Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Городилова М.А. 1 Бочанцева Л.И. 1
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Настоящее исследование выполнено в рамках актуальной для современной психологии проблемы влияния семьи с алкогольной зависимостью на проявление агрессивности у подростков, которые воспитываются в ней. Для проведения исследования был определен методологический аппарат: постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, гипотетического предположения. В эмпирическом исследовании особенностей проявления агрессивности у подростков был подобран психодиагностический инструментарий: «Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки», «Агрессивное поведение Е.П. Ильина и П.А. Ковалева», «Личностная агрессивность и конфликтность Е.П. Ильина и П.А. Ковалева». В статье представлены основные понятия, которые используются для теоретического и практического изучения проблемы. В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей проявления агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью. Установлено, что агрессивность у подростков может зависеть от того, в какой семье он воспитывается - благополучная или неблагополучная. Результаты исследования показали, что у подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, проявляется более высокий уровень вербальной, физической и косвенной агрессии, в отличие от их сверстников, воспитывающихся в нормальных семьях.
агрессивность
Агрессивное поведение
подростки
подростковый возраст
семья с алкогольной зависимостью.
1. Бубнова Л.И. Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения / Л.И. Бубнова // Философия образования. – Новосибирск, 2006. – С. 178-182.
2. Кошукова О.Н., Бочанцева Л.И. Теоретические аспекты изучения эмоционального благополучия у подростков из семей с алкогольной зависимостью / О.Н. Кошукова, Л.И. Бочанцева // MENDELEEV. New Generation: Материалы XLVIII Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (28 апреля 2017 г., Тобольск). – Тобольск: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, 2017. - С. 41-47.
3. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие /. Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – Изд. 2-е, стереотипное. - М.: Когито-Центр, 2008. - 181 с.
5. Реан А. Психология детства / А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.
6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

В настоящее время ученые, психологи, педагоги обнаружили ряд проблем, одной из которых является агрессивность лиц подросткового возраста. Особое беспокойство вызывает то, что с каждым годом число детей, способных проявлять агрессивность, становится все больше и больше. Родители, страдающие алкоголизмом, относятся безразлично, а иногда и очень жестоко по отношению к своим детям. Данное отношение чаще всего выражается родителями в состоянии их алкогольного опьянения. Поэтому и дети очень быстро начинают проявлять свою агрессию в отношении к окружающим, а также и по отношению к самим себе. Безусловно, алкоголизм родителей влияет на психологическое состояние подростка и может способствовать появлению повышенной агрессивности.

Как отмечает Л.И. Бубнова, одним из «мощных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие личности ребенка, это пьянство родителей» [1].

Анализ научных исследований и состояния проблемы агрессивности у подростков выявил противоречие между необходимостью изучения особенностей проявлений агрессивного поведения у детей подросткового возраста из семей с алкогольной зависимостью и недостаточной исследованностью данного феномена в науке.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей проявления агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.

Объектом нашего исследования является агрессивность детей подросткового возраста.

В качестве предмета нашего исследования выступили особенности проявления агрессивного поведения у подростков из семей с алкогольной зависимостью.

Целью исследования является выявление особенностей проявления агрессивности у подростков, воспитывающихся в семьях, страдающих алкогольной зависимостью.

На сегодняшний день как западными (З. Фрейд, Э. Фромм, Л. Бендер, Г.Э. Бреслав, К. Лоренц и др.), так и отечественными (Ю.Б. Можгинский, И.А. Фурманов, Е.П. Ильин, И.Б. Бойко, Т.Г. Румянцева и др.) учеными предложено множество определений агрессии.

Агрессия, по мнению Ю. Б. Можгинского, это «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [4].

В рамках своего исследования мы рассмотрели понятия «агрессия» и «агрессивность». Так, разделяя взгляды А.А. Реана [5], который под агрессивностью понимал относительно устойчивую черту личности, выражающуюся в готовности к агрессии, а также склонность воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное, мы будем придерживаться в своем исследовании именно этого определения.

Близкое к этому определению предложил И.А. Фурманов. Так, под агрессивностью он понимает готовность или предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения [6].

В своем исследовании нами были рассмотрены виды агрессивности, предложенные А. Басс и А. Дарки. Данные ученые выделили следующие виды агрессии: физическая агрессия, косвенная, прямая, вербальная, раздражение, негативизм, описали особенности их проявления. Так, вербальная агрессивность подростка обычно проявляется в словесной форме, т.е. через оскорбления, использование ненормативной лексики в общении с другими людьми; физическую агрессию подросток использует против других лиц для нанесения им морального и физического вреда – он дерется, пинается и толкается; при прямой агрессии подросток хамит, применяет физическую силу, открыто угрожает окружающим [3].

Отметим, что лица подросткового возраста особенно зависимы от микросреды, в которой они воспитываются, т.е. семьи. При этом важным в ней является её нравственная атмосфера, т.е. взаимоотношения, которые складываются в семье между её членами. Агрессивными подростки, как правило, вырастают в семьях, где между родителями и детьми мало любви, ласки, понимания, где мало интересуются их развитием, где вместо заботы предпочитают физическое наказание или оскорбления.

Мы разделяем мнение ученых о том, что «дети, воспитывающиеся в алкогольных семьях, как бы «выпадают» из системы школьно-семейных отношений и испытывают ряд проблем, приводящих к отклонениям от общепринятых форм поведения» [2]. Алкоголизм разрушает взаимоотношения в семье. Он препятствует выражению любви между всеми членами семьи. Дети в таких семьях часто болеют как физическими, так и психическими болезнями. В первую очередь, дети из семей, страдающих алкоголизмом, очень впечатлительны. Они запоминают неприятные события, происходящие в семье, долго помнят обиду, оскорбление и страх. Особенно такие дети остро переживают причинённую родителями обиду, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями, прибегают к физическим наказаниям. Дети из таких семей уже могут из-за своего жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально реагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение.

Для проверки гипотетического предположения о том, что у подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, будет проявляться высокий уровень вербальной, физической и косвенной агрессии, в отличие от их сверстников, воспитывающихся в нормальных семьях, мы провели экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 14 человек (7 подростков, воспитывающихся в нормальных семьях, и 7 подростков из семей с алкогольной зависимостью).

Задачи экспериментального исследования:

1. Подобрать психодиагностический инструментарий по выявлению уровней агрессивности у подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью.

2. Представить показатели и уровни агрессивности у подростков.

3. Провести исследование, при помощи подобранных методик.

4. Проанализировать полученные результаты.

С целью реализации первой и второй задач нашего экспериментального исследования мы должны представить, показатели и уровни проявления агрессивности, а также и методики их диагностики.

Представим показатели агрессивности и методики по их диагностике (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели агрессивности у подростков и методики их диагностики

Показатели агрессивности

Методики диагностики

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки

Склонность к прямой вербальной агрессии

Склонность к косвенной вербальной агрессии

Склонность к косвенной физической агрессии

Склонность к прямой физической агрессии

Уровень несдержанности респондента

«Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева

Вспыльчивость

Наступательность

Обидчивость

Неуступчивость

Компромиссность

Мстительность

Нетерпимость к мнению других

Подозрительность

«Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева

 

Реализуя третью и четвертую задачи экспериментального исследования, мы провели диагностику агрессивности подростков, а также проанализировали полученные результаты. Анализ полученных данных по методике «Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки» выявил, что показатели выше нормы по индексу агрессивности были обнаружены у 6 подростков из семей с алкогольной зависимостью, что составляет 85,7 %, а у подростков из нормальных семей агрессивность отсутствует.

Показатели выше нормы по индексу враждебности также обнаружены у 6 подростков из семей с алкогольной зависимостью, что составляет 85,7 % и у 1 подростка из нормальных семей, что составило 14,0 % (см. рисунок 1).

Рис 1. Результаты исследования агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью и нормальных семей по методике «Опросник агрессивности

А. Басса и А. Дарки»

Выяснилось, что такие подростки из неблагополучных семей чаще, чем другие дети используют физическую силу против окружающих, демонстрируют готовность к проявлению отрицательных чувств при незначительном возбуждении, проявляющуюся во вспыльчивости, грубости. При этом подросткам из неблагополучных семей свойственна оппозиционная манера, обычно проявляющаяся в виде активной борьбы против воцарившихся обычаев и законов. Оппозиционные действия могут быть направлены как против родителей, учителей, так и против своих сверстников. Как правило, негативные чувства у подростков из семей с алкогольной зависимостью чаще, чем у нормальных, выражаются через крик, визг, проклятия, угрозы.

Результаты анализа полученных данных по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева показали, что все четыре формы агрессии (прямая вербальная, косвенная вербальная, косвенная физическая, прямая физическая) ярко выражены у подростков из семей с алкогольной зависимостью. Самыми большими показатели являются прямая и косвенная вербальная агрессии. Такие подростки свою агрессию направляют на своего сверстника, товарища, что проявляется в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение своего товарища («Уходи, надоел», «Не мешай», «Отстань»). Это происходит потому, что в семьях с алкогольной зависимостью нет разносторонней модели поведения. Ребёнок видит то, что ему преподносят его родители, и для ребёнка это поведение считается правильным. Если родитель постоянно проявляет агрессию в адрес подростка, то и подросток может эту же агрессию проявлять в сторону окружающих.

Немного менее выражены, но всё же выше, чем у подростков из нормальных семей, показатели физической агрессии, как прямой, так и косвенной. Такие подростки свою агрессию направляют на принесение какого-либо материального ущерба другому своими физическими действиями. Например, такие подростки считают нормальным испортить или уничтожить чужую вещь, они причиняют физическую боль и унижения окружающим.

Подростки из нормальных семей имеют показатели агрессии разных форм, находящиеся в пределах нормы. Из чего сделаем вывод, что дети из нормальных семей не склонны к выражению своей агрессивности. Но все же одним из высоких показателей является прямая вербальная агрессия, то есть такие подростки позволяют себе словесно оскорбить или унизить кого-либо. Так как этот показатель не находится выше нормы, поэтому такое проявление агрессии они скорее выражают в редких случаях. Результаты, полученные при использовании данной методики, представлены на рисунке 2.

Рис 2. Результаты исследования агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью и нормальных семей по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева

Анализ полученных данных по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева показал, что шкалы «позитивная агрессивность», «негативная агрессивность» и «обобщенный показатель конфликтности» все они ярко выражены у подростков из семей с алкогольной зависимостью, в отличие от их сверстников из нормальных семей. Такие подростки склонны к ситуациям реальной или предполагаемой несправедливости, оскорбления, обиды, испытывают агрессивные, мстительные, разрушительные чувства по отношению к окружающим, желают им различные несчастия (см. рис. 3).

Рис 3. Результаты исследования агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью и нормальных семей по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)»

Таким образом, экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что подростки из семей с алкогольной зависимостью характеризуются повышенной агрессивностью и враждебностью по сравнению с подростками из обычных, нормальных семей. Подросткам из алкозависимых семей свойственны такие типы агрессивного поведения как раздражительность, подозрительность, обидчивость. А подростки из нормальных семей характеризуются более низким уровнем агрессивных реакций. Все вышесказанное дает основание утверждать, что цель, поставленная перед нами в решении данной проблемы, была достигнута, задачи исследования – решены, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

В качестве перспективных направлений изучения данной проблемы мы видим в разработке и реализации комплексной программы тренинговых занятий по снижению агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью.


Библиографическая ссылка

Городилова М.А., Бочанцева Л.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18659 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674