Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Степанова Ю.Н. 1 Чигринова Ю.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова
Хозяйственная деятельность предпринимательских структур, включая расчетные операции подлежит налоговому контролю со стороны инспекции федеральной налоговой службы с целью определения объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных налоговых обязанностей [41]. Методология налогового контроля достаточно обширна и имеет многоуровневую систему, включающую в себя как общенаучные, так и специальные методы. В своем обобщении контролирующие действия охватывают процессы лежащие в основе исчисления налоговых обязанностей, а также в отношении отдельных сторон деятельности контролируемого субъекта, опираясь на широкий круг показателей. Заканчивается процедура анализом, проводимым системным или пофакторным методом на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности, с целью определения уровня исполнения налоговой дисциплины. В связи с тем, что расчетные операции, проводимые предпринимательскими структурами связаны с движением денежных средств, наличными и безналичными расчетами в том числе, они подлежат строгой проверке, включая кассовую, банковскую дисциплину и движение подотчетных сумм. Налоговый контроль за расчетными операциями должен строиться по определенному алгоритму с четко выделенными этапами, исходя из логической последовательности расчета налоговых обязательств предпринимательских структур.
предпринимательские структуры
расчетные операции
налог
наличный расчет
безналичный расчет
кассовая дисциплина
1. Александрова Н.Г. Налоговая политика РФ современное состояние и пути совершенствования// Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - С. 105-109.
2. Косов М.Е., Киреева А.В. Анализ формирования системы налогового контроля как искусственной организационно-управленческой системы / Вестник Российского государственного торгово-экономического Университета (РГТЭУ). 2017. № 3. С. 56-66.
3. Методология налогового контроля: учеб.пособие / Е. А. Федоров, Л. Г. Баранова, В. С. Федорова. — Санкт-Петербург: Петербург. гос. ун-т путей сообщения, 2013. — 87 с.
4. Ницевич Т. В., Докальская В. К. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 378-380. — URL https://moluch.ru/archive/104/24494/
5. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ3-06/333@ (в ред. приказа от 10 мая 2012 г. мм-3-2/467@) «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». URL: http://www.nalog.ru/document. php?id=27811.
6. Степанова Ю.Н., Полянская О.А. Классификация факторов, влияющих на формирование финансового результата деятельности предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19127 (дата обращения: 17.07.2018).
7. Stepanova Yu., Zinovieva I., Busarina Yu. 2017 Complementary approach to functioning of entrepreneurial structures under the conditions of economic instability of region. Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth Сер. “Contributions to Economics” 2017. Р. 519-528.
8. Stepanova, Y.N., Sibiryatkina, I.V., Sukhova, V.E. Risk aspects of creation of investment E-platform as a tool of support for small innovative enterprises // Asian Social Science. Vol 11, No 20 (2015), Р. 119-126.
9. Тотальный налоговый контроль в 2017 году: миф или реальность? Режим доступа: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/totalnyy-nalogovyy-kontrol-v-2017-godu-mif-ili-realnost/
10. Электронный ресурс: Официальный сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru

Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и методы. Как правило, налоговый контроль осуществляется посредством проверок, ревизий и анализа [2]. В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий находятся методы их осуществления. Методология налогового контроля достаточно обширна, она включает в себя общенаучные приемы, такие как анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др., эмпирические приемы, в частности инвентаризацию, контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки, письменный и устный опросы и специфические приемы, а именно приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики [4].

Первое с чего начинается налоговый контроль, это с проверки главных финансово-экономических показатели деятельности предпринимательских структур. В процессе контроля ставится ряд задач:

- анализ финансового состояния предпринимательской структуры;

- анализ ликвидности бухгалтерского баланса;

- расчет и оценка финансовых коэффициентов;

- определение финансовой устойчивости;

- анализ бухгалтерской финансовой отчетности.

Основными методами налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур являются проверка и ревизия [7]. Именно они наиболее востребованы как система контролирующих действий. Исходя из важности данных методов, остановимся впоследствии на их характеристике более подробно [1].

Итак, сделаем выводы. В качестве методов налогового контроля можно рассматривать: получение информации и документов (от различных государственных органов (например – в соответствии со статьей 85 НК РФ); от банков; от налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверку данных учета и отчетности (в настоящее время в НК РФ не описан); истребование документов при проведении налоговой проверки; истребование документов о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; выемку документов и предметов; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); участие свидетеля; экспертизу; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля [5].

Общим для всех этих методов является то, что они обеспечивают осуществления налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Более того – использование некоторых из этих методов вне рамок налоговой проверки не разрешено Налоговым кодексом.

Основываясь на вышесказанном, представляется целесообразным выделить в качестве объекта проведения налогового контроля за расчетными операциями предпринимательских структур – алгоритм контроля налоговых обязательств.

Проверка налогов должна строиться по определенному алгоритму. При этом могут быть выделены этапы, исходя из логической последовательности расчета налогового обязательства, рисунок 1.

Рисунок 3 – Алгоритм налогового контроля за расчетными операциями

Рисунок 1 - Алгоритм налогового контроля за расчетными операциями

Одним из самых сложных для исчисления налогов и одним из самых значимых для бюджета является налог на добавленную стоимость (НДС). Налоговый контроль НДС включает оценку системы внутреннего контроля, проверку правильности исчисления налога по продажам и ведения книги продаж, проверку правильности изъятия НДС, вычета из бюджета и ведения книги покупок, расчетов по НДС и соответствия данных деклараций данным бухгалтерского учета [6].

Данный алгоритм позволяет выявить в ходе проверки ошибки и нарушения, зафиксировать их в рабочей документации и определить их суммарную величину.

На заключительном этапе контроля за расчетными операциями замечания и рекомендации целесообразно отражать в карточке, представленной в таблице 1.

Таблица 1 – Реестр уточнений налогового контроля расчетных операций

Показатель

Описание

Оформление в контексте бухгалтерского учета

Определяется наличие ошибки, и ее отражение в бухгалтерском учете

Замечание и его суть

Поясняется смысл ошибки, нарушающий методологию учета расчетов с бюджетом или противоречащий действующему законодательству

Информационный источник

Указывают документ, содержащий ошибку

Нормативно-законодательная база

Устанавливают нарушивший пункт и дают рекомендации по исправлению выявленной ошибки

Грамотное оформление данных бухгалтерского учета

Даются пояснения для верного отражению операции в бухгалтерском учете

Порядок исправления

Определяется порядок исправления выявленной ошибки в налоговой документации

Предложенный алгоритм проведения налогового контроля за расчетными операциями с выделением определенных этапов на основании логической последовательности расчета налоговых обязательств, позволяет осуществлять правильность начисления и вычета НДС, выявлять недостатки, оперативно их устранять, не допуская начисление штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату начисленного налога [3].

Важным аспектом при проведения налогового контроля за расчетными операциями является обоснованный выбор необходимого и достаточного количества показателей, способных в полной мере охарактеризовать полноту учёта налогообложения предпринимательских структур [8]. После того, как показатели налогового контроля за расчетными операциями будут определены, устанавливаются их барьерные величины, к примеру, на основании ставок налога штрафных санкций; отклонений, полученных по факту данных от заданной налогооблагаемой базы; величиной льгот по отдельным налогам и пр.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем использовать следующие коэффициенты для проведения государственного налогового контроля за расчетными операциями предпринимательских структур [9].

1. Коэффициент перечисления, который рассчитывается как отношению общей суммы перечисленных средств по результатам контрольной работы к общей сумме запланированных налоговых поступлений. Данный показатель определяет, какую долю от запланированных поступлений в бюджет составляют перечисления по результатам налогового контроля, в какой мере может быть пополнен государственный бюджет.

2. Коэффициент эффективности экономической деятельности, определяющий отношение общей суммы перечисленных в бюджет средств к общей сумме доначисления по результатам налоговой проверки. Коэффициент определяет степень качества проведённых мероприятий налогового контроля, а также степень воздействия отрицательных факторов.

3. Коэффициент экономической эффективности объектов налогового контроля, рассчитываемый как отношение общей суммы перечисленных в бюджет средств по результатам налогового контроля по отдельному налогу к общей сумме доначисленных в бюджет средств по результатам налогового контроля по отдельному налогу. Он демонстрирует качество проведенных мероприятий налогового контроля по отдельному объекту.

4. Коэффициент нереализованных возможностей, определяемый путем отношений суммы части средств, не поступившей в бюджет по отдельному налогу, к сумме части средств, запланированной, но не поступившей по всем налоговом платежам.

5. Коэффициент риска неуплаты налогов, получаемый путем отношения максимальной суммы уплаченных налогов к сумме запланированных поступлений. Этот коэффициент определяется по нижеприведенной формуле 1:

Kp=Q/P (1)

где Q - максимальной суммы уплаченных налогов;

Р - сумма запланированных поступлений

Приведем уровни градации для Kp:

0,0 < Kp < 0,10 – риск неуплаты налогов минимальный;

0,101< Kp < 0,20 – риск неуплаты налогов средний;

0,201< Kp < 0,40 – риск неуплаты налогов высокий.

Итак, в качестве вывода отметим:

- для анализа налоговой проверки за расчетными операциями целесообразно использовать специально подготовленные опросные листы;

- при осуществлении налогового контроля следует рассматривать контролируемые показатели по группам объектов: налоги, ставки, льготы, источники выплаты;

В связи с тем, что при проведении налогового контроля за расчетными операциями применяются показатели общих сумм доначислений и перечислений в бюджеты различных уровней, которые не в полной мере раскрывают возможности налогового контроля, целесообразно использовать следующие показатели [10]:

- коэффициент доначисления;

- коэффициент перечисления;

- коэффициент эффективности экономической деятельности;

- коэффициент экономической эффективности налогового контроля;

- коэффициент нереализованных возможностей;

- коэффициент эффективности деятельности налоговых подразделений;

- коэффициент риска неуплаты налогов.


Библиографическая ссылка

Степанова Ю.Н., Чигринова Ю.Л. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19199 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674