Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Завьялова А.Н. 1 Бочанцева Л.И. 1
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
В статье авторы поднимают проблему, связанную с частым проявлением тревожности у детей младшего школьного возраста, что негативным образом отражается на психоэмоциональном и личностном развитии этих детей. Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме проявления школьной тревожности. Для проведения исследования был определен методологический аппарат: обозначены цель и задачи исследования, сформулировано гипотетическое предположение. В статье представлены основные понятия, которые рассматривались в рамках изучения теоретических аспектов данной проблемы. В эмпирическом исследовании были определены показатели и уровни школьной тревожности, подобран психодиагностический инструментарий: «Методика диагностики уровня тревожности Филипса», «Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов», «Шкала тревожности (Тест Кондаша)». Результаты исследования показали, что уровень школьной тревожности учащихся начальной школы зависит от уровня учебной мотивации, а показатель тревожных состояний зависит от пола испытуемых. Высокий уровень учебной мотивации помогает школьникам быть более уверенными в своих силах на уроках, а также при проверке их знаний. У детей с высокой мотивацией проявляется больший интерес к овладению знаниями, а, следовательно, у них низкий уровень проявления школьной тревожности. Установлено, что у мальчиков младшего школьного возраста уровень школьной тревожности немного выше, чем у девочек.
школьная тревожность
показатели школьной тревожности
младшие школьники
гендерные особенности проявления
методики диагностики.
1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции/ Н. Аркелов, Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. – 2011, № 1. – С. 18.
2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс]/ М.К. Апетян// Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. - https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 10.05.2018).
3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Учебник]/О.Ю. Ермолаев – 2-е изд. испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 2003. – 336 с.
4. Завьялова А.Н. Теоретический аспект изучения гендерных особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников / А.Н. Завьялова, Л.И. Бочанцева // Образование и наука в современных реалиях: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 132-135.
5. Микляева А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева — СПб.: Речь, 2014. — 248 с.
6. Горюнова В.Е. Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников [Электронный ресурс] / В.Е. Горюнова. - http://psy.bobrodobro.ru/22378 (дата обращения 30.01.18).
7. Жулина Г.Н., Васькина В.С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] /Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №2 (7). - https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uchebnoy-motivatsii-i-shkolnoy-trevozhnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 05.05.2018).
8. Никишатова Ю.А. Гендерные особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Ю.А.Никишатова. - http://studbooks.net/1605739/psihologiya/osobennosti_gendernogo_povedeniya_vzaimodeystviya_mladshem_shkolnom_vozraste (дата обращения: 10.05.2018).

Проблема школьной тревожности является одной из наиболее популярных проблем в детской психологии. Среди негативных переживаний тревожность занимает почетное место, она приводит к снижению работоспособности, плодотворности деятельности, к трудностям в коммуникации.

Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют адаптации в новой социальной среде, такой как школа. Часто у младших школьников психологи наблюдают повышенный уровень тревожности.

Повышенный показатель школьной тревожности, диагностируемый у младших школьников, возникновение негативных эмоциональных переживаний у них, проявляющихся в различных школьных ситуациях (например, ответ на вопрос учителя, вызов к доске, выполнение контрольного задания и пр.), сопряжено с необходимостью и невозможностью самораскрытия, самопрезентации, демонстрации своих возможностей. Поэтому проблема выявления особенностей проявления тревожности обуславливает наш интерес к ней.

Объектом исследования является школьная тревожность у младших школьников.

Предметом нашего исследования являются гендерные особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей школьной тревожности у младших школьников.

В рамках теоретического исследования нами были рассмотрены понятия «тревожность» и «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе, выявлены причины возникновения школьной тревожности, раскрыты особенности проявления школьной тревожности у младших школьников.

В отечественной психологии понятие «тревожность» и «школьная тревожность» были рассмотрены такими учеными, как Г.Г. Аракелов, С.С. Степанов, Н.Е. Лысенко, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, Е.Е. Шотт, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин и др.

На наш взгляд, более точно раскрывает понятие «тревожность» Е.П. Ильин. Так, по его мнению, это «выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги». Разделяя взгляды С.С. Степанова, под школьной тревожностью будем понимать некоторое переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи при выполнении ребенком учебной деятельности.

Анализ выявления причин проявления школьной тревожности показал, что существуют личностные (боязнь физического насилия со стороны старшеклассников; изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых и т.д.) и социальные причины (неприятности, в школе которые, проявляются виде двоек, у некоторых троек, завышенные требования в проверки и содержании знаний со стороны учителей и родителей, и т.д.). Многие ученые предполагают, что тревожность зависит от гиперопеки родителей над детьми. Такие факторы могут вызвать ситуацию непрекращающейся неуверенности, что может способствовать повышению тревожности у ребенка. Физическая травма ребенка, порождающая страх, боязнь, могут благоприятствовать нервным расстройствам [1].

По мнению В.А. Крутецкого, младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребёнка. Учебная деятельность для поступающего в школу ребенка становится ведущим видом деятельности и главной их потребностью. Мальчики и девочки 6-7 лет стремятся пойти в школу, чтобы получать положительные оценки, научиться писать и читать появляется стремление к саморазвитию [2].

Теоретический анализ исследований гендерных особенностей проявлений школьной тревожности показал, что при высоком уровне тревожности у мальчиков появляется нежелание ходить в школу (в плоть до систематических пропусков занятий), отказ от выполнения заданий, раздражительность и агрессивные выражения (словесная и невербальная агрессия), для девочек характерно чрезмерное усердие при выполнении школьных заданий, ухудшение физического здоровья, боязнь опоздания в школу, «сверхценность» школьной оценки и др. [1].

Для проверки гипотетического предположения о том, что в зависимости от гендерных различий: признаки и степень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста может отличаться, в МАОУ СОШ №31 г.Ишима было организовано экспериментальное исследование. В нем приняло участие 27 человек 1 В класса (14 девочек и 13 мальчиков).

Задачи экспериментального исследования:

1. Представить показатели и уровни тревожности у младших школьников.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий по выявлению уровней школьной тревожности.;

3. Провести исследование при помощи подобранных методик.

4. Проанализировать полученные результаты с учетом гендерных особенностей.

С целью решения представленных выше задач экспериментального исследования мы представили показатели, уровни проявления школьной тревожности, а также и методики их диагностики (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели школьной тревожности у младших школьников и методики их диагностики

Показатели тревожности

Методики диагностики

Общая тревожность в школе (ОТШ)

Переживание социального стресса (ПСС)

Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ)

Страх самовыражения (СС)

Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ)

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)

Общая тревожность (ОТ)

Методика диагностики уровня тревожности Филипса

Общая школьная мотивация (ОШМ)

Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н.Лускановой

Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ)

Общий уровень тревожности (ОТ)

Тест Кондаша

 

На основании показателей школьной тревожности опишем уровни её проявления:

Высокий уровень - предполагает отрицательный психологический настрой, который не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя.

Средний уровень школьной тревожности предполагает, что такие школьники, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Низкий уровень школьной тревожности тревожности может свидетельствовать об очень высоком стремлении к общению со сверстниками, учителями. Такие учащиеся очень мобильны, легко идут на контакт, при попадании в незнакомое место или ситуацию легко справляются с волнением и страхом.

В ходе экспериментального исследования по методике диагностики уровня тревожности Филиппса были выявлены следующие результаты: мальчики более подвержены страхам, а также тревожным состояниям. Также высокий показатель тревожности показывает не позволяет ребенку развивать свои способности, достигать высоких результатов; негативные эмоциональные переживания жизненных состояний, связанных с желанием показать себя (см. рис. 1) [3].

Рис.1. Результаты определения уровня школьной тревожности у испытуемых по методике «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса»

Примечание: ОТШ – общая тревожность в школе; ПСС – переживание социального стресса; ФПДУ - фрустрация потребности в достижении успеха; СС – страх самовыражения; ССПЗ – страх ситуации проверки знаний; СНОО – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; НФСС – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; ПСОУ – проблемы и страхи в отношениях с учителями; ОТ – общая тревожность

Применяя методику «Диагностика школьной мотивации учащихся 2-5 классов Н. Лускановой» было выявлено, что у 23% мальчиков значительно повышенный уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети с высоким уровнем школьной мотивации, как правило, чувствительны к негативным оценкам, добросовестны и ответственны. Возможно, уровень тревожности у этих испытуемых будет иметь повышенную частоту.

Остальные 69% мальчиков имеют средний уровень школьной мотивации, результаты их школьной деятельности зависят от интереса и преобладающего настроения. Это значит, что такие показатели являются нормой для учащихся начальных классов.

У 8% испытуемых этого же пола преобладает низкий уровень школьной мотивации. Возможно, они испытывают затруднения в обучении или занимается посторонними делами на уроках. Как правило, у таких учеников с низким уровнем тревожности не возникает желания заботиться о своей учебе в школе, своих оценках, складывающихся отношениях с учителем. Таких детей не интересует их успеваемость в школе.

У 29% девочек выявлен высокий учебный мотив, т.е. такие дети считают требования школы обязательными и выполняют их беспрекословно. Девочки четко следуют всем указаниям учителя, трудолюбивы и ответственны, очень волнуются, когда получают «плохие» оценки.

Для 64% девочек характерно положительное отношение к учебе, но школа привлекает их своей разнообразной творческой внеучебной деятельностью. Такие дети ходят в школу, потому что у них возникает потребность в общении с друзьями. При этом они чувствуют себя достаточно безопасно в школе, им нравится чувствовать себя школьниками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, а учебный процесс их слабо привлекает.

У 7% девочек был обнаружен низкий уровень школьной мотивации. Они неохотно ходят в школу, предпочитая пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами. Следовательно, они имеют серьезные трудности в учебной деятельности.

Как видно по данным методики «Диагностика школьной мотивации у школьников младших классов», у девочек преобладает высокий уровень школьной мотивации, что говорит о их большей усидчивости, внимательности и трудолюбии. Мальчики же более активны, поэтому не могут пока долго усидеть на месте, что снижает их интерес к обучению, а повышается интерес к общению со сверстниками.

Причиной этому может служить тревожность, как постоянство, препятствующее рассудительности, эффективности общения, что создает трудности в школьной деятельности, увеличивает вероятность негативной оценки и снижает учебную мотивацию [4].

Следовательно, высокий уровень учебной мотивации помогает школьникам быть более уверенными в своих силах на уроках, при проверке знаний, у них больший интерес к овладению знаний, а значит низкий уровень школьной тревожности.

Результаты по методике «Шкала тревожности (Тест Кондаша), показали, что у мальчиков преобладает нормальный (31%) и низкий уровень тревожности (31%), что свидетельствует о нормальном психологическом состоянии и адаптации ребенка в школе.

У 4 (31%) школьников преобладает высокий и повышенный уровни тревожности, что говорит о их реальных проблемах в ведущих видах деятельности и ситуациях общения, их цели диаметральны: благополучное положение в результате определенных личностных конфликтов, но нарушения в развитии самооценки и т. д.

У 1 девочки (7%) был выявлен несколько повышенный уровень тревожности. У остальных уровень тревожности или в норме (64%), или чрезмерно низкий – 29%. Следовательно, уровень тревожности в этом классе у девочек оценивается как нормальный, явных признаков для беспокойства по этому показателю здесь не просматривается.

По результатам трёх методик наиболее повышенным уровнем тревожности обладают мальчики. У них отмечается боязнь физических и психологических травм, которые можно ожидать от родителей, учителей за невыполнение домашних заданий, за повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

Для сравнения результатов двух выборок (девочки и мальчики) мы применили Т-Критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий величин средних двух выборок (X и Y). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Определение достоверности гендерных различий в показателях школьной тревожности по t-критерию Стьюдента

№ п/п

Показатели

Испытуемые

t эмп

Девочки

Мальчики

1

Общая тревожность в школе (ОТШ)

35,6000

32,5630

3,037*

2

Переживание социального стресса (ПСС)

26,7710

23,5500

2,0212

3

Фрустрация потребности в достижение успеха (ФПДУ)

29,8500

29,2860

0,0293

4

Страх самовыражения (СС)

31,4810

30,8000

0,681

5

Страх ситуации проверки знаний (ССПЗ)

35,5000

34,0000

0,7101*

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНОО)

27,6230

31,4810

1,9815

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС)

21,3000

21,5000

0,200

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ)

16,1430

16,4000

0,2247*

9

Общая тревожность (ОТ)

16,0191

16,8908

0,8717*

 

Общая школьная мотивация

21,5000

21,4615

0,0385

 

Тревожность, возникшая в ситуации, связанной со школой, общением с учителями (школьная тревожность) (ШТ)

40,238

37,5427

2,6953

 

Общий уровень тревожности (ОТ)

38,3571

44,1538

5,7967*

*значимые различия при р <0,05

По результатам, представленными в таблице 2, мы видим, что у девочек показатели (общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний) отличны от показателей мальчиков, то есть их результаты выше. У мальчиков по данной таблице, преобладают такие показатели (проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность и общий уровень тревожности) по всем показателям методики «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса».

Таким образом, повышенной школьной тревожностью обладают именно мальчики. Их переживания связаны с тем, что они могут быть неприняты в новом коллективе. По всем результатам мы видим, школьная тревожность проявляется в зависимости от гендерных особенностей по-разному.

В качестве перспективных направлений дальнейшей работы по данной проблеме можно отметить следующее: разработка коррекционной программы тренинговых занятий, рекомендации для педагогов и родителей по снижению школьной тревожности у младших школьников.


Библиографическая ссылка

Завьялова А.Н., Бочанцева Л.И. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18907 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674