Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сергеева А.С. 1
1 Волгоградский государственный университет
Данная статья посвящена анализу нормативно-правого регулирования социальной защиты пожилых граждан в Волгоградской области. Раскрывается административное и методологическое руководство социальной защиты Волгоградской области; описываются нормативные документы, которыми пользуются в своей работе специалисты Центров социальной защиты населения. В статье разобран главный действующий Федеральный закон от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», регулирующий все правовые отношения в сфере социального обслуживания. Согласно данному закону в статье раскрывается понятие «получатель социальных услуг». На примере регионального закона Волгоградской области от 06.11.2014 «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области» определены категории граждан, которые могут получать социальные услуги на льготных условиях. В данной статье характеризуются основные региональные законы Волгоградской области в области социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста. Также описана подпрограмма «Повышение качества пожилых людей» в рамках государственной программы «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области». Целью данной подпрограммы является создание условий для повышения качества жизни пожилых людей, проживающих на территории Волгоградской области.
социальная политика
пожилые люди
нормативно-правовая база
социальная поддержка
социальная защита
1. Андрющенко, О.Е. Проблемы кодификации социально-обеспечительного законодательства (на примере Волгоградской области) / О.Е. Андрющенко // Социальное и пенсионное право. – 2016. – № 2. – С. 42-46.
2. Андрющенко, О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России / О.Е. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2012. – №3. – С. 172-177.
3. О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 06.11.2014 №140-ОД (ред. от 28.06.2017) // Электрон. ресурс URL: https://www.docs.cntd.ru.
4. О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2014-2018 годы: Постановление Правительства РФ от 12.03.2014 №70 // Электрон. ресурс URL: http://docs.cntd.ru.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018 №56-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // Электрон. ресурс URL: http://www.consultant.ru.
6. Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области»: Постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 №504-п (ред. от 30.01.2018) // Электрон. ресурс URL: http://docs.cntd.ru.
7. Социальный кодекс Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 10.06.2016 №253-ОД (ред. от 25.12.2017 №127-ОД) // Электрон. ресурс URL: http://docs.cntd.ru.
8. Федеральная служба государственной статистики / Население. Электрон. ресурс URL: http://www.gks.ru.

В России и других развитых странах наблюдается повышение интереса к проблеме старения человека, к качеству его жизни, в первую очередь, это связано с увеличением числа пожилых людей [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2017 год в России насчитывается более 36 млн. пожилых людей (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины – 55 лет и более) [8]. Изучение социальной защиты граждан пожилого возраста необходимо из-за того, что идет  процесс снижения уровня жизни и социальной защищенности значительной части населения. Поэтому проблемы пожилых людей, проблемы социальной защиты и помощи пожилым и престарелым гражданам являются одними из основных вопросов, требующих глубокого изучения.

В Волгоградской области административное и методологическое руководство учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения осуществляет Комитет социальной защиты населения Волгоградской области.  В его ведомстве находится 43 центра социальной защиты населения, 79 государственных учреждений социального обслуживания населения и 1 областной центр контроля качества социальный услуг. Центры социальной защиты населения по Волгоградской области в своей деятельности руководствуются:

  • Конституцией РФ – гарантирует право на получение бесплатной медицинской помощи, право на социальное обеспечение по возрасту, предоставление социальной помощи и ухода и др.;
  • Федеральными законами РФ – «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ; «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ; «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 №181-ФЗ;
  • постановлениями Правительства РФ;
  • законами Волгоградской области;
  • инструкциями вышестоящих органов социальной защиты.

В настоящее время главным действующим законом, который регулирует правовые отношения в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и  обеспечивает развитие системы социального обслуживания, является новый федеральный закон от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Новый закон создает правовые основы для обеспечения этой категории населения высокого качества жизни с учетом всех его составляющих, включая: уход и заботу, активное участие в жизни общества, предоставление возможности для реализации внутреннего потенциала, приобретения знаний, умений, передачи жизненного опыта молодежи, обеспечение доступа к культурным ценностям, дополнительному образованию, творческому развитию [5].

Согласно данному закону появляется понятие  «получатель социальных услуг», где говорится, что гражданин признается, нуждающимся в социальном обслуживании, в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Также, согласно данному закону регионы сами могут дополнять перечень обстоятельств. На территории Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 6 ноября 2014 №140-ОД «О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области» список льготных получателей социального обслуживания был расширен. Социальные услуги на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно следующей категории граждан:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
  • инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий;
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
  • получателям срочных социальных услуг [3].

Остальным категориям граждан социальное обслуживание предоставляется платно. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается каждому гражданину индивидуально с учетом оказанных услуг и установленных на них тарифов. С введением платы за социальное обслуживание стало спорным значение термина «социальные услуги», поскольку данный вид деятельности уже перестает ассоциироваться с предоставлением социальной помощи в традиционном смысле этого понятия.

На областном уровне между государственными, муниципальными и некоммерческими структурами в сфере социального обслуживания пожилых граждан существует взаимодействие. Некоммерческие организации помогут снять социальную напряженность на территории, выявить «болевые точки».  Но говорить о системе пока рано, поскольку отсутствуют механизмы партнерства, которые давали бы НКО равное право для участия в борьбе за ресурсы наравне с муниципальными и государственными учреждениями и предприятиями.

На территории Волгоградской области действует Социальный Кодекс, который регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи различным категориям граждан за счет средств областного бюджета. Согласно данному кодексу социальная помощь предоставляется следующим лицам пожилого возраста: ветеранам труда и ветеранам военной службы; ветеранам труда Волгоградской области;  труженикам тыла; бывшим военнослужащим 1927-1928 года рождения;  участникам Сталинградской битвы; членам семей военнослужащих. Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на следующие меры социальной поддержки:

  • ежемесячная денежная выплата (размер выплаты различен для каждой категории граждан пожилого возраста);
  • ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов: на оплату за наем или содержание жилья; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса; платы за коммунальные услуги;
  • ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд гражданам, проживающих в домах, не подключенных к газораспределительной системе.

Дополнительно труженикам тыла положено бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и слуховыми аппаратами; они имеют преимущество при приеме в учреждения социального облуживания [7, 1]. Со дня вступления данного кодекса многие законы Волгоградской области о мерах социальной поддержки населения утратили силу.

Также важно отметить Федеральную целевую программу «Старшее поколение». В работе над ней участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов. Целями данной программы являются – осуществление мер по улучшению условий жизни пожилых граждан и повышение степени их социальной защищенности; улучшение «социального самочувствия»; активизация участия граждан в добровольческой деятельности по решению социальных проблем пожилых граждан. Программа отдает приоритет решению социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжелобольных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения [4]. Состоящая из 5 разделов, программа предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Волгоградская область также реализует данную программу и является одним из наиболее успешных регионов, где данный проект был введен. В 2017 году добились сокращения очереди в дома-интернаты для пожилых людей. Это стало возможным благодаря комплексной работе в этой сфере, обновлению стационарных социальных учреждений, а также строительству нового современного дома-интерната для престарелых и инвалидов в Киквидзенском районе. В Волгоградской области продолжается работа по организации социальных семей для пожилых, созданию мобильных бригад и выездных гериатрических служб. В 2017 году открыто 19 гериатрических кабинетов при поликлиниках.

Не менее важным документом, который реализуется на территории Волгоградской области, является Постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 года №504-п Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области» (с изменениями на 30 января 2018 года). В рамках данной программы ведется подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людей», в задачи которой входит повышение качества и доступности социальных услуг для пожилых людей и инвалидов; поддержание здоровья и социальная реабилитация пожилых людей. Для решения поставленных задач данной подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:

  • оснащение организаций социального обслуживания оборудованием, аппаратурой, мебелью, транспортными средствами, обеспечивающими надлежащее качество социальных услуг;
  • организация социальных семей;
  • организация работы службы сиделок для пожилых граждан;
  • организация работы мобильных бригад специалистов и обеспечение их автотранспортом для оказания социальных услуг;
  • введение инновационных технологий и пилотных программ по подготовке граждан пожилого возраста к пользованию компьютерами, в том числе на дому, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

В ходе реализации подпрограммы ожидаются следующие результаты: для пожилых граждан и инвалидов, проживающих в удаленных районах и сельской местности, необходимо обеспечить доступность социальных услуг; совершенствовать коммуникативные связи, сохранять и развивать интеллектуальный потенциал пожилых людей; обеспечить надлежащей материально-технической базой организаций, получателями услуг которых являются граждане пожилого возраста и инвалиды. Работа подпрограммы будет осуществляться ответственным исполнителем – Комитетом, путем взаимодействия с государственными учреждениями и организациями [6].

Таким образом, социальная поддержка пожилых граждан не ограничивается только материальной помощью. Она также включает в себя меры в виде содействия и услуг, оказываемых организациями социального обслуживания.  По состоянию на 1 января 2017 года в Волгоградской области функционируют 79 организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета, которые предоставляют гражданам социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому. За последние годы в Волгоградской области проведена большая работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания пожилых граждан; по укреплению материально-технической информационной базы организаций социального обслуживания. Но, несмотря на это все еще остаются нерешенные проблемы, которые сложились в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан: не удовлетворена в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества; не обеспечена их доступность и осведомленность населения о положенной социальной помощи.


Библиографическая ссылка

Сергеева А.С. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19186 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674