятие документов от абитуриентов, составление рейтинга, зачисление и последующая работа с образовательными учреждениями г. Красноярска. Так же, результатом реализации социального проектирования стало приобщение обучающихся к профессии педагога и содействие в формировании профессиональных компетенций организаторов проекта.

Из всего вышесказанного мы можем заключить, что социальное проектирование способствует формированию профессионально значимых компетенций в процессе разработке проекта. У старшеклассников, которые принимал участие в этих видах деятельности, повышается  шанс  сделать  верный  выбор  своего  профессионального будущего. Все виды заданий, выполняемые обучающимися, позволили им приобрести опыт социальной деятельности и развить мотивационно-ценностную сферу. Проектная  деятельность  играет  важную  роль  в  воспитании обучающихся, в формировании у них активной жизненной позиции и позитивных ценностей, решает  одну из проблем формирования профессиональной деятельности, а именно социальных компетентностей.


Библиографическая ссылка

Ковалёва В.А., Тимофеева Н.Б. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17510 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674