Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МАНДАЛА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Шпиняк Е.С. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
В современном обществе участились случаи правонарушений со стороны учащихся, преимущественно, подросткового возраста. Данная статья посвящена профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Для достижения поставленной цели была проанализирована литература и выбрана арт-терапевтическая методика как основа этой работы. Изучив различные формы и виды арт-терапии, мы решили уделить основное внимание мандалотерапии. В данной статье описаны определения, профилактические и коррекционные методы работы с использованием арт-терапии, виды, факторы влияющие на развитие девиации и причины ее появления у детей подросткового возраста. Рассмотрены цели и задачи мандалотерапии, сущность данного вида арт-терапии. Также приведена статистика подростковой девиации по данным Министерства внутренних дел за 2013-2017года. в Республике Саха (Якутия).
девиация
девиантное поведение
подростковый возраст
«дети группы риска»
арт-терапия
мандалотерапия
1. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 2001. – 800 с.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
3. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. – М.: Когито-Центр, 2008. – 288 с.
4. Николаева Л.Н., Николаева Д.П. Факторы региональной преступности несовершеннолетних и некоторые направления ее профилактики // Молодой ученый. – 2014.с– № 6 (1) – С. 23-28.
5. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2006. – 239 с.

В последнее время значительно увеличивается количество несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях таких как: алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм. Подростковый возраст - это период значительных изменений. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, поэтому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии. А на сегодняшний день, характеризующееся ускоренным темпом жизни, огромными потоками информации, «нагружающими» человека, увеличением разнообразия и свободы выбора вариантов жизненного пути, с одновременным возрастанием нравственной «неопределенности», то есть уменьшением устойчивых культурных ценностей и этических норм, подростку достаточно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью.

По данным 2015-2017 годов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) число преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет составило 1 064 человек. Рост общего количества за год составил 11% по сравнению с аналогичным прошлым периодом 2014-2015гг., и это показывает тенденцию увеличения подростковой девиации. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия [4].

Согласно данным региональной характеристики состояния преступности и лиц их совершивших, преступность несовершеннолетних, в целом, заметно снижается. Число совершенных преступлений значительно снизилось по сравнению с 2011 г. – на 50%, но проблема совершаемых преступлений не теряет своей значимости.

Среди учащихся, как правило, значительна доля неуспевающих, у которых низкий уровень знаний. Во многом это связано с ослаблением требовательности образовательных учреждений к успеваемости некоторой части обучающихся и воспитательной работе среди школьников. В целом, для данной категории характерны: во-первых, отсутствие интереса к учебе, во-вторых, ограниченность и примитивность потребностей, в-третьих, предпочтение пассивно-потребительского досуга с преобладанием негативных его форм (употребление алкоголя, наркотиков).

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две подгруппы по возрасту и по полу: 14-15 и 16-17 лет, преступность которых имеет достаточно существенные отличия. Более чем на 50% преступлений совершается подростками в возрасте от 16 до 17 лет. Их число в среднем превышает отметку 500. С каждым годом количество преступлений уменьшается. Это объясняется применением наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения [4].

Исходя из статистических данных возникает вопрос: Как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями? Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их.

Существует огромное количество методов реабилитации и коррекции девиантного поведения подростков. Наиболее распространенными, по моему мнению, являются методы арртерапии.

В психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [2].

Г.С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т. е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [Цит. по: 2, с. 117].

С.Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психокоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [1].

Арт-терапия - представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает других.

Существует большое множество видов арттерапии, например, музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия, сказкотерапия. Рассмотрим более подробно изотерапию. Ее целями является:  

  • выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом;
  • настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто
  • невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует;
  • развитие самоконтроля и рефлексии;
  • налаживание отношений между участниками. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии;
  • изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у человека получается работа, он будет удовлетворен, что у него вызовет положительные эмоции.

Научить подростков сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. Именно поэтому был выбран данный метод арттерапии.

В переводе с санскрита слово «мандала» означает круг и представляет рисунок в круге. В своем более глубоком значении слово «мандала» - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции [3].

Метод мандалотерапии используется для работы с бессознательным. Человеку для начала предлагают изобразить мандалу (рисунок в кругу), с использованием различных символов. После клиент подбирает к символам ассоциации, которые изображены в мандале.

Затем происходит расшифровка каждого символа мандалы, с помощью примерных вопросов: «Какую часть меня представляет этот образ? О каких предстоящих событиях в моей жизни он говорит?». А в заключение производится трактовка самой мандалы и ее расшифровка.

Мандала издавна используется в восточных религиях, особенно в буддизме, создается она с помощью ритуальных действий. Первым кто начал ее использовать, это был К.Г. Юнг. Он сумел обнаружить, что мандала является мощным терапевтическим средством, и начал применять ее в произведениях, которые создавали его пациенты, чтобы выявить их индивидуальность. Юнг провел анализ терапевтических свойств мандалы, сопоставив с ритуальными, и понял: «Что это есть сильна техника, которая ведет к целостности и созданию всей жизненной силы человека».

Дезинтеграция - одна из основных проблем современного общества, которую Юнг предвидел. Мандалотерапия - одно из самых сильных и эффективных средств, которое дает человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей «Архетипические стадии Большого круга мандалы». Руководствуясь данными архетипами, можно определить состоянии психики человека, а также определить причину затруднений, а значит и избавиться от нее [5].

Задачи, которые решают с помощью мандалы:

  • разрешение конфликтов;
  • улучшение общего состояния;
  • упадок сил;
  • излечение болезни;
  • изменение жизненной ситуации;
  • обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое [5].

Таким образом, мандалотерапия является одним из эффективных универсальных методов профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения. Мандалотерапия - эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье. 


Библиографическая ссылка

Шпиняк Е.С., Николаева И.И. МАНДАЛА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17794 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674