Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

САМООЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Науширванова Р.Р. 1 Курочкина А.И. 1
1 Башкирский Государственный Университет
Данная работа посвящена исследованию самооценки интеллектуального развития в юношеском возрасте у студентов факультета психологии, представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Башкирского Государственного Университета. Рассматриваемая проблема на сегодняшний день является очень актуальной в психологии, так как взаимосвязь двух понятий: интеллект и самооценка, очень сильно влияет на общее представление как самооценки человека в юношеском возрасте, так и его интеллекта. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте является важной особенностью, которое выражается в активности мыслительных познавательных механизмов. В этом возрасте осуществляется интенсивное коммуникабельное развитие, снижается острота конфликтов, определяется самоуважение и уверенность в себе, но значительное место занимает и уровень самооценки юношей. Важность вопроса о самооценке интеллектуального развития в юношеском возрасте выдвигает запрос на эмпирическое исследование. Мы предположили, что самооценка интеллектуального развития в юношеском возрасте не однозначна, она варьируется от низкой до высокой, но с преобладанием наличия адекватного уровня самооценки интеллекта как у юношей, так и у девушек. Подводя итоги проведенному нами эмпирическому исследованию, можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Адекватный уровень самооценки интеллекта в юношеском возрасте действительно преобладает в большей степени, что говорит о нормальном восприятии юношами как своей самооценки, так и своего интеллекта в совокупности.
самооценка
интеллектуальное развитие
самооценка интеллекта
юношеский возраст
адекватный уровень самооценки.
1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия /под ред. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - с. 39-56.
2. Дубровина И. В. Психология. - М., 2010. Сознание и самосознание 147 – 157 с.
3. Молчанова О. Н. «Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования» Учебное пособие. М., «Флинта», «Наука», 2010 г. – с. 390
4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, Москва, "Педагогика Пресс, 1997 г. – 440 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. II. М.: Педагогика, 1989 г. – 256-267 с.
6. Роджерс К. К науке о личности // В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986. – 254 с.
7. Словарь по этике Кона, М.: Политиздат, 1981 г. – 430 с.
8. Фрейд 3. «Введение в психоанализ: Лекции» М., 1991 г. – 356-378 с.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека [2].

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности [7].

В юношеском возрасте из наиболее значимых качеств своего «Я» выделяют интеллектуальные качества. Под интеллектом понимается общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей [4].

Проблема самооценки юношами своего интеллектуального развития практически не представлена в трудах отечественных и зарубежных психологов, но, тем не менее, среди особенностей юношеского возраста является то, что широта интеллектуальных интересов сочетается с адекватной оценкой своих возможностей.

Целью исследования является ‑  изучение особенностей самооценки интеллектуального развития в юношеском возрасте.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • Анализ психологических представлений о проблемах самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
  • Систематизация теоретических и эмпирических исследований, рассматривающих роль самооценки в развитии личности;
  • Теоретический анализ проблемы интеллекта в психологии и особенностей интеллектуального развития в юношеском возрасте;
  • Подобрать методы исследования самооценки интеллектуального развития юношей;
  • Анализ степени адекватности оценки юношами своего интеллектуального развития.

Объект исследования – студенты, входящие в возрастную норму, которая характерна для юношеского возраста.

Предмет исследования: самооценка интеллектуального развития в юношеском возрасте.

Гипотеза: предполагается, что самооценка интеллектуального развития в юношеском возрасте не однозначна, она варьируется от низкой до высокой, но с преобладанием наличия адекватного уровня самооценки интеллекта как у юношей, так и у девушек.

Для достижения цели исследования в соответствии с его задачами использованы: Методика КОТ (краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик) Опросник диагностики интеллекта; Тест на самооценку личности: я-реальное, я-идеальное. Методика Будасси исследования я-концепции; Методика, направленная на исследование самооценки интеллекта.

Эмпирическое исследование проводилось в декабре 2017 г. на базе Башкирского Государственного Университета в г. Уфа. Исследованию были подвержены студенты, которые входят в возрастную норму, характерную для юношеского возраста. Количество людей, принявших участие в исследовании n=26, из которых 13 девушек и 13 юношей в возрастном диапазоне от 19 до 21 года.

Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности [5]. Основные направления исследования самооценки опираются, так или иначе, на четыре ключевых источника:

  1. теоретическое положение У. Джеймса;
  2. психоанализ [8];
  3. теории символического интеракционизма [1,3];
  4. гуманистическую психологию [6].

Особенностями интеллектуального развития в юношеском возрасте выступают: развитие специальных способностей, прогрессивное развитие теоретического мышления, абстрактно-логического мышления, творческих способностей, а также формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам методики КОТ (краткий ориентировочный тест) В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, можно сделать следующий вывод:

1) В юношеском возрасте преобладает средний уровень интеллекта, как у девушек, так и у юношей. Но в данной группе испытуемых, средним уровнем интеллекта, юноши обладают в большей степени, чем девушки;

2) Если взять во внимание такие уровни интеллекта, как а) «выше среднего» и б) «ниже среднего», то мы видим, что в первом случае (а) лидируют девушки, а во втором (б) случае они уступают юношам. Это говорит о том, что девушки в данной группе испытуемых обладают интеллектом выше, чем юноши;

По результатам исследования самооценки испытуемых, которые были получены с помощью методики Будасси «Я-реальное», «Я-идеальное» можно сказать, что в данной группе испытуемых преобладает адекватный уровень самооценки как у девушек, так и у юношей, что  является для данного возраста самым лучшим вариантом, так как другие крайности самооценки могут привести к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. Адекватный уровень самооценки у девушек составляет 42%, а у юношей 34%. Заниженная  самооценка присутствует как в группе девушек, так и в группе юношей, но в равном количестве и составляет 3,8 %.  Такая самооценка характерна для неуверенных в себе людей, имеющих пониженное самоуважение. И последнее, это завышенная самооценка. У юношей она составляет 3,8%, а у девушек 11,5%. Как мы видим, в данной группе испытуемых, девушки больше склонны превышать свою самооценку, чем юноши.

Результаты исследования самооценки своего интеллекта показывают, что в отличие от общей самооценки, среднее значение самооценки интеллекта имеет наименьшее количество испытуемых как в подгруппе девушек, так в подгруппе юношей. Такой результат может быть обусловлен особенностями методики на определение самооценки интеллекта и стремлением юношей и девушек быть не как все, т.е. избегать выбор определения «По своему уму я самый обыкновенный человек».  

Оценкой своего интеллекта «выше среднего» обладают 26,9% девушек и 23% юношей. Мы видим, что в данной группе испытуемых у девушек больше склонность высоко оценивать свой интеллект, чем у юношей. «Средняя оценка» своего интеллекта принадлежит как юношам, так и девушкам в равной степени и составляет 3,8%. И оценкой своего интеллекта «ниже среднего» обладают 19,2 %  девушек и 23% юношей.

Таким образом, исходя из результатов 3-х методик, можно сделать следующий вывод:

1) Из методики КОТ (краткий ориентировочный тест) В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, мы определили, что в данной группе испытуемых, как в подгруппе девушек, так и юношей, преобладает средний уровень интеллекта;

2) Из методики Будасси «Я-реальное», «Я-идеальное» исследований Я-концепции, было выявлено, что в группе испытуемых, как в подгруппе девушек, так и юношей, в большей степени преобладает адекватный уровень самооценки;

3) Из методики, направленной на  определение самооценки интеллекта результатом оказалось, что большая часть испытуемых обладает оценкой своего интеллекта «выше среднего», что  подразумевает под собой наличие адекватного уровня самооценки интеллекта.

Таблица 2.1

Корреляционный анализ результатов испытуемых юношей

корреляции значимы на уровне p <,05000

 

уровень интеллекта

Методика Будасси

Методика самооценки интеллекта

уровень интеллекта

1,000000

0,578147

0,654440

Методика Будасси

0,578147

1,000000

0,408248

Методика самооценки интеллекта

0,654440

0,408248

1,000000

 

Рассмотрим результаты корреляционного анализа подгруппы юношей, отображенных в таблице 2.1. Обнаружены следующие взаимосвязи:

1) Прямая взаимосвязь между уровнем интеллекта методики КОТ и самооценкой личности (r=0,57), т.е. чем выше/ниже интеллект, тем выше/ниже самооценка.

2) Прямая взаимосвязь между шкалой «самооценка интеллекта» и уровнем интеллекта методики КОТ (r=0,65) т.е. чем выше уровень интеллекта, тем ниже оценивается интеллект. Такой результат может быть обусловлен тенденцией более интеллектуальных юношей сравнивать себя с группой высоко интеллектуальных людей и, соответственно, оценивать свой интеллект ниже.

Таблица 2.2

Корреляционный анализ испытуемых девушек

корреляции значимы на уровне p <,05000

 

уровень интеллекта

Методика Будасси

Методика самооценки интеллекта

уровень интеллекта

1,000000

0,597801

0,106634

Методика Будасси

0,597801

1,000000

0,524901

Методика самооценки интеллекта

0,106634

0,524901

1,000000

 

Рассмотрим результаты корреляционного анализа подгруппы девушек, отображенных в таблице 2.2. Обнаружены следующие взаимосвязи:

  • Прямая взаимосвязь между уровнем интеллекта и самооценкой испытуемых (r=0,59), т.е. чем выше интеллект, тем выше самооценка, что наблюдается и у юношей.
  • Прямая взаимосвязь между общей самооценкой и самооценкой интеллекта (r=0,52), т.е. чем выше самооценка, тем ниже оценивается интеллект. Такая корреляция может быть результатом не сформированности Я-концепции и неадекватной самооценки.

Адекватный уровень самооценки  интеллекта в юношеском возрасте действительно преобладает в большей степени, что говорит о нормальном восприятии юношами как своей самооценки, так и своего интеллекта в совокупности.

Таким образом, полученные результаты можно объяснить тем, что в юношеском возрасте самооценка интеллекта является более стабильной, так как к этому возрасту она становится более обобщенной.


Библиографическая ссылка

Науширванова Р.Р., Курочкина А.И. САМООЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18773 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674