Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ

Шагалина М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Мурманский Арктический Государственный университет
В данной статье рассматривается специфика проявление уровня притязаний и определения локус контроля при достижении студентами желаемых целей. Показана роль самосознания, самоопределения, устойчивости и целеустремленности в структуре психологического развития у студентов, обучающихся в учебном заведении. Особое значение определено видам уровней притязаний как одним из показателей, помогающих индивиду достичь хороших результатов в ходе выполнения своей деятельности. Они определяются стремлением к успеху и боязнью неудачи. Выделяется и описывается частный и общий уровень притязания, а также адекватный и неадекватный, проявляющиеся вследствие достижения намеченных целей ндивидом. Указана роль локус контроля, объясняющего причины успеха или неудачи того, чем занимается индивид. За различные сферы психологической деятельности индивида отвечают интернальный и экстернальный типы локуса контроля, позволяющие определить факторы, которые повлияли на успех или неудачу своей деятельности. Результаты проведенного эмпирического исследования показывают как взаимосвязан уровень притязаний и локус контроля, а именно влияние уверенности в собственном контроле за событиями, происходящими в его жизни на стремление студентов в достижение цели той степени сложности.
уровень притязаний
локус контроль
самосознание
способности
достижение цели
1. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний / Л. В. Бороздина.- Москва, 2008.
2. Гаджиева У. Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста / У. Б. Гаджиева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
3. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеева // Локус контроля. – СПб., 2003. – С.413-417.
4. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на Дону: «ФЕНИКС», 2002.
5. Кобзева О. В. Особенности уровня притязаний в стрессовых ситуациях студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2371–2375. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96395.htm (дата обращения: 20.06.2018).
6. Левин К. Уровень притязаний / К. Левин. Т. Дембо. Л. Фестингер. Р. Сире // Общая психология. Субъект деятельности: отв.ред В.В. Петухов. – М.:УМК «Психология». Московский психолого-социальный институт. 2004. – Т. 2, кн. 2.
7. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Общая психология. Субъект деятельности: отв.ред. В.В Петухова. – М.: УМК «Психология». Московский психолого-социальный институт. 2004. – Т. 2, кн. 2.

Современный человек, взаимодействуя с социумом, всегда ставит определенные цели, которых старается достичь. Но всегда ему хватает приложенных усилий. Поэтому у него появляются вопросы: чем это обусловлено? очень трудновоплотимая цель? либо недостаточно стараний для осуществления этой цели? Одной из причин этого является то, что люди не могут адекватно оценить свои способности. Именно уровень притязаний регулирует деятельность и особенности личностного развития человека, а локус контроля позволяет человеку осознавать меру ответственности при достижении той или иной цели.

Студенческий период характеризуется формированием собственных взглядов и отношений. В этом возрасте проявляется самостоятельность студента. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении с взрослыми. Подобная потребность объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые молодому человеку бывает трудно. Возросший уровень самосознания способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе [2]. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверстника.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умения владеть собой [2].

Сложности в студенческом возрасте неизбежны, поэтому индивид должен постоянно постоянно использовать все имеющиеся у него ресурсы, для преодоления трудностей, демонстрировать адаптивность, что позволит ему чувствовать себя в относительной  безопасности на пути к достижению цели [5]. Переоценка или, наоборот, недооценка собственных сил в достижении конкретной цели может способствовать возникновению периодов неудовлетворенности результатами своей деятельности.

Понятие уровень притязаний личности было введено Т. Дембо – сотрудницей К. Левина. Уровень притязаний является одним из психологических феноменов, который отражает целенаправленное поведение человека и его индивидуальные особенности мотивации достижения, а также обозначает стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям [6].

Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

В психологии выделяют частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области [1].

Общий уровень притязаний относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным [1]. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Люди, демонстрирующие неадекватный уровень притязаний, выбирают цели явно ниже своих возможностей. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором в становлении уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или не успешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченной цели или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели – расценивается как неудача. Поэтому один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным - в зависимости от уровня притязаний настоящего момента [1].

Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или не достижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач . Вслед за успехом уровень притязаний может повышаться, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается [7].

За любой результат своей деятельности, независимо от того, каким он является, положительным или отрицательным, молодые люди несут ответственность. И для осознания меры ответственности, им необходимо определить какие факторы способствовали реализации достижения намеченной цели.

Американский психолог Дж. Роттер ввел в психологию такое понятие как «локус контроля», которое представляет собой некое свойство человека, его личностную характеристику, объясняющая  причины успеха или неудачи того, чем занимается индивид [3].

Контроль - один из относительно совершенных механизмов регуляции познавательных процессов. Он опосредует отношения индивида со средой так, что учитываются и потребности личности и объективные свойства стимуляции [4].

В современной психологии различают два типа или вида локус контроля: внутренний (или интернальный) и внешний (или экстернальный). Типы локус контроля отвечают за различные сферы психологической деятельности [3].

Внутренний локус контроля свойственен для людей, которые считают, что они могут контролировать и управлять своей жизнью. Такие люди верят, что все события в их жизни происходят, в основном, от их собственных действий; принимают больше ответственности за свои действия, каким бы ни был конечных результат.

Вследствие большей когнитивной активности люди, обладающие внутренним локус контролем, то есть интерналы, имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач.

В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе: настойчивость, планомерность, старательность, ответственность, аккуратность и упорядоченность. Отрицательный полюс составляют апатичность, небрежность, безответственность и необязательность.

Люди с внешним локусом контроля полагают, что их решения и жизнь находятся под контролем экологических факторов, на которые человек никак не может повлиять, то есть эти люди полагаются на судьбу. Такие индивиды рассматривают все окружающее, как часть своего успеха или неудачи [3].

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Следует отметить, что интернальность и экстернальность не являются личностными чертами – врожденными и неизменными. Хотя локус контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Дж. Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами. Именно эта, своего рода «спутанность» интернальности и экстернальности, свойственная большинству людей, лежит в основе неоднократно экспериментально зафиксированного феномена, известного в социальной психологии как предрасположение в пользу собственного «Я».

Необходимо отметить, что у студентов достаточно высокий интерес к результатам собственной деятельности, поэтому собственную деятельность они оценивают высоко. Уровень притязаний  у них зависит количества контактов с окружающими, поиска эмоциональной и действенной поддержки, количества проблемных и фрустрирующих ситуаций. Они готовы нести ответственности за собственные решения, при этом эмоционально реагируют на возникающие ситуации [5].

Исследование взаимосвязи уровня притязаний и локуса контроля проходило на базе ФГБОУ ВО Мурманский арктический государственный университет. В нем приняли участие 54 студента. Диагностическими методиками являлись: методика Ф. Хоппе «Оценка уровня притязаний» [6] и методика Дж. Роттера «Определение локус контроля» [3].

Результаты исследования указывают на то, что респонденты обладают интернальным уровнем локуса контроля –  способностью приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным возможностям и усилиям (16,3 + 1,3). Поэтому респондентам в большей степени свойственна фрустированность.

У студентов доминирующим является низкий уровень притязаний (64 %), поэтому они выбирают очень легкие и простые цели, что возможно обусловлено заниженной самооценкой, неверием в свои силы, либо социальной хитростью, когда вместе с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных целей.

Результаты корреляционного анализа позволяют утверждать, что снижение стремления достичь той степени сложности, на которую индивид считает себя способным (уровень притязаний) взаимосвязано с уверенностью в собственном контроле за событиями, происходящими в его жизни (р<0,05), поэтому локус контроля объясняет, по каким причинам достигнута или не достигнута определенная цель.

Основной тенденцией у студентов является выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Что, в свою очередь, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей. Однако студенты понимают, что успех их деятельности, прежде всего, зависит от них самих, желания и приложенных ими сил.

Таким образом, уровень притязаний и локус контроля определяют, насколько студенты способны грамотно распределить свои силы и учитывают внешние и внутренние факторы при достижении желаемой цели.


Библиографическая ссылка

Шагалина М.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19101 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674