Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Пасечник А.С. 1 Кокарева М.Е. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
В настоящее время сфера образования постоянное претерпевает изменения. Появляются новые формы, и даже уровни образования. В образовательном пространстве стираются всевозможные границы, в том числе территориальные. Перед абитуриентами стоит сложный выбор в выборе дальнейшего пути получения знаний, опыта и компетенций. Вступление России в Болонский процесс и переход к двухуровневой модели высшего образования потребовал переосмысления теоретических и организационно-технологических основ профессиональной подготовки, поиска новых экономических и информационных ресурсов, интенсификации труда преподавателей. Особенно глубоко затронут организм высшей школы отказом от подготовки специалистов в различных отраслях, где у российской высшей школы были признанные достижения и убедительный вклад в экономическое развитие страны [1]. Статья посвящена анализу уровней высшего образования в Российской Федерации до и после присоединения к Болонскому процессу. Приводятся результаты исследования Росстата, свидетельствующие об уровне образования в Российской Федерации. Так же рассматриваются понятия «Бакалавриат», «Магистратура» и «Специалитет», определяются их достоинства и недостатки. Приводится сравнительная характеристика данных уровней высшего образования. Анализируется процесс адаптации новой системы высшего образования к российской действительности. Приводятся соответствующие выводы. Выявлено, что в настоящее время двухуровневая система высшего образования стала более привычной для российского общества, при этом требует дальнейшей адаптации.
высшее образование
специалист
бакалавр
магистр
федеральный закон.
1. Голованова Н. Ф. Бакалавриат как педагогическая проблема // Высшее образование в России. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bakalavriat-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 01.08.2018).
2. Кузьминов, Я. И. (2007) Наши университеты // Высшее образование сегодня. № 10. С. 8-15.
3. Российский статистический ежегодник. 2013 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/conne ct/rosstat
4. Слепенкова Е.А. Педагогическая научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке учителя отечественной школы в XX веке: что изменилось за 100 лет? // Вопросы образования. - № 1. - 2007. - С. 94 - 108.
5. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008 . - № 10. - С. 93 - 97.
6. ФЗ от 29.12.2012 № 237 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

На современном этапе развития в нашей стране вопрос образования является весьма значимым. В последние несколько лет система претерпела определённые изменения, которые породили вопросы и некоторые разногласия. Высшее образование так же не стоит на месте и подвергается модификациям. Именно о некоторых из них будет идти речь.

Актуальность данной темы, можно рассмотреть даже невооруженным глазом. Двадцать первый век, век стремительного развития человеческого интеллекта и технологий. Век, который заставляет людей стремительно перепрыгивать ступеньки новых знаний и всевозможных открытий.

В 2012 году Росстат провел глобальное исследование, направленное на выявление уровня жизни населения РФ, в рамках которого был выявлен уровень образования россиян (Рисунок 1) [3].

Рисунок 1. Уровень образования населения РФ, %

В таких условиях, система подачи знаний для подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем во всех смыслах этого слова.

Нужно искать и внедрять что-то новое, что позволит получать больший объём знаний при условии затраты меньшего количества времени. Нужно обеспечивать взаимодействие студентов со всего мира - для передачи опыта и развития каждого государства. И, в конце концов, искать такую систему, которая подходила бы как студентам, так и преподавателям, делая их взаимную работу продуктивней и интересней.

Поэтому, сегодня речь пойдёт о "бакалавриате" и "магистратуре", пришедших на смену нашему старому и доброму "специалитету".

Мы постараемся рассмотреть и разложить по полочкам плюсы и минусы данного нововведения, а так же проанализировать, что же всё-таки лучше?

Бакалавриат и магистратура являются высшими самостоятельными образовательными ступенями вузовского образования с итоговой аттестацией, впоследствии чего выпускник получает квалификацию бакалавра или магистра [6].

Бакалавриат - это первая ступень высшего образования, длительностью четыре года. В процессе обучения студент получает базовые знания своей специальности и академическую степень бакалавра, что можно считать завершенным высшим образованием.

Магистратура является второй ступенью высшего образования сроком обучения два года. Она направлена на более узкую специализацию, на более глубокое освоение теории. Допустим, если вы имеете диплом бакалавра маркетинга, то в магистратуре вы можете выбрать изучение маркетинга в недвижимости. После ее завершения студентом приобретается академическая степень магистра.

В 2003 году произошло присоединение России к Болонской конвенции, что стало причиной перехода к новой системе высшего образования, и уже с 2011 года в наших вузах началась подготовка, прежде всего бакалавров. Наличие степени «бакалавра» у выпускника является свидетельством о высшем профессиональном образовании, что дает право при устройстве на работу претендовать на должность, где квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый толчок к улучшению высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, которые финансируются Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Раннее всем привычная установленная форма высшего образования «специалитет» на данный момент остаётся лишь только по некоторым профессиям, список которых в дальнейшем постепенно будет сокращаться.

Специалитет - традиционный вид высшего образования в России до недавнего времени. По данной программе студент обучается 5 лет и по истечении этого срока приобретает степень дипломированного специалиста. Данная система образования отсутствует в европейских странах, что является одним из наиболее серьёзных недостатков специалитета, поскольку практически отсутствует возможность дальнейшего обучения и поиска работы за рубежом, что на сегодняшний день является весьма актуальным для выпускников высших учебных заведений.

Вопрос о том, какая образовательная система лучше - достаточно непростой, поэтому есть необходимость его проанализировать.

В первую очередь хотелось бы рассмотреть систему специалитета, ее достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Работодатели выше ценят специалистов, так как их профиль более узкий, в отличие от бакалавров, получающих общие знания.

2. У специалистов есть возможность сразу поступить в аспирантуру по окончанию учебы. Данный вариант больше подходит для тех, кто собирается заниматься научной деятельностью.

Недостатки:

1. Диплом специалиста на территории Европы не имеет силы.

2. Специалист не имеет права бесплатно получать образование в магистратуре.

3. Нет отсрочки от армии при поступлении в магистратуру.

4. Специалист учится на 1-2 года больше, чем бакалавр.

Теперь необходимо проанализировать преимущества относительно новой для России системы высшего образования (бакалавриат и магистратура):

1. Европейский статус диплома. Получив диплом бакалавра или магистра в России, у студентов есть возможность продолжить обучение за границей. Помимо всего прочего благодаря данной системе выпускникам будет проще устроиться на работу на территории Европы, в отличие от студентов, получивших специальное высшее образование.

2. Возможность изменить профессию. Получив диплом бакалавриата, студент может продолжить обучение по той же специальности в магистратуре или пойти по совершенно другому направлению, что позволит ему стать разноплановым специалистом.

3. Срок обучения. Студент бакалавр получает высшее образование быстрее на целый год, в отличие от студента, получающего специальное высшее образование.

4. Отсрочка по армии. Отсрочка дается на 2 года для тех, кто сразу после бакалавриата (в тот же год) поступает в магистратуру. После окончания специалитета при дальнейшем обучении отсрочка не предусмотрена.

Недостатки (бакалавриат и магистратура):

1. Многие работодатели считают бакалавриат образованием недостаточным, что понижает конкурентоспособность бакалавров на рынке труда. Специалисты больше ценятся.

2. Невозможность поступления после бакалавриата в аспирантуру.

3. В магистратуре бюджетных мест гораздо меньше, чем на бакалавриате, что не всем дает возможность получить более глубокие знания. По статистике лишь 20 % студентов, окончивших бакалавриат, идут учиться в магистратуру.

4. Отсрочка по армии не предоставляется при платном обучении в магистратуре.

5. По окончанию магистратуры необходимо написать и защитить диссертацию, что гораздо сложнее написания дипломной работы.

Так как же нам относиться к бакалавриату и магистратуре в России?

Нужно сказать, что такая система, несомненно, имеет свои плюсы, например, бакалавриат - довольно гибок в сфере получения знаний. Если у вас имеется диплом по профессии, которая во время взросления, и осознания себя как личности, пришлась не по душе, то можно поступить в магистратуру. Она позволит подкорректировать свой выбор и углубится в сферу более интересных знаний и умений.

Однако же, как говорилось ранее, разделение на "бакалавриат" и "магистратуру" было принесено в Россию из стран Запада (Болонская конвенция), где образование развито куда сильнее. Отсюда можно сделать вывод, что полученных знаний по российскому диплому не всегда может хватать на усиленную ступеньку обучения в Европе.

Многие выпускники, получившие в России диплом о высшем образовании, не часто справляются с нагрузкой, которую даёт Европейская магистратура. Это сигналит о том, что нам не хватает знаний по пройденным дисциплинам учебного плана.

На наш взгляд, данная система может претерпеть некоторые качественные изменения и подстроится под Российские реалии, а так же, для её введения в активное использование, должно пройти достаточное количество времени, чтобы отточить навыки, как преподавателей, так и студентов, для которых такая система является чем-то новым, да и психологическая поддержка в таких мероприятиях не бывает лишней. Изменения могут затрагивать всё, начиная от учебного плана до нормативных актов внутриуниверситетской системы.


Библиографическая ссылка

Пасечник А.С., Кокарева М.Е. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19176 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674