Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Амиржанова А.Ш. 1 Джусь Е.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В данной статье авторы рассуждают о подготовке и деятельности современных дизайнеров. Они считают, что в основе их профессиональной деятельности лежат такие факторы, как: во-первых, идея диалога, интеграции и сотрудничества; во-вторых, целый цикл знаний, умений и навыков, в-третьих, мировоззрение автора, его отношение к окружающему миру и взгляд на объект проектирования. В дальнейшем, авторы определяют современное системное проектирование, как часть инженерной деятельности, направленное на воплощение дизайнерской мысли. Также, важными задачами в современном системном проектировании, является: апробация характерных связей, определение закономерностей, свойственных некоторым типам систем, а также разработка на данной основе методов их изучения и описания. Также, они считают, что системный подход способствует упрощению и ускорению самого процесса проектирования, минимизирует вероятность ошибочных суждений, так как все методы выстроены логически и наделены системой контроля. Продуктом системного проектирования, по мнению авторов, можно считать технические (рабочие) проекты, а также воплощенные проекты, такие как: спортивные комплексы, жилые микрорайоны, кинотеатры, базы отдыха и другие. Для обоснования сути системного проектирования, в качестве примера, в статье представлен разработанный проект (поэтапное решение) выставочного стенда для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», занимающейся перевозками грузов. В заключении, авторы считают, что в последнее время системное дизайнерское проектирование наполнилось новым содержанием, в связи с инновационными процессами в области коммуникативных технологий.
дизайнерская деятельность
системное проектирование
метод
эргономичность
выставочный стенд.
1. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. – М.: Европа, 2011.– 320 с.
2. Голубятникова И. В. Дизайн: история, современность, перспективы. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2011. – 224 с.
3. Рунге В. Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. – М: Архитектура-С, 2005. – 329 с.
4. Маилян Л. Р., Вержбовский Г. Б. Справочник современного проектировщика. – М.: Феникс, 2011. – 211 с.
5. Устин В. Б. Художественное проектирование интерьеров. Учебник. – М. : АСТ; Полиграфиздат, 2010. – 288 с.

В современном мире, дизайнерская деятельность занимает одно из важных мест в сфере профессиональной подготовки молодежи. Это обусловлено высоким спросом на специалистов данного профиля на рынке труда. Поэтому, в различных художественных учебных заведениях по всей России осуществляется подготовка специалистов по разным профилям: это дизайн среды, интерьера, ландшафтный дизайн, графический дизайн, дизайн костюма.

На сегодняшний день, накопленный позитивный опыт, дает право определит перспективы и некоторые проблемы в профессиональной подготовке, которые периодически обсуждаются на творческих встречах, на научно-практических конференциях разного уровня, в печати. Вместе с тем, анализируя сложившийся опыт по подготовке специалистов по дизайну, можно сделать вывод о том, что есть ряд нерешенных проблем, в частности проблемы изучения студентами мирового художественного опыта в области дизайна в целом, качества дизайна в учебном проекте и макете. Кроме всего этого, остается недостаточным уровень общехудожественной подготовки студентов, что в конце концов приводит к обилию штампов, однообразии или копирования опыта других мастеров. Также, можно отметить тот факт, что отсутствует системный подход в отборе предметов, характеризующий вузовский компонент Госстандарта и отражающих концепцию подготовки будущих специалистов по дизайну.

Современный подход в системе подготовки дизайнеров включает в себя идеи диалога, сотрудничества совместной деятельности, идеи интеграции профессиональной деятельности. Однако в эпоху компьютерных технологий обучения, наглядный метод преподавания общехудожественных и специальных дисциплин в подготовке специалистов по дизайну все же признается наиболее эффективным, что предполагает построение художественных дисциплин на основе передачи традиции, культуры, опыта, манеры в процессе общения, осуществляемой на уровне восприятия, воспроизведения, усвоения способов деятельности, творческой самореализации и ценностных ориентаций [1, с. 32].

Для того, чтобы разработать любой дизайнерский проект, в первую очередь, необходима идея. Для возникновения идеи необходимы: творческий источник для вдохновения, умение ассоциировать его с собственный проектом, опыт, знание и умение. Также необходим уровень профессиональной культуры, который может быть сформирован при изучении курса лекции и практических занятий по дисциплинам общехудожественной и общепрофессиональной направленности.

Что же касается самой деятельности дизайнеров, то в первую очередь, это целый цикл знаний, умений и навыков, которые, в дальнейшем, посредством комплексного преобразования, внедряется в проектную дизайнерскую мысль для создания оригинальных дизайн-проектов или их систем. С другой стороны, дизайнерская деятельность – это мировоззрение автора, его отношение к окружающему миру и взгляд на объект проектирования. Вместе с тем, в своей проектной деятельности дизайнер должен уметь обобщать, синтезировать, выявлять важные и существенные аспекты взаимосвязи и взаимовлияния. Практически все проектные работы дизайнеров, не зависимо от профиля, направлены на достижение результатов, связанных с инженерной, технологической и социальной направленностью. Это связано со спецификой дизайнерской деятельности, т.е. в соединении в целостной конструкции – функционального, утилитарно-практического начало и эстетического, художественного решения. Поэтому, важными критериями в любом дизайнерском процессе – есть три, взаимосвязанных показателей: функция, связанная с технологией действия изделия; конечный образ и эстетическая, художественная составляющая [2, с. 64].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что между понятиями «проектирование» и «система» существует прочная взаимосвязь и взаимовлияние.

Современное системное проектирование, как часть инженерной деятельности, направлена на воплощение дизайнерской масли и включает в себя ряд особенностей:

1. Любой объект проектирования до его реализации в материале, рассматривается в виртуальном (знаковом) аспекте;

2. Любое проектирование, связанное со сложностями технических объектов (строительство), предусматривает соучастие специалистов разного профессионального уровня, т.е. проектирование носит коллективный метод;

3. Любое проектное решение и средства проектирования, обязательно подвергается унификации и типизации;

4. Любое проектное решение имеет вариативные стороны и методы.

В заключительной части системного проектирования – это оценка проектной деятельности, представляющая собой эффективность объекта-системы (эффективность – это соответствие назначению).

Условно, некоторые показатели эффективности системного проектирования можно разделить на:

1. Функциональные качества, включающие в себя надежность, оперативность и производительность;

2. Экономические качества – это себестоимость системы, эксплуатацию и затраты на разработку и т.д.;

3. Технологические качества – это трудоемкость разработки т.д.

4. Антропологические свойства – это безопасность, экологичность, эргономичность [3, с. 54].

Итак, системный подход в проектировании – это апробация таких сложных и взаимосвязанных систем, как социально-культурных и материально-функциональных аспектов, требующих определенных параметров, по которым, с учетом функциональных тенденции, осуществляется визуализация объектов, и в дальнейшем, художественно-проектная деятельность.

Важными задачами, свойственные для системного подхода в проектирование является апробация характерных связей, определение закономерностей, свойственных некоторым типам систем, а также разработка на данной основе методов их изучения и описания.

В свою очередь, системный подход способствует упрощению и ускорению самого процесса проектирования, минимизирует вероятность ошибочных суждений, так как все методы выстроены логически и наделены системой контроля. Подобный системный подход может быть использован во многих областях дизайна – индустриальном дизайне, графическом дизайне, дизайне среды и интерьера, web-дизайне и т.д.

Продуктом системного проектирования можно считать технические (рабочие) проекты, а также воплощенные проекты, такие как: спортивные комплексы, жилые микрорайоны, кинотеатры, базы отдыха и другие. В свою очередь, создание продукта в процессе системного проектирования – и есть основная задача и результат дизайнерской деятельности.

Для обоснования сути системного проектирования, в качестве примера, в данной публикации, нами представлен выставочный стенд для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», занимающейся перевозками грузов. Перед нами стояла задача – разработать ресепшен, входную зону, информационную зону и зону переговоров. Площадь, занимаемая выставочным стендом, должна быть не менее 36 кв.м. Конструкция должна быть устойчивой, прочной и надёжной.

Если обратиться к определению, то выставочный стенд – это образ предприятия-экспонента в миниатюре, воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Это уже само по себе действует как средство передачи и приема сообщений и выражает предприятие как единое целое. В связи с этим стенд должен: выделять предприятие, привлекать, не будучи вызывающим, пробуждать интерес [4, с. 47].

Выставочный стенд - это возможность показать продукцию или услуги фирмы, которую он представляет. Правильно спроектированный и оформленный выставочный стенд выгодно показывает возможности фирмы.

Целью нашей разработки является создание дизайн-проекта выставочного стенда, отвечающего функциональным, эстетическим, эргономическим требованиям, для компании, занимающейся перевозками.

Задачи проекта сводятся к следующему:

– выполнить предпроектный анализ;

– изучить аналоги по данной тематике;

– изучить направленность политики фирмы в области продвижения компании;

– определить площадь, размеры, пропорции для выставочного стенда;

– разработать концепцию;

– выполнить требования к планировке выставочного стенда;

– найти гармоничное объемно-пространственное и цветовое решение;

– отразить направленность компании в решении выставочного стенда.

Международная компания «TRANSPORTATION COMPANY» занимается перевозками крупногабаритных и малогабаритных грузов, их доставкой в разные части света. В основе политики компании лежат такие принципы как: точность, надёжность, скорость, пунктуальность, организованность, рациональность, открытость, ответственность и активность в сфере перевозок. Офис компании выполнен в светлых тонах с использованием оттенков серого и синего. Чтобы представить компанию широкой публике, требуется разработка выставочного стенда, который будет соответствовать деятельности компании и наглядно отражать все вышеперечисленные принципы. Международная компания перевозок должна достойно выглядеть среди фирм-конкурентов, поэтому дизайн выставочного стенда для данной компании должен быть запоминающимся, привлекательным для посетителей. Современные тенденции в проектировании выставочных стендов - это стремление к открытости, лаконичности, простоте создаваемых конструкций [5].

Хороший проект, рациональное зонирование помещения, правильно подобранное цветовое решение, достаточное количество представленной информации по деятельности компании, а это ведет к увеличению количества заключаемых договоров и сделок, привлечению новых клиентов, налаживанию деловых связей - всё это складывается в показатель успешности фирмы.

Итак, первый этап – функциональное зонирование. Общая территория выставочного стенда разделена на 4 основных функциональных зоны: ресепшен, входная зона, информационная зона и зона переговоров. Каждая из них расположена так, чтобы посетители и персонал чувствовали себя максимально комфортно [ Рис.1].

Рис. 1. Джусь Е.. Функциональное зонирование проекта к выставочному стенду для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017.

Второй этап работы – разработка поисковых эскизов. Эскизное проектирование - это важный этап дизайн-проектирования, на котором создаётся предварительный проект или концепция. Использование 3D программ помогает наиболее полно представить разрабатываемый проект. При создании эскизов за основу были взяты геометрические формы, ассоциирующиеся с точностью, четкостью и пунктуальностью в работе. Эти геометрические формы визуально делят пространство на различные функциональные зоны [Рис.2].

Рис. 2. Джус Е.. Разработка поисковых эскизов к выставочному стенду для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

Третий этап – выбор эскизного решения. В основу для создания проекта лег вариант, в котором находятся в балансе наклонные динамичные линии и довольно статичные массы, придающие образу выставочного стенда весомость. Конференц-зал расположен за стеклянной перегородкой, это показывает посетителям готовность сотрудников компании работать открыто и серьёзно [Рис. 3].

Рис. 3. Джусь Е.. Итоговый вариант дизайн-проекта выставочного стенда для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

Четвертый этап – описание дизайн проекта. Концерт. Выставочный стенд спроектирован с учётом всех процессов, протекающих в нем. Он представляет собой сложную геометричную, симметричную по диагонали конструкцию, имеющую надёжный каркас. Разрабатываемый выставочный стенд принадлежит международной компании «Transportation ompany», занимающейся перевозками крупногабаритных и мелкогабаритных грузов. За основу были взяты строгие геометрические формы и достаточно графичные цвета (белый, оттенки серого, чёрный и синий), которые настраивают посетителей на официальность, обязательность (Рис.3,4).

Концепция выставочного стенда - динамика в статике, совмещение масс и наклонных линий, придающих конструкции иллюзию движения. Использование элементов различной толщины даёт возможность создать ритм. Совмещение матовых, глянцевых, а так же различных по прозрачности и тону материалов придаёт выставочному стенду ощущение надёжности, стабильности, но вместе с тем продвижение компании вперед, развития, совершенствования [5].

Рис. 4. Джусь Е.. Выбор цветового решения дизайн-проекта выставочного стенда для Международной компании «TRANSPORTATION COMPANY», 2017

В заключении, хочется отметить, что в последнее время системное дизайнерское проектирование наполнилось новым содержанием, в связи с инновационными процессами в области коммуникативных технологий. Разрабатывая всевозможные проекты, дизайнер должен предугадать все этапы жизненного цикла своего изделия: проектирование – производство – товарообращение – эксплуатацию.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш., Джусь Е.С. СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19151 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674