Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Заостровская Ю.В. 1 Ефремова Н.В. 2
1 Агентство по спорту Архангельской области
2 ФГАОУ ВО "САФУ им. М.В. Ломоносова"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правового регулирования управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта на примере Архангельской области. Обращение к данной проблематике обусловлено также и тем фактом, что развитие регионального спорта означает создание множества полезных эффектов для регионального сообщества и экономики региона. Автор выделяет основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в изучаемой сфере деятельности. В статье представлены структурно-организационная форма и функциональное назначение основных органов управления развития физической культуры и спорта на территории Архангельской области. Автором обозначены основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта, указаны возможные пути решения. В вопросах развития спорта подчеркивается важность взаимодействия органов власти и населения, необходимость межведомственной интеграции, актуальность внедрения проектного управления. В качестве особенностей менеджмента отрасли спорта в регионе приводится активизация инвестиционной деятельности с использованием инструментов государственно-частного партнерства. Активно развивающаяся индустрия спорта требует от региона формирования управленческих структур, обеспечивающих устойчивое развитие спортивного потенциала региона по всем значимым направлениям, формирование и утверждения законодательной базы, регламентирующей деятельность ключевых субъектов, составляющих систему организационного обеспечения физической культуры и спорта на территории Архангельской области, в целом.
архангельская область
Физическая культура
спорт
Российская Федерация
государственная власть
закон
законодательство
развитие.
1. Федеральный справочник. Спорт России. Т. 2 — М.: Центр стратегического партнерства, 2010. — 512 с.;
2. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры
и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и «Физическая культур и спорт». — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2012. — 671 с.
3. Гуськов С.И., Сколов С.И. Местные органы власти и спорт. — М.: Полиграф сервис, 1998. — 198 с.
4. Сердюков А.В. К вопросу о кодификации спортивного законодательства // Российская юстиция. — 2010. — № 5. — С. 54-56.
5. Основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации // www.minsport.gov.ru. URL: http://www.minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2014-2017.pdf (дата обращения: 12.07.2018).

Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть образа жизни современного человека, это сфера удовлетворения необходимых потребностей в двигательной активности. Именно физическая культура и спорт позволяют человеку наиболее полно реализовать свои физические возможности, имеют важнейшее значение в решении вопросов сохранения здоровья, активного долголетия и рационального использования свободного времени. Современное общество остро нуждается в людях, способных решать важнейшие государственные задачи, повышать эффективность своего труда, при этом достижение высокого качества жизни невозможно без активных занятий физической культурой и спортом.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта является наименее затратным и наиболее эффективным средством форсированного морального и физического оздоровления нации. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сближены личные и общественные интересы, развитие спортивной индустрии дает приток новых рабочих мест, развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт является мощнейшим импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы наших спортсменов порождают небывалый подъем патриотизма, гражданственности, способствуют укреплению морального духа и сплоченности нации, гордости за страну [с. 142, 1].

Практически во всех развитых государственных системах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Роль государственных институтов в создании и развитии системы и поддержки деятельности в области физкультуры и спорта выражается в следующих направлениях:

  • законодательное (нормативно-правовое) регулирование путем издания отраслевых законодательных актов и совершенствования смежного законодательства, регулирующего отдельные институты спортивной сферы;
  • создание эффективной системы государственного управления физической культурой и спортом;
  • создание системы надлежащего финансового и материально-технического обеспечения как всей структуры в целом, так и отдельных ее элементов;
  • создание системы методического, то есть научного, образовательного, медицинского обеспечения отрасли и отдельных ее институтов [с. 142, 1].

Управление спортивной деятельностью осуществляется государством путем принятия законодательных актов (законов), в которых утверждаются правовые основы системы государственного управления спортивной отраслью, структура спортивных объединений, экономическое обеспечение деятельности в сфере физической культуры и спорта, права, обязанности и ответственность субъектов физкультурно-спортивного движения.

Законодательство, регулирующее физкультурно-спортивные отношения, состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативно-правовых актов высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных актов, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации [4].

Основной отраслевой федеральный закон о физической культуре и спорте был принят в Российской Федерации 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ. Закон закрепляет принципы взаимодействия трех основных субъектов, составляющих систему организационного обеспечения физической культуры и спорта в России: государство через Министерство спорта Российской Федерации, а также через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяет основы государственной политики в сфере спорта; спортивные федерации по видам спорта отвечают за спорт высших достижений и за участие российских спортсменов в национальных и международных соревнованиях; Олимпийский комитет России обеспечивает участие национальной сборной команды России в Олимпийских играх, а также курирует вопросы олимпийского образования.

В указанном Федеральном законе также закреплены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

На уровне субъекта областной закон, регулирующий отношения в сфере физической культуры и спорта, устанавливающий гарантии функционирования и развития системы физической культуры и спорта на территории Архангельской области, был принят 19 октября 2006 года. Областной закон «О физической культуре и спорте в Архангельской области» в непрерывном режиме приводится в соответствие Федеральному закону. Опираясь на подпункт е) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому регионы в равной мере наделены полномочиями решать задачи, относящиеся к данной сфере деятельности.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Архангельской области. В регионе разработана и утверждена распоряжением Правительства Архангельской области от 12 октября 2010 года № 505-рп стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Реализация Стратегии способствует привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщению к здоровому образу жизни населения Архангельской области. Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Архангельской области на долгосрочную перспективу, являются обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

В регионе также разработана и утверждена государственная программа Архангельской области «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы)», основной целью которой является активизация участия жителей Архангельской области в развитии и продвижении территории через создание оптимальных условий в сфере реализации молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.

Решением поставленных задач в сфере физической культуры и спорта в Архангельской области занимается агентство по спорту Архангельской области. Предшествующим органом областного управления в этой сфере было министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области. В настоящее время внутренняя структура агентства представляет собой гармонизированную систему (отдел развития физической культуры и спорта, отдел развития спортивной инфраструктуры, отдел финансовой и кадровой работы), сформированную для реализации исполнения пунктов Положения об агентстве по спорту Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 211-пп, в соответствии с которым агентство осуществляет свои полномочия.

Агентство по спорту Архангельской области осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения:

  • государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр развития адаптивного спорта», основными целями деятельности которого является организация и обеспечение стабильных условий многолетней круглогодичной специализированной централизованной подготовки спортсменов-инвалидов высокой квалификации и спортивного резерва, их выступлений в составе спортивных сборных команд Архангельской области и Российской Федерации;
  • государственное автономное учреждение Архангельской области «Региональный центр спортивной подготовки «Поморье». К основным целям деятельности Центра относятся организация и обеспечение стабильных условий многолетней круглогодичной специализированной централизованной подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва, их выступлений в составе спортивных сборных команд Архангельской области и Российской Федерации;
  • государственное автономное учреждение Архангельской области «Региональный центр развития спорта «Водник». Центр создан для удовлетворения следующих целей: содержание материально-технической базы (в оперативном управлении три больших спортивных объекта: спорткомплекс «Норд Арена», лыжный стадион имени В.С. Кузина в Малых Карелах, Спорткомплекс стадион «Труд»), создание условий для проведения мероприятий по вовлечению широких масс населения к занятиям физической культуры и спортом с целью укрепления здоровья, повышения роли физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни; содействие в создании условий для систематических занятий населения физической культуры и спортом; реализация областных программ развития физической культуры, спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта. Учреждение осуществляет тренировочный процесс и обеспечивает участие в соревнованиях различного уровня хоккейной команды «Водник».

Указом Губернатора Архангельской области от 30 мая 2014 года № 60-у утверждено Положение о координационном совете по вопросам развития физической культуры и спорта при Губернаторе Архангельской области. Координационный совет является постоянно действующим совещательным органом, образованным для рассмотрения вопросов и подготовки предложений в сфере физической культуры и спорта, создания системы эффективного взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, организаций, общественных объединений. К основным полномочиям Совета относится, в том числе содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта и его правоприменительной практики и разработка предложений.

В целях осуществления общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в агентстве создан постоянно действующий совещательно-консультативный коллегиальный орган общественного контроля – общественный совет при агентстве по спорту Архангельской области. Общественный совет содействует учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности агентства.

Архангельская область по итогам 2016 года во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в субъектах Российской Федерации заняла 35 место. Оценка деятельности муниципальных образований осуществлялась по шести основным направлениям деятельности в сфере физической культуры и спорта в соответствии с методикой начисления баллов и определением мест по 14 показателям.

К основным проблемам, сдерживающим развитие физической культуры и спорта, относят материально-техническое, финансовое, инфраструктурное, кадровое, информационное обеспечение, а также вопросы организационного и управленческого характера. В связи с этим Министерством спорта Российской Федерации на основе анализа данных субъектов Российской Федерации предлагается: провести анализ структуры и состава муниципальных органов управления физической культуры и спортом; поднять уровень методического обеспечения развития физической культуры и спорта; активизировать работу в целях развития физической культуры и спорта по взаимодействию органов власти и населения, занимающегося физической культурой и спотом, что позволит учитывать интересы, пожелания и предложения всех заинтересованных сторон; рассмотреть вопрос о кураторах от Минспорта России за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и высокопрофессиональных ветеранов; рассмотреть и сформировать систему управления развитием физической культуры и спортом на федеральном, субъектовом и муниципальных уровнях, с одной стороны, и общественными объединениями, с другой стороны [5].

Также для успешного реформирования сферы физической культуры и спорта необходимы разработка и реализация комплекса мер, способствующих активизации инвестиционной деятельности, реальному достижению результатов инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в этой сфере, адаптации условий деятельности хозяйствующих спортивных и физкультурных субъектов к современной рыночной среде.

Так, в целях привлечения внебюджетных средств для строительства спортивных сооружений Правительством Архангельской области ведутся переговоры с ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», АО «Группа «Илим». Областным законом от 24 июня 2009 года № 52-4-ОЗ «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области» предусмотрено снижение ставок по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, для организаций, осуществивших вложения в основные средства, используемые ими при осуществлении экономической деятельности в области спорта. В настоящее время в Правительстве Архангельской области продолжается работа по привлечению источников внебюджетного финансирования для строительства спортивных объектов и развитию государственно-частного партнерства.

Ориентация на эффективность государства при отработке механизма государственного управления физической культурой и спортом предполагает перемещение акцента с количественного аспекта государственного влияния на качественный: необходим отказ государства от роли мецената с переходом к роли социального менеджера, оптимизирующего межличностные и межгрупповые отношения в обществе и повышающего отдачу от вложенных средств.

Системное видение проблем института физкультуры и спорта требует нового подхода к выбору стратегии социальной регуляции его деятельности – организации качественно новой социально-управленческий ситуации, когда вопросы решаются не путем организационных перестроек и ситуационных реформаций, а с помощью разработки новой парадигмы социального управления [2].

В целях повышения эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области и внедрения принципов проектного управления в исполнительных органах государственной власти Архангельской области указом Губернатора Архангельской области от 19 июля 2016 года № 80-у утверждено Положение о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Архангельской области. Главной задачей проектного управления является создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. Таким образом, с внедрением системы проектного управления цель будет определять методы и средства ее достижения.

Таким образом, построение эффективной системы управления невозможно без детальной комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов управления физической культуры и спортом, и соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Такая регламентация должна касаться вопросов разграничения полномочий, порядка взаимодействия с территориальными органами, федеральными организациями, ведомствами, специализированными предприятиями, межведомственной координации и т.д. Подобный подход может обеспечить создание устойчивой и эффективной модели управления и развития системы физического воспитания [с. 279, 2]. Что касается практической работы по развитию физической культуры и спорта, то она должна быть прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований [3].

Системность и целостность управления сферой физической культуры и спортом во многом обеспечивается развитием законодательных и нормативных основ отрасли в современном мире. В настоящее время требуются неотложные меры по созданию методологии системной организации законотворчества, способной при сохранении демократических процедур обеспечить необходимый уровень его эффективности, в том числе устойчивости по отношению к политическим конъюнктурным изменениями.

Одна из важнейших особенностей, характеризующих управление сферой физической культуры и спорта в последние десятилетия, состоит в постепенном утверждении трактовки физической культуры как инвестиций в человеческий капитал. Физическая культура наравне с образованием является составной частью образованности человека и вносит непосредственный вклад в экономическое развитие общества. [с. 283, 2].

Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает интегрированное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств и возрастающая ответственность общественных физкультурных организаций за формирование здорового образа жизни.

Развитие регионального спорта означает создание множества полезных эффектов для регионального сообщества и экономики региона. Прежде всего, это спортивные достижения, формирующие положительный имидж региона, и формирование здорового образа жизни, кроме того, это социализация и организация досуга для различных групп населения. Это также индустрия, активно развивающаяся, несмотря на экономический кризис, поэтому от региональных властей требуется организация поддержки регионального спорта, что, в свою очередь, требует формирования управленческих структур, обеспечивающих устойчивое развитие спортивного потенциала региона по всем значимым направлениям, разработки и утверждения законодательной базы, регламентирующей деятельность основных субъектов, составляющих систему организационного обеспечения физической культуры и спорта на территории Архангельской области в целом.


Библиографическая ссылка

Заостровская Ю.В., Ефремова Н.В. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19122 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674