Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»)

Клименко А.В. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В данной статье рассматриваются особенности художественного текста. Под текстом мы понимаем последовательность языковых знаков, объединенных одной смысловой связью. Выявляется специфика его структуры, которая рассматривается нами с точки зрения лингвокогнитивистики. Рассматриваются термины «концепт», «концептосфера», «художественный концепт» с различных точек зрения. Концепт исследуется как конструкт, несущий информацию об отражаемом предмете или явлении, которая интерпретируется общественным сознанием. Концептосфера рассматривается как совокупность концептов народа. Художественный концепт мыслится как единица «индивидуального» создания, репрезентированная в концептосфере, вербализированная в едином творчестве писателя. В статье анализируется художественный текст Н.В. Гоголя " Невский проспект" с концептуальной точки зрения. Исследуется концептосфера художественного текста. Вводятся авторские термины. Обобщается предыдущий опыт. В данной статье анализируются особенности концептосферы художественного текста Н.В. Гоголя «Невский проспект», представляющего собой сокровищницу русской литературы. Текст рассматривается в аспекте когнитивного подхода, который исследует слово как языковой знак. Выявляется частотность употребления номинантов, репрезентирующих социальную сторону проспекта в произведении. Выделяются культурологически обусловленные единицы, вербализирующие столицу в тексте. Обозначаются параметры ядерно-периферийной структуры номинантов концепта текста. Выясняется специфика архитектоники текста. Под архитектоникой текста понимается строение сложного литературного объекта, являющегося предметом нашего рассмотрения.
художественный текст
концепт
номинативное поле концепта
концептосфера
ядерно-периферийная структура.
1. Алефиренко Н.Ф. и др. Текст и дискурс. М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2013.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. C. 365.
3. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. C. 53-55.
4. Ibid, C. 90-92.
5. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993.
6. Огнева Е.А. «Невский проспект» Н.В. Гоголя глазами иностранцев // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 141-143.
7. Пименова М.В. Предисловие. / Введение в когнитивную лингвистику. Под ред. М.В.Пименовой. Вып.4. Кемерово.
8. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток-Запад, 2010.
9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: 2001.
10. Стернин И.А. Типы и концепты // Концептуальное пространство языка: сб. науч. тр., посвященных юбилею Н.Н. Болдырева / под ред. Е.С. Кубряковой. Тамбов. 2005. С. 257-282.
11. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2003. С. 77-78.

В настоящее время становится весьма актуальным комплексное исследование художественных текстов, а именно, их концептуальной структуры. Такое исследование проходит в рамках методологических подходов и приемов когнитивной лингвистики.

Когнитивная лингвистика – это одно из активно развивающихся направлений современной лингвистической науки. По определению В.З.Демьянкова и Е.С.Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации [3]. Как известно, в сферу исследований, проводимых в парадигме когнитивной лингвистики, входят основы понимания и продуцирования текста, поэтому возникает необходимость рассмотрения когнитивного аспекта изучения текста. Итак, рассмотрим понятие «текст», представленное в трудах многих отечественных лингвистов.

Ахманова О.С. в своем словаре лингвистических терминов дала следующее определение текста, которое считается общепринятым в лингвистике: «Текст - это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, могущее служить материалом для наблюдения фактов данного языка» [2]. Из данного определения следует, что понимание текста, его структуры основывается на комплексном исследовании структуры как отдельно взятых предложений, так и совокупности предложений, репрезентирующих одно из явлений текста.

Алефиренко Н.Ф. под текстом понимает объединенную смысловой связью последовательность языковых знаков [1]. Всестороннее исследование языковых знаков, их триединой природы, спроецированной в архитектонику текста, позволяет выйти на уровень комплексной интерпретации текста, в частности художественного текста, исследованию которого посвящены труды многих отечественных и зарубежных лингвистов.

Текст произведения можно представить в виде концептосферы. Академик Д.С. Лихачев под концептосферой понимал совокупность концептов нации. Он говорил, что концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации – ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку, и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации и религией особенно. Дмитрий Сергеевич также подчеркнул, что концептосфера образована всеми потенциями концептов носителей языка [5].

Примечательно, что И.А. Стернин и З.Д. Попова понимают под концептосферой упорядоченную совокупность концептов народа, информационную базу мышления. Они также отмечают, что данное понятие – сущность ментальная (мыслительная), ненаблюдаемая и что концептосфера человека является информационной базой когнитивной картины мира, обеспечивает ее упорядоченность, структурированность и системность, обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, но не исчерпывает когнитивную картину мира, которая предполагает, кроме системы ментальных единиц-опор еще и динамические механизмы познания, когнитивные стереотипы восприятия и др. [8].

Единицей концептосферы являются концепт. Существует возможность комплексного подхода к исследованию концептов произведения. Следует сказать, что в настоящее время именно «концепт» является главным и ключевым понятием в когнитивной лингвистике. Многие ученые дают свое толкование данного понятия. Например, Е.С. Кубрякова в своем словаре когнитивных терминов предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» [4].

М.В.Пименова определяет концепт как «это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» [7], тогда как И.А. Стернин дает свое понимание концепта: «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [10]. Мы придерживаемся определения концепта, данного Иосифом Абрамовичем Стерниным.

Существует языковая и речевая репрезентация концепта, в частности, речевая репрезентация концепта в концептосфере художественного текста.

Анализ художественного текста с концептуальной точки зрения является актуальным в современной лингвистике. При этом, вводится новое понятие «художественный концепт». И.А. Тарасова рассматривает художественный концепт как единицу «индивидуального» создания концептосферы, вербализованную в едином тексте творчества писателя [11]. Она выделяет различные типы художественных концептов (такие, как концепты-гештальты, топологические концепты, эмоциональные концепты и т.д.) и предлагает при исследовании отдельных художественных концептов последовательно выделять их слои, при этом уровень когнитивной выделенности этих слоев художественного концепта будет зависеть от его типа.   

В результате когнитивно-герменевтического анализа художественного текста можно выяснить взаимосвязь структуры концепта, его номинативного поля, с особенностями построения художественного произведения, в котором репрезентирован концепт, тогда как, например, в результате трансформационного анализа художественного текста можно «фиксировать особенности переводческих трансформаций» [6] в тексте. Анализ структуры номинативного поля концептов помогает адекватно воспринимать содержательную сторону произведения. Характер и способы представления художественного концепта в тексте позволяют определить особенности индивидуальной концептосферы того или иного автора.

Как известно, концепт имеет ядерно-периферийную структуру, то есть иметь, так называемое полевое описание, так как он может быть описан в терминах ядра и периферии. К ядру концепта будут относится номинанты с наибольшими яркими образами, с наибольшей частотностью, а к периферии – более абстрактные слои. По мнению лингвистов Стернина И.А. и Поповой З.Д., периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления [9]. Номинанты, находящиеся в ближней или дальней периферии ядра, являются также значимыми и важными, как и номинанты, находящиеся в приядерной зоне. Они помогают глубже и ярче охарактеризовать той или иной концепт, наиболее насыщенно репрезентировать его. Номинанты, расположенные в перифериях, в совокупности составляют совершенную картину данного концепта.

По словам М.В. Пименовой, концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира [7]. Фрагменты мира, по нашему мнению, будучи репрезентированными различными концептами, складываются в общую концептуальную картину мира.

Концепт, будучи ментальной единицей, может быть раскрыт через анализ средств его языковой объективации. Языковые средства объективации – это те языковые средства, которые выражаются в объективных, доступных восприятию понятиях. Совокупность языковых средств, вербализующих концепт, определяются З.Д. Поповой и И.А. Стерниным как номинативное поле концепта. Номинативное поле концепта, по мнению исследователей, это совокупность языковых средств, объективирующих (вербализирующих, репрезентирующих) концепт в определенный период развития общества [8]. По своей структуре, номинативное поле неоднородно. Оно может содержать как прямые номинации самого концепта, то есть номинации в данном случае будут составлять ядро концепта, так и номинации отдельных его признаков, номинации будут в периферии номинативного поля.

Проведенный нами когнитивно-герменевтический анализ текста повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» с точки зрения комплексной интерпретации номинантов, репрезентирующих социальную сторону проспекта, позволил выявить ядро и периферию номинативного поля концепта «Невский проспект». Наряду с принципами когнитивно-герменевтического анализа был применен квантитативный анализ, позволивший классифицировать материал по критерию частотности. Нами были выявлено ядро – «социум Невского проспекта» и номинанты от высокочастотных до низкочастотных, которые представлены в следующей таблице:

Таб. Номинативное поле концепта «Невский проспект»

Номинант

Количество в произведении

%

1

Магазины

12

9,92%

2

Сюртук

11

9,09%

3

Толпа

10

8,26%

4

Чиновник

9

7,44%

5

Усы

7

5,79%

6

Дамы

6

4,96%

7

шляпки

6

4,96%

8

бакенбарды

6

4,96%

9

вывески

5

4,13%

10

благородство

5

4,13%

11

советник

4

3,31%

12

секретари

3

2,48%

13

старики

3

2,48%

14

старухи

3

2,48%

15

прохожие

3

2,48%

16

Кареты

3

2,48%

17

жители

3

2,48%

18

характеры

2

0,02%

19

Заботы

2

0,02%

20

перемены

2

0,02%

21

выставка

2

0,02%

22

Тени

2

0,02%

23

улыбка

2

0,02%

24

Платья

2

0,02%

25

Ароматы

2

0,02%

26

гувернеры

2

0,02%

27

Мужики

2

0,02%

28

Гулянья

2

0,02%

 

В результате распределения данных номинантов по частотности мы получили, что номинанты «магазины», «сюртук», «толпа» находятся в приядерной зоне. Это говорит о том, что данные номинанты находятся ближе к ядру концепта. Это иные лексические репрезентации важного концепта, и они наиболее ярко и наглядно репрезентируют социальную сторону проспекта. Номинанты «чиновник», «усы», «дамы», «шляпки», «бакенбарды» располагаются в ближней периферии ядра номинативного поля концепта. Они характеризуются меньшей частотностью и яркостью, чем номинанты, находящиеся приядерной зоне. А остальные номинанты, приведённые нами в таблице, находятся в дальней периферии номинативного поля концепта. Дальняя периферия состоит из лексических единиц, имеющих невысокую частотность. Это говорит о том, что данные номинанты являются слабыми лексическими репрезентациями концепта. Стоит отметить, что число номинантов, принадлежащих дальней периферии, превышает число номинантов, которые находятся в приядерной зоне и в ближней периферии ядра.

В произведении Н.В. Гоголя «Невский проспект» мы выделили культурологически обусловленные единицы. М.В Пименова указывала, что в структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» [7].

Таким образом, проведённое нами исследование выявило особенности построения концепта «Невский проспект», а именно частотность номинантов его ядерно-периферийной структуры, характеризующих идиостиль писателя.

 


Библиографическая ссылка

Клименко А.В. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ НОМИНАТИВНОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ») // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18948 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674