Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мартынов И.А. 1 Ерохина Е.В. 1
1 КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий. Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране, не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России. Без активного внедрения новых производственных технологий на предприятиях и в организациях и повышения их инновационной активности во всех регионах страны невозможен успешный рост российской экономики и модернизация промышленного производства. Но в то же время при проведении экономических преобразований необходимо учитывать сложившуюся специализацию региона, выделяя производства, базирующиеся на основе местных ресурсов. В статье рассматривается уровень развития инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Исследована динамика основных показателей инновационной деятельности организаций в стране и ее субъектах. Сделаны выводы о снижении показателей, характеризующих уровень развития инновационной деятельности в рассматриваемом периоде на территории Российской Федерации.
удельный вес организаций
технологические инновации
инновационная активность
инновационное развитие
инновационная деятельность
инновации
осуществляющих технологические инновации.
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года [Электронный ресурс] URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/ 5636/1238.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (дата обращения 23.04.2018)
3. Бабич С.Г. Индексный анализ дифференциации регионов РФ по основным показате-лям инновационной деятельности // Статистика и экономика. 2017. 2. С. 3-13.
4. Гаврилова Н.М. Состояние инновационной активности российских предприятий: ре-алии и перспективы // Креативная экономика. 2012. С. 15-20 [Электронный ресурс] URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/ 2490 (дата обращения 19.03.2018)
5. Колмыкова Т.С. Инновационно-прорывной сценарий поддержки экономического ро-ста // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностро-ения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2014. 1. С. 368-37
6. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Агарков А.П., Голов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 208 c.— [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/52293.html. — ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 28.04.2018)
7. Горбенко А.О. Инновационная политика и региональное развитие в современном мире, Москва: РАН ИНИОН, 2015 [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/reader/book/70716/#7 (дата обращения: 28.04.2018)
8. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Ме-неджмент», «Экономика» / Т.Г. Философова, В.А. Быков. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 295 c. — 978-5-238-01452-4. — Режим до-ступа: http://www.iprbookshop.ru/40462.htm (дата обращения: 17.04.2018)

В условиях усиления конкуренции на мировых рынках и сохранения антироссийских санкций со стороны отдельных государств уровень экономического развития страны во многом зависит от инновационной деятельности предприятий и организаций, которая предполагает модернизацию производства, создание конкурентоспособной на международном рынке продукции.

Инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты (или услуги), внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности [2].

Инновационное развитие предполагает “реализацию национальных, региональных, отраслевых, корпоративных инновационных программ и проектов” .

“Достижения науки и техники выступают ключевым фактором для роста производительности труда, повышения качества продукции и услуг, совершенствования организации производства и повышения его эффективности, экономии трудовых и материальных затрат. Все это, в конечном счете, определяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции как на мировом, так и на внутреннем рынках” [4].

Важнейшим видом инноваций являются технологические инновации, под которыми подразумевают конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности [3].

В связи с различиями социально-экономического развития субъектов РФ в стране сохраняется существенная дифференциация регионов по уровню инновационной деятельности, что оказывает негативное влияние на процессы модернизации и технического перевооружения производства, а также на уровень жизни населения [1].

 На инновационную деятельность организаций в регионах оказывают значительное влияние как объективные факторы (географическое положение, наличие сырьевых ресурсов, функционирование крупных предприятий и др.), так и субъективные факторы (объем привлекаемых инвестиций, структура регионального бюджета, политика региональных властей и т.д.).

Инновационную деятельность организаций характеризуют, следующие основные показатели:

  • удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации;
  • объем затрат на технологические инновации;
  • объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг, т.е. товаров, работ, услуг, которые являются новыми или подвергавшимися в течение последних трех лет технологическим изменениям различной степени;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
  • удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг [8].

Показателем, характеризующим инновационную активность организаций, является удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций (табл. 1).

Таблица 1 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в федеральных округах РФ, %

Федеральный округ

2014 г.

2016 г.

Изменение, %

Центральный

9,8

9,0

-0,8

Северо-Западный

8,9

7,1

-1,8

Южный

6,6

6,2

-0,4

Северо-Кавказский

5,8

2,6

-3,2

Приволжский

10,4

8,4

-2,0

Уральский

7,1

6,5

-0,6

Сибирский

7,9

6,0

-1,9

Дальневосточный

7,9

5,7

-2,2

 

Анализ данных, представленных в таблице, показывает снижение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в 2016 г. по сравнению с 2014г. более чем на 0,4% по всем федеральным округам Российской Федерации.

В 2016 г. в РФ данный показатель, по данным Росстата, составил 7,3 %, сократившись по сравнению с 2014 г. на 1,5 %, а по сравнению с 2015 г. снизившись на 1,0 %.

В 2016 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается сокращение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций во всех федеральных округах страны. Если в Центральном федеральном округе величина данного показателя в течение рассматриваемого периода сократилась на 0,8 %, то в Северо-Кавказском федеральном округе - на 3,2 %.

Из регионов страны в 2016 г. высокие значения удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций, наблюдаются в Чувашской Республике (23,1 %), Республике Татарстан (20,0 %) и Липецкой области (18,0 %). А регионами-аутсайдерами по величине данного показателя являются Чеченская Республика (0,3 %) и Карачаево-Черкесская Республика (0,8 %).

Наибольший удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году в общем числе обследованных организаций, отмечается в Центральном и Приволжском федеральных округах, значения которых в 2016 г. составляли 9,0 и 8,4 %, соответственно, а минимальное значение - в Северо-Кавказском федеральном округе (2,6 %).

Таблица 2. Группировка субъектов РФ по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации в стране, в 2016 г., %

№ группы

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации

1

До 3

Респ. Адыгея, Респ. Дагестан, Кабардино-Балкарская Респ., Карачаево-Черкесская Респ.,Респ. Калмыкия, Респ. Крым, Респ. Тыва, Респ. Хакасия, Чеченская Респ., Забайкальский кр.,Ивановская обл., Кемеровская обл., Сахалинская обл., г. Севастополь

2

3-5

Респ. Карелия, Респ. Коми, Респ. Марий Эл, Респ. Северная Осетия - Алания, Приморский кр.,Ставропольский кр., Архангельская обл., Волгоградская обл., Иркутская обл., Калининградская обл., Курганская обл., Курская обл., Самарская обл., Саратовская обл.,Ульяновская обл.

3

5-7

Респ. Алтай, Респ. Башкортостан, Респ. Бурятия, Респ. Саха (Якутия), Удмуртская Респ., Красноярский кр., Еврейская авт. обл., Амурская обл., Брянская обл., Вологодская обл.,Калужская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Псковская обл., Смоленская обл., Тюменская обл., Челябинская обл., Ярославская обл.

4

7-10

Камчатский кр., Краснодарский кр., Пермский кр., Хабаровский кр., Чукотский ав. окр., Астраханская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Кировская обл., Костромская обл., Московская обл., Ростовская обл., Рязанская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл., Тверская обл.

 

Продолжение таблицы 2

5

10-15

Респ. Мордовия, Алтайский кр., Белгородская обл., Магаданская обл., Нижегородская обл., Томская обл., Тульская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург

6

Более 15

Респ. Татарстан, Чувашская Респ., Липецкая обл., Пензенская обл.

 

Как видно из Таблицы 2, в 52 регионах страны наблюдается низкая инновационная активность организаций, так как удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в стране в отчетном году в общем числе обследованных организаций, меньше аналогичного показателя в РФ в целом.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий[7].

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение  ресурсов нефти, происходящее  в  стране, не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками [5].

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России [6].

Без активного внедрения новых производственных технологий на предприятиях и в организациях и повышения их инновационной активности во всех регионах страны невозможен успешный рост российской экономики и модернизация промышленного производства. Но в то же время при проведении экономических преобразований необходимо учитывать сложившуюся специализацию региона, выделяя производства, базирующиеся на основе местных ресурсов .


Библиографическая ссылка

Мартынов И.А., Ерохина Е.В. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18919 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674