Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ «СВОБОДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Поветкина А.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет»
Данная статья посвящена исследованию социальной проблематики в политическом медийном пространстве. В контексте сложившихся социально-политических условий исследования способов реализации социальных проблем представляются не только актуальными, но и такими, которые имеют практическую ценность. Рассматривая роль и функции политического ток-шоу как жанра современного телевизионного формата следует заметить, что акцентирование внимания на образе ведущего и его роли в модерации дискуссии в канве телепрограммы дало возможность сформулировать прогнозируемые результаты актуализации социальных тем на телевидении. Ток-шоу это относительно новый вид телепрограмм. Он сразу завоевал популярность и на сегодняшний день не уступает другим шоу. Это связано с тем, что ток-шоу это прекрасная возможность решить многие волнующие общество вопросы путем обсуждения и полемики. Это еще один способов обратить внимание человечества на проблемы социальной жизни. Такой жанр на телевидении как ток-шоу помогает обществу решать те самые социальные проблемы. Это отличный способ поднять популярность шоу, совместив устранение социальной несправедливости и развлекательный характер. В условиях все более усложняющегося современного общества СМИ играют важную роль в существовании, функционировании и прогрессе его социальной сферы. При взаимодействии с социальной работой, направленной на улучшение жизни в целом, благосостояния, в частности, и морально-духовного облика незащищенных слоев общества от неблагоприятных факторов, путем разнообразных технологий помощи и поддержки, «четвертая ветвь» власти должна объективно, без предубеждений информировать людей о протекающих социальных процессах в определенном регионе или государстве.
социальная проблематика
ток-шоу
телевидение
средства массовой информации
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.
2. Бетанели Н. Общественное мнение и СМИ: что мешает взаимодействию?//Журналист, 1996. №11-12.
3. Блохин И.Н. «Социальные роли журналиста в освещении национальных проблем», Вестник Санкт-Петербургского университета
4. Больц Н. Азбука медиа / Н.Больц. – М.: Европа, 2011. – 136 с.
5. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. — М., 2003.
6. Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ / Е. Л. Вартанова // СМИ в меняющейся России / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2010.
7. Горчакова В.Г. Телевизионный имидж: информация или зрелище : учеб. пособие / В.Г. Горчакова. – М., 2006. – 268 с.
8. Гоуазер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.
9. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачёв – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 125 с.
10. Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. — М., 1998. № 11.

Телевидение охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения и играет огромную роль в совpеменном обществе, в его экономике, политике и культуpе. Пpодолжающееся эволюционное пpеобpазование телевидения оказывает возpастающее воздействие как на матеpиально -пpоизводственную, так и на социально -политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.[1]

Проблемы, освещаемые в социальной журналистике – не только отражение реально существующих противоречий действительности, но и результат интерпретации текущих фактов.

Социальная журналистика ориентируется не только на информирование и выражение собственного мнения, но и на непосредственное вмешательство в реальную жизнь. Она больше чем другие направления в средствах массовой информации даёт возможность понимать и слушать окружающих. Одна из основных её задач обеспечение взаимодействия между государством, бизнесом и общественностью для реализации социальной политики и осуществления социальных проектов и программ, обеспечивающих гражданам равные возможности для достойной жизни.[3]

Таким образом, предмет социальной журналистики определяется самой природой социального и непрерывными процессами социализации, институализации, стратификации, мобильности. Проще говоря, это пространство человека во всем разнообразии его отношений с другими людьми, с социальными институтами, с самим собой.[5]

Современный телеэфир – это новейшие технологии и методы донесения информации. Эти технологии делают вещание красочным, интересным, более привлекательным. С увеличением эфирного времени, количества телеканалов и передач, появилась огромная конкуренция за внимание зрителей.

Проблемы так или иначе связанные с обществом, проблемами развития и восприятия тех или иных аспектов современного мира привыкли называть социальными. Это вопросы, связанные с существованием факторов общественной жизни, с реакцией людей на развитие мира, уровня и устройства жизни.[8]

Развитие мира, каждый новый толчок дает не только позитивные аспекты, такие как: облегчение жизни, появление новых технологий, новые возможности для лучшего существования. Это влечет за собой изменение миропонимания людей, что приводит к усугублению так называемых социальных проблем.

В современном обществе социальные проблемы являются актуальным вопросом, в котором стараются разобраться все слои населения. Телевизионная журналистика не исключение. Большая часть телеканалов  России затрагивают в своих передачах социальную проблематику. Ярким примером этому являются ток-шоу.[2]

Каждый день под рубрикой «ток-шоу» выходят в эфир самые разные передачи. Понятие «ток-шоу» образовано от английского talk - «говорить, обсуждать», show - «зрелище, представление». Ток-шоу - разговорный жанр, современный аналог теледискуссии; заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». «Разговорное представление» с участием широкой публики, с обсуждением актуальных вопросов.[4] 

Такой жанр телевизионной передачи основывается на принципе треугольника: ведущий – приглашенные эксперты – зрители.  Каждый участник ток-шоу является персонажем с заданной темой авторами шоу, несмотря на его служебную функцию внутри программы. Главной задачей, по мнению А.С. Вартанова, является активизация восприятия содержания, заключенного в теме программы с помощью острых актуальных вопросов, наличия разных точек зрения. Но при этой возможности иметь свою позицию, зрителям навязывают одну единственную позицию, строго ограниченную в своих параметрах.[5]

Исследования жанровых особенностей ток-шоу показывают, что необходимым условием привлечения и удержания внимания зрителей является четко установленные редакциями телеканалов способы получения информации( беседа, пресс-конференция, дискуссия, интервью, телемост); имиджи ведущих (психология поведения журналиста), способы контакта с внутренней аудиторией; выбор темы (актуальность, социальная значимость, постоянность темы, ее варьирование, пределы тематики в рамках одной программы); психологические способы контакта с внешней аудиторией.[10]

Ток-шоу затрагивают наиболее актуальные стороны жизни общества, поэтому их преимущество – большой охват зрительской аудитории. Так же этому способствует выход передач в вечернее время суток. Ведущий, обязательно имеющий репутацию образованного, авторитетного и эрудированного человека,  вызывает доверие зрителей, благодаря чему есть возможность манипуляции общественным сознанием.[9]

Ярким примером ток-шоу с социальной направленностью является российское шоу «Свобода и справедливость» на «Первом канале».

Программа изначально выходила на РЕН-ТВ, а в 2011 стала выходить на Первом канале. Передача транслировалась с 2010 до 2013 года, на данный момент программа не выходит на телеэкраны. Телешоу специализировалось на самых разнообразных социально-значимых темах. Ведущий ток-шоу Андрей Макаров, объявляя тему разговора в начале шоу, делал интересную подводку. Это, несомненно, стало особенностью программы.

Эта передача привлекла внимание зрителей тем, что все проблемы обсуждались в форме дискуссии. Вопросы экспертам никогда не готовились заранее. Это позволяло отсеить все сомнения по поводу наигранности и постановочности шоу.  В передаче обсуждались острые социальные темы, а экспертами выступали представители российского бизнеса, законодательной и исполнительной власти, силовых структур.

В момент существования программы на РЕН-ТВ отличительной особенность была острота сюжетов, дискуссий и споров, поднимаемых в студии, а также максимальной отстраненности ведущего, что позволяло зрителям самостоятельно принимать решения и делать выводы. Главным недостатком было отсутствие экспертов, которые являлись представителями внесистемной российской оппозиции. Но после выхода шоу на телеканале «Первый», передача перестала выходить за рамки дозволенного, существуя в соответствии с идеологией и политической позицией телеканала.  Круг тем сузился, как и их острота, стали обсуждаться более безопасные вопросы.[7]

Главное содержание ток-шоу «Свобода и справедливость» — та самая повседневность, которая нас окружает. Именно это содержание, не имеющее аналогов, и стало основной причиной возникновения стабильного интереса у достаточно многочисленной группы зрителей. Это — их реальный мир, это они — его герои. Это те проблемы и вопросы, которые волнуют каждого человека в современном мире. 

Если сравнивая «Свободу и справедливость» с другими ток-шоу, имеющими социальную направленность, можно отметить, что в «Справедливости»  нет случайных гостей, которые стремятся получить популярность, наоборот, здесь выслушивают и слышать каждого приглашенного гостя и идет напряженный поиск заявленной проблемы. В большинстве российских ток-шоу много шума, отсутствие дискуссии и только лишь поверхностное касание вопросов. А ведущие, которым важны лишь рейтинги. В то время как ведущий «Свободы и справедливости», Андрей Макаров, адвокат и депутат, не является профессиональным телевизионщиком. Это, пожалуй, самый нетипичный ведущий российского телевидения. И его главной задачей выступало полное раскрытие заявленной темы и стремление подвести зрителей к пониманию происходящего, не боясь показаться предвзятым.

На данный момент в федеральном эфире существуют еще пять-шесть дискуссионных форматов, вроде бы тоже обращенных к социально значимым вопросам, вот только подход в них поверхностный.

В каждом выпуске Андрей Макаров, следуя четкой логической схеме, шел от частного к общему, обнажал системные пороки государственного, общественного, а порой и персонального человеческого устройства и пытался найти и предложить хоть какие-то варианты решения многочисленных проблем. Он выглядел полноправным хозяином своей программы - четко выстраивает драматургические ходы, фиксирует самое главное, легко обнаруживал и обнажал противоречия в словах тех или иных участников, жестко обрывал привычную чиновничью демагогию.

Наличие аудитории - одно из доказательств принадлежности жанра «ток-шоу» к интерактивному телевидению, то есть телевидению взаимодействия. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, обсуждая волнующие вопросы. Интеракция – взаимодействие – это коллективная деятельность.

Аудитория «Свободы», принимая участие в процессе обсуждение, не имела право голоса. Они выступают лишь зрителями и не принимают активное участие. Тем самым программа, которая так яростно боролась за правосудие и желание помочь простым людям, лишала их права голоса.

 А принятие решения и подведение итогов без участия аудитории не дает возможности им самостоятельно делать выводы. Это один из способов манипуляции общественным мнением касательно определенной проблемы, что, безусловно, является одним из минусов данной передачи.

Название передачи в первую очередь определяет её концепцию, суть, своеобразие. Свобода и справедливость как никогда важны в современном мире, но так часто политическое устройство, общественное мнение и сами люди лишают этого. В программе четко прослеживалось желание разобраться и достигнуть свободы и справедливости. Именно это содержание, не имеющее аналогов, и стало основной причиной возникновения стабильного интереса у достаточно многочисленной группы зрителей.

Одной из важнейших особенностей данного ток-шоу является медийность, подкрепление аргументов относительно важности выбранной темы. Это видеоматериалы, которые транслируются на экране в студии. Например, в эфирном выпуске от 08.10.2013, где темой была жестокость в современном мире, были использованы видеоматериалы, на которых зрители могли воочию увидеть жестокое поведение людей и понять, что проблема не придуманная, а действительно есть.

В качестве вывода, можно выделить плюсы и минусы ток-шоу «Свобода и справедливость» на «Первом канале».

Плюсы передачи:

  • Наличие медиаконтента, который помогает зрителям и участникам шоу удостовериться в актуальности темы
  • Активное участие ведущего в ходе обсуждения проблемы. Он является непосредственным модератором и направляет обсуждение в правильное русло
  • Подводка ведущего в начале шоу, которая интригует и привлекает внимание
  • Гости шоу являются не просто звездами, а экспертами в своей области ихорошо разбираются в проблеме
  • Выбор темы передачи основан только лишь на главных проблемах
  • Цель передачи: добраться до истины

Минусы:

  • Отсутствие интерактива с аудиторией
  • После выхода передачи на Первом, круг тем для обсуждения сузился, а вопросы, поднимающиеся в эфире стали более безопасными
  • Но главным положительным отличием стало то, что благодаря «Свободе и справедливости» на телеэкраны вернулась свободная дискуссия на актуальные темы.

Также стоит отметить, что на момент выхода ток-шоу на телеэкраны оно имело огромную популярность.

Современное общество уже давно характеризуется как общество информационное. Если осознать, что большинство происходящих современных открытий представляют собой синтез уже имеющейся информации, станет понятным, почему практически каждый социальный субъект все более и более озабочен проблемами производства, поиска и потребления информации. Информация из некоторого вспомогательного инструмента постепенно превращается в один из главных двигателей жизни и способна непосредственно обеспечивать как локальное благополучие и индивидуальный комфорт, так и прогрессивную динамику социума в целом.

Анализ современных телепрограмм и тематика телепередач недалекого прошлого показывает, что в телеэфире отсутствуют постоянно выходящие программы, посвященные исключительно социальным проблемам.

Телевидение должно профессионально освещать эти вопросы и сделать свой, возможно самый большой вклад в это дело, что бы люди поняли насколько это важно для них, их детей и детей их детей.[6]

Функция телевидения как основного средства массовой коммуникации, реализуемые коммуникатором — его влияние на аудиторию посредством целенаправленного информирования для осуществления задач социальной системы.

Потребности аудитории — получение информации об окружающем мире для социализации личности, интегрирования ее в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации.

СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки.

А все, что касается аспектов социальной жизни, будет актуально для зрителей. Именно поэтому такой формат телепередач, как ток-шоу, имеет огромную популярность.


Библиографическая ссылка

Поветкина А.О. ОСОБЕННОСТИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ «СВОБОДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19090 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674