Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ КАК ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

Полетаев И.И. 1
1 ВолГУ «Волгоградский Государственный Университет»
Со времён становления государства, как наивысшего властного аппарата, появились политические институты. В своей совокупности они составляют структуру управленческого «организма», где каждый из институтов наделён своими политическими возможностями. Наивысшим таким институтом является само государство, обладающее своими характеристиками, которые обобщают принадлежность государства к таковым институтам. На рубеже XX века, когда постепенно стали устанавливаться демократические тенденции экономического развития в Европе под «эгидой» Соединённых Штатов Америки, участились случаи локальных конфликтов. Установление верховенства прав и свобод личности, как наивысшей ценности проводимой политики западными странами, определило роли политических институтов: поддержание порядка в обществе, защита частных интересов, защита личной жизни от террористических действий. С изменением общественного строя в России в 90-е годы изменилась и сущность политических институтов, окрасив себя западными стандартами. По сей день главным стержнем Российской политики является обеспечение стабильности как на её территории, так и территориях близлежащих к её границам через взаимодействие политических институтов с обществом. В статье будут рассмотрены аспекты политических институтов, характеризующие их как проводников отношений между государством и гражданским обществом.
государство
политический институт
Безопасность
Гражданин
гражданское общество
политика
власть
политические партии.
1. Жабчик С.В. Государство как институт формирования политической культуры современной молодежи. // Кубанские исторические чтения Материалы VI Международной научно-практической конференции. Краснодарский центр научно-технической информации – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России, Европейская академия естественных наук (г. Ганновер, ФРГ), Социально-гуманитарный вестник (г. Краснодар), Краснодарское отделение Российского общества интеллектуальной истории. – 2015. - С. 138-141.
2. Кошкин А. П. Государство, политические институты и процесс формирования власти по обеспечению безопасности в России. // Среднерусский вестник общественных наук. - № 2 (23), 2012. – С. 120-128.
3. Кортиаев Т.Ю. Взаимодействие институтов государства и гражданского общества как условие экономической и политической стабильности. // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. - № 1 (36), 2018. - С. 69-76.
4. Котелевская Т. Н. Роль государства в политической системе общества. // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности материалы международной научно-практической конференции в 4 частях. – 2016. – С. 36-37.
5. Суслов Е.В. Институты как факторы обеспечения политического порядка в демократическом государстве. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - № 13 (210), 2015. - С. 173-179.
6. Соловьев А.И. Государство как политический институт: проблема теоретической идентификации. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - № 4, 2014. – С. 124-129.
7. Тетуев А.И. Политические партии как институт взаимодействия гражданского общества в государства в современной России (на материалах Кабардино-Балкарии). // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. - № 1 (36), 2018. - С. 69-76.

Одним из ведущих вопросов в политической науке является вопрос о политических институтах, их функциях и месте в политической сфере жизнедеятельности общества. Рассматривая глубину, основу взаимодействий индивида и власти между собой, политическая наука раскрывает причины создания в современной политической системе таких институтов, как партия и общественные движения, а также иных институтов, которые, в своей совокупности, есть элементы современной политической жизни общества. Данное зарождение новых «политических организмов» обусловлено установленными принципами современной политической системы, которая, так или иначе, является наиглавнейшей, господствующей в нашем мире. Речь идёт о демократических установках. Согласно им, современное государство представляет собой широко дифференцированный механизм, состоящий из множества уровней. Каждый из этих уровней есть набор определённых функций для взаимодействия с обществом. Опыт последних лет показывает, что граждане демократических стран всё больше вовлекаются в разные политические процессы, из которых они получают свою выгоду. Поэтому, современная политическая наука направлена на обозначение институциональных механизмов в обществе как основополагающих элементов современной политики и изучает политические институты как способ социализации индивида в политической сфере, как способ укрепления политической системы государства. Последнее же является главным монополистом всех политических отношений. Оно регулирует процессы взаимодействия социума с политической сферой, используя для этого все необходимые рычаги управления.

Ещё в период догосударственных отношений, политические институты сформировались как социальные организации, которые занимались управлением племенем или общиной, решали определённые вопросы, связанные с отношениями между общинами, с земледелием или правосудием.

Политика общины выстраивалась по принципу иерархии управления. Власть находилась в руках либо вождя, либо старейшины, который предопределял ход развития общины. Так же, как и в государстве, выстраивалась определенная стратегия внутренней и внешней политики. Развитие общины требовало ресурсов и земли, поэтому внешний политический путь имел во многом насильственную направленность. Борьба с другой общиной требовала наличие вооружённого контингента, который оружием решал многие вопросы. В этот контингент входили молодые мужчины, способные воевать. Тем самым они социализировались, переходя из одного статуса в другой. Будучи обычными членами общины, землепашцами, они стали воинами, участниками внешнеполитических отношений.

Внутренняя политика основывалась на удержании авторитета вождя и заботе о сохранности своей общины. Для этого вождь использовал либо религиозный культ, который ознаменовывал его как авторитетного управителя и работал на укрепление верховной власти, либо совет из узкого круга лиц, который решал вопросы как внешних отношений, так и внутренних.

Помимо организационной составляющей, политические институты характеризовались и как общинные нормативные акты, которые регулировали поведение людей в общине. За нарушение установок следовало наказание, вплоть до изгнания.

Ещё одной характеристикой первых политических институтов является культурная традиция. Хоть она и не является организацией, но так или иначе она является институтом, так как взаимодействует с политикой и обществом, устанавливая основные цели, к которым шли все члены общины.

Первое государство берёт своё начало ещё во времена первых цивилизаций Востока. Оно создавалось при взаимодействии как внешних, так и внутренних факторов. К внешним можно отнести природные катаклизмы, опасности из вне со стороны врагов, заставляющие людей сплачиваться между собой. Внутренними факторами являются социальные и экономические перемены в общине, психологические аспекты каждого индивидуума. Желание объединиться в одно огромное общество является естественным механизмом в развитии человеческой цивилизации. Страх за свою жизнь подтолкнул каждого создать государство и передать всю власть в руки выбранному лицу. Постепенно, политический механизм расширялся и крепнул. Это было связано с ростом численности населения, с присвоением новых земель, развитием сфер жизнедеятельности. Если раньше целью была защита жизни каждого человека от смертоносных опасностей, которой последовали все индивиды, передав право господства выбранному суверену, то вследствие развития государства оно обратило свои силы на укрепление своей собственной власти. Появление политических институтов, которые являлись организационно-политическими структурами, контролирующими все сферы жизнедеятельности, сопровождалось усилением власти государства с помощью двух инструментов: применения силы по отношению к своим подданным, и обоснования религиозных и мифологических идеалов, оправдывающих верховенство установленной власти [5]. Последнее являлось в Средние века главенствующим приоритетным направлением в регулировании отношений между властью и обществом.

Ранние государственные политические институты, являясь уже более специализированными, чем общинные, имели отличие от современных, не только по своему структурному устройству, но и по своим функциям в государстве. Политическая жизнь ранних государств представляла собой строгую иерархию отношений системы «власть-подчинение»: через такие сформированные институты власть передавала свою волю в общество и выстраивала контроль над ним. К таким политическим институтам можно отнести церковь, которая, несмотря на всплывающие нередко разногласия между светской и духовной властью, играла основную роль в укреплении государства.  Если в древние времена политические институты подкрепляли централизованную власть, то в период Нового времени и по наше время, в демократическом строе, господствующем в современном мире, они играют роль в укреплении связи между государством и гражданским обществом [1]. Отошёл на задний план, а потом и вовсе исчез, принцип верховенства единоличной власти и установился принцип демократизации государства. Сформировались новые политические силы, которые отстаивают интересы определённых кругов. И, чем сильнее эта связь между властью и личностью, тем прочнее становится государство.

Помимо того, как развивается общество, у него возникают новые потребности в политической сфере. Политические процессы затрагивают все виды отношений и способны влиять на благополучие граждан. Поэтому, данная связь основывается на привлечении граждан к активному участию в политической жизни. Человеку свойственно желать изменений, и практически всегда изменений в лучшую сторону. Возможность повлиять на эти изменения сбивают в индивидууме радикальные настроения, способные пошатнуть прочность государства. Политические институты имеют тут важную роль. Они социализируют граждан, вовлекая их в политическую жизнь и давая им возможность влиться в общественную сферу деятельности, повлиять на те или иные политические процессы. К подобного рода мероприятиям можно отнести: выборы в органы власти, референдумы, митинги и так далее. Это делается во имя безопасности как всего общества, так и каждого гражданина.

Демократические государства выстраивают целеполагание в политике к свободе личности. Многовековая история показала, что угнетение народа рано или поздно приведёт не только к свержению власти, но и к уничтожению государства вообще. Сменяемость власти не позволяет государственному механизму развалиться, однако, политические институты в демократическом обществе склонны злоупотреблять своим положением и вырождаться, что в свою очередь повлечёт к недоверию и ненависти к власти со стороны народа. Однако, тоталитаризм более склонен к своей гибели. Когда власть сосредоточена только в руках верховенства, граждане лишаются каких-либо политических прав и свобод. Порядок поддерживается только одной силой. Насилие порождает насилие, а власть постепенно ослабляется, обрекая себя на уничтожение. Не взирая на все негативные факторы, которые воздействуют на государство извне, проблемы эффективнее решать, опираясь на поддержку своего народа, гаранта устойчивой политической системы.

Демократические государства выстраивают свою внутреннюю политику во взаимоотношении с гражданским обществом через проводимые политические мероприятия, позволяющие каждому гражданину страны принять участие в качестве лица, от которого возможно изменение каких-либо политических, экономических или социальных установок в стране.

Но, все ли институты имеют принадлежность к политике? Одни созданы, чтобы влиять на политические процессы, к таким можно отнести: государство, как основной политический институт, обладающий специальным аппаратом управления и принуждения, огромными материальными ресурсами для поддержания власти и реализации политики, наличием территориальной основы; правительство, обладающее монополией на утверждение реформ; политические партии, выполняющие функцию политического воспитания граждан государства; общественно-политические движения, которые выдвигают интересы граждан в ходе политических митингов. Вторые осуществляют свою деятельность в неполитических сферах: профсоюзы, корпоративные организации, образовательные учреждения. Хотя они не являются политическими институтами, их существование позволяет человеку социализироваться в обществе.

Основную роль в становлении гражданского общества в России на рубеже XX-XXI вв. играют политические партии [7]. Они представляют собой объединения лиц, связанных друг с другом общими ценностями, идеалами, которые участвуют в борьбе за власть. Стоит заметить, что политические партии отличаются от общественных организаций и движений. Вторые менее организованы в плане политической мобилизации и не всегда имеют свою цель как борьбу за власть.

Политические партии делятся между собой по различным критериям: они могут быть как открытыми, так и закрытыми: как массовыми, так и кадровыми: как легальными, так и нелегальными. Основной критерий определяет их принадлежность к политике, разделяя партии на правящие и оппозиционные. В своей сущности они являются как политическим институтом, так и элементом гражданского общества: выступая в качестве политических институтов, они участвуют в политике; являясь элементом гражданского общества, они представляют интересы определённого круга населения в политике. Именно таким образом политические партии осуществляют связь между государством и гражданским обществом.

В построении отношений между политическими партиями и гражданским обществом, политические партии стремятся создать крупную социальную основу в гражданском обществе для своей поддержки. Гражданское общество же заинтересовано в продвижении своих интересов в политику при поддержании гражданских инициатив через мобилизацию граждан в политические партии и их участии в борьбе за власть [7].

Исходя из вышенаписанного следует отметить, что неотъемлемой частью современного государственного механизма является само гражданское общество в своей совокупности. Это своего рода опора государства, и чем сильнее она, тем сильнее государственный механизм.

Гражданское общество есть негосударственное образование и имеет непосредственное отношение к политическим институтам, являясь реальной моделью социально-политического устройства, способного создать общественные организации. Государство через их каналы узнаёт о настроениях среди населения к проводимой политике, реформам. Особое значение тут надо уделить тому, как слышит и как реагирует государство на те или иные проблемы. Это необходимо для поддержания государством власти и стабильности в державе, так как гражданское общество является основой легитимности действующей власти. Как модель социально-политического устройства, гражданское общество характеризуется наличием политически-организованных участников, являющихся социально-активными во взаимодействиях в протекающих политических процессах [3].

Завершая мысль, можно определить: какую же роль играет само государство в этих отношениях? Обладая значительными ресурсами, оно обеспечивает граждан их правами, возможностью проявлять деятельность в разных жизненных сферах и даже стать неотъемлемой частью в проводимой политике в лице лидера страны, или же представителя политической силы [4].


Библиографическая ссылка

Полетаев И.И. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ КАК ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19557 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674