Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кардава А.В. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье описывается как Интернет-технологии, в частности, сетевые образовательные ресурсы приобретают все большую актуальность в образовательном процессе. Сегодня практически каждый учитель начального образования понимает важность внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс, видит все преимущества их использования, а именно повышение мотивации к учению, скорости усвоения знаний, качества обучения, активности обучающихся. Применение Интернет-технологий в начальной школе имеет ряд характерных особенностей по сравнению со средним и старшим звеном. Эти особенности обусловлены возрастными психофизиологическими возможностями обучающихся, а также социальными условиями их развития. Младший школьный возраст – это переломный этап в развитии ребенка, связанный, во многом, с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную, а так же период интенсивного развития мышления, речи, памяти, восприятия, воображения и самосознания. Рассматривается психологическое здоровье и понимается как необходимое условие активной жизни человека. Психологическое здоровье, как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития; характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
младший школьный возраст
психологическое здоровье
интернет-технология
зависимость
образовательные учереждения
1. Бажин П. Шокирующая статистика Facebook. - Журнал «Игромания» от 21.10.2010
2. Гринина О.О. Здоровье - основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. - 2012. - № 1 С. 53.
3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3. – С. 17–21.
4. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396. — URL https://moluch.ru/archive/154/43642/ (дата обращения: 12.09.2018).
5. Чаплюк Андрей. Правда об онлайн-зависимости. - Журнал «Игромания» от 30.11.2006

Вопрос психологического здоровья растущего поколения в минувшие годы вызывает интерес у профессионалов разных областей социальной деятельности. От состояния самочувствия младшего школьника находятся в зависимости качественные и численные характеристики не только нынешнего, но и будущего населения, его общественно-демографическая структура и общественно-психологические свойства.

И.В. Дубровина устанавливает «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и элементов, а термин «психологическое здоровье» причисляет к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и дает возможность разделять психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Непосредственно психологическое состояние здоровья делает личность самодостаточной [3] 

Мы согласны с мнением психологов, что психологическое состояние здоровья это база жизнеспособности ребенка, которому в ходе детства и отрочества доводится регулировать совсем непростые проблемы собственной жизни, например: осваивать на собственном опыте и знания об окружающей действительности, научаться жить, трудиться, обучаться и нести ответственность за себя и других, изучать систему научных познаний и общественных навыков, совершенствовать собственные возможности и строить образ «Я».

Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье младшего школьника становится неотъемлемым целевым ориентиром в работе каждого учителя и образовательного учреждения. Состояние здоровья младшего школьника, вероятно, одно из тех немногих условий, которое в одинаковой мере показано в ожиданиях абсолютно всех заказчиков образовательных услуг, по этой причине его возможно рассматривать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное сегодняшнее образование со стороны государства, сообщества, и индивидуума.

В сложившейся на данный период ситуации в образовании проблема влияния интернет-технологий на психологическое состояние здоровья младших школьников считается одной из наиболее важных. Обучающиеся начальной школы с раннего возраста имеют доступ к электронной технике, смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры [4]. Обучение сегодня потребует от младшего школьника выполнение домашнего задания при помощи компьютера, став подростком доводится искать материал в Интернете, значительную долю задач им следует выполнять в электронном варианте (отчеты, презентации, рефераты и т. д.). Проблема, по нашему мнению состоит, в том, что в какой степени младший школьник, включенный в такого рода учебный процесс, сумеет в последующем социализироваться.

Время, проведенное за компьютером и в сети Интернет способно как благоприятно, так и негативно воздействовать на формирование личности младшего школьника. С точки зрения позитивного воздействия работа за персональным компьютером может помочь обучающимся развивать интеллектуальные возможности, увеличивать уровень эрудиции, содействовать формированию памяти. Социальные сети помогают обретать наиболее обширный круг друзей и товарищей, содействуя формированию коммуникативных навыков, а так же Онлайн  игры могут помочь совершенствовать воображение.

К противоречивому воздействию сети Интернет на личность обучающихся ученые причисляют интернет-аддикции, то есть зависимость от персонального компьютера. Мы относим сюда пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, нездоровую  зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в результате послужить причиной к смене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неконтролируемая тяга тянет за собою большое количество неблагоприятных последствий для обучающихся в области коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают вероятность показать собственные эмоции и чувства, а кроме того понимать эмоции и чувства другого человека.

В нынешнюю информационную эпоху виртуальная реальность на самом деле стала обязательной составляющей нашей жизни, но в случае если в период знакомства с интернет-сферой у старшеклассников уже имеется сложившийся остов психики и конкретные определения о моральных принципах, то в жизни ребенка этот процесс только лишь преобразуется, и, при недостающем внимании со стороны родителей и преподавателей, проводником во взрослую жизнь становится - Интернет.

В случае когда младший школьник проводит большое количество времени за компьютером, это безусловно, негативно отразится на его физическом состоянии, а именно в период продолжительного просиживания за экраном монитора формируется гиподинамия, страдает зрение, ухудшается осанка, не говоря уже о электромагнитном излучении, оно, накапливаясь с годами, и может послужить причиной разного рода патологиям в здоровье младшего школьника.

Исследования показывают, что продолжительное общение с персональным компьютером проявляет отрицательное на детскую психику. Во-первых, из-за того, что ребенок продолжительное время находится в состоянии сидя, совершается переутомление, как физиологическое, так и психологическое. Как результат, у него может возникнуть раздражительность, нервозность [2].

Мы согласны с учеными в области воспитания и образования, что отрицательное воздействие компьютера на обучающегося сопряжено ещё и с тем, что страдает их кругозор, так как взаимодействие с виртуальным миром не заменит живое общение, совместное строительство домика из кубиков, игры с песком и др. От компьютера обучающийся не приобретет необходимых, на наш взгляд сенсорных чувств и к тому же мелкая моторика рук формируется значительно меньше, нежели при игре с настоящим конструктором или мозаикой.

Компьютерные игры могут спровоцировать настоящую зависимость у младшего школьника. В случае если он очень увлекается компьютерными играми, то он способен позабыть не только об уроках, но и про обеденный перерыв, завтрак, ужин. В следствии, всего перечисленного выше появляется не только психологическое, но и физиологическое истощение организма.

Социологические опросы обучающихся выявили, что выбор компьютера подростком, в качестве хобби, в огромный степени, находится в зависимости от позиции родителей. Как оказывается, родители, которые следят за тенденциями в сфере технологий правильнее понимают значимость компьютера в последующем интеллектуальном созревании их детей и соответственно формируют подходящие условия для обучения именно данным типом хобби.

Мы не отрицаем необходимость компьютера с его выходом в Сеть, однако все должно быть в меру, имеется в виду та группа подростков, которая, входя в сеть интернет, разыскивает развлечения, длительного общения в чатах и игры в режиме онлайн, у них уже сформировалась психологическая зависимость. Те же из них, которые применяют персональный компьютер для учебных и познавательных целей абсолютно по другому относятся к нему и Интернету, однако от этого не менее риска развития разного рода патологии в нервной системе школьника. Так же мы отмечаем, что чем моложе ребенок, тем более вероятна вредоносное воздействие компьютера. Причем затрагиваются все области деятельности организма:

  • сфера чувств и общественных контактов, школьники, вовлеченные компьютерными играми больше всего одиноки, у них нет друзей, слабо обретают контакт с собственными ровесниками, не посещают кружки, общественные поручения осуществляют не охотно;
  • увеличивается опасность разных физических и психических расстройств, младшие школьники могут пожаловаться на усталость, боли в ногах и руках, смещения в худшую сторону зрения, головные боли, трудное засыпание, единая возбужденность. Родители, иногда, даже и не предполагают, что фактором данных психических расстройств у их ребенка компьютер;
  • увеличивается уровень агрессии у подростков, число преступлений среди них увлекающихся;
  • появляется перераспределение заинтересованностей, они прекращают интересоваться литературой, музыкой, учебой и т.д. Однако более увлекаются просмотром видеоматериал и телевизора, и как ни это, ни удивительно, принимаются заниматься спортом [5].

Перечислим симптомы, указывающие о психологической зависимости школьника от компьютера:

  • оптимальное самочувствие и настроение за компьютером;
  • ребенок не способен остановиться, и продолжает сидеть за монитором;
  • постепенное нарастание временного промежутка проводимого за компьютером;
  • отстранение от семьи и приятелей;
  • непрерывная ложь родителям в оправдание за собственное увлечение;
  • постоянные трудности с учебой либо поведением;
  • враждебность и нервозность во время не нахождения не за монитором компьютера;
  • стремление все время контролировать наличие электронных писем;
  • число денег расходуемых онлайн возрастает [1].

Все данные симптомы, возможно, повстречать у людей с любой зависимостью, например: алкогольной, табачной, наркотической и др. В случае если не предпринять практически никаких мер, то со временем это усложняется и преобразуется в манию, тем самым, обостряя негативное и пагубное воздействие интернет-технологий на нервную систему ученика. Выражается это неуравновешенностью, рассеянностью, самоизоляцией, неряшливостью, перемена привычных ценностей. К близким и родным, товарищам, подобные дети, относятся равнодушно. Все это проводит к глубоким индивидуальным переменам и возникновению новейших и не приятных качеств характера, а все призывы к этическим нормам не дают итога.

Многие специалисты в области психологии отмечают наличие упадка идентичности в подростковом возрасте, сопряженные с его возрастными особенностями, когда свой образ «Я» еще представляется подростку размытым. В этом случае виртуальные личности могут осуществлять функцию «самоверификации». Несомненно, для того чтобы конструировать виртуальные личности, необходимо не только быть  способным к исполнению разных ролей, но и желать выполнять данные роли. Возможно, допустить, что стремление конструировать виртуальные личности может быть сопряжено с тем, что реальность не дает возможностей для реализации разных аспектов «Я», либо же, что действительность может быть чрезмерно «ролевой», чрезмерно нормативной. Это порождает у человека стремление к поведению отклоняющемуся от общепринятых норм и правил, что проводит к конструированию дивиантных виртуальных личностей. В частности, это может выражаться в конструировании виртуальных личностей иного пола, чем их обладатель, либо вообще бесполых.

Сейчас возник термин “киберболезнь”, которой подвергаются люди, зачастую пребывающие в виртуальной реальности. Зачастую Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем данных.

Особенно эффективно в своей педагогической практике учителя применяют ресурсы глобальной сети Интернет при обучении учащихся основам проектной и исследовательской деятельности. Однако практически на любом школьном предмете на начальной ступени образования можно применять Интернет-технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Мы отмечаем, что применение Интернет-технологий выполнят определенную образовательную функцию, помогать обучающемуся разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, ни в коем случае, не подорвать здоровье. Поэтому Интернет-ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа в Интернете должна быть чётко продумана и дозирована, применение компьютерных технологий на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-компьютерных технологий.


Библиографическая ссылка

Кардава А.В. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674