Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКАМИ-ГОНЩИКАМИ 18 ЛЕТ

Ануфриев К.А. 1 Семенова Г.И. 1
1 УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Данная научная статья исследует вопрос о разнообразии тренировочного процесса у лыжников-гонщиков в возрасте 18 лет. В статье проанализированы различные методы спортивной тренировки. Особое внимание уделено концепции периодизации тренировочного процесса и его разнообразию, для достижения оптимальных результатов и предотвращения перегрузок и травм. В результате исследования было установлено, что разнообразие тренировочного процесса имеет положительное влияние на спортивные достижения лыжников-гонщиков в возрасте 18 лет. Вариация тренировок способствует улучшению физической подготовки, развитию техники и тактики спортивных маневров, а также повышению мотивации и удовлетворенности у спортсменов. Результаты данного исследования могут быть использованы тренерами и специалистами в сфере спорта для разработки оптимальных тренировочных программ и планов тренировок для лыжников-гонщиков в возрасте 18 лет. Для будущих исследователей данная работа может служить отправной точкой для дальнейшего изучения вопроса о взаимосвязи разнообразия тренировок и спортивных достижений у спортсменов.
лыжные гонки
методика спортивной тренировки
спорт
разнообразие
физическая подготовка
1.., Жданкина, Е. Ф. Лыжная подготовка студентов в вузе : учебное пособие / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин. — Екатеринбург : Издательствово Урал. ун-та, 2015. — 124 с.
2. Будагаев, Д. С. Подготовка лыжников-гонщиков в соревновательном периоде с использованием анализа вариабельности сердечного ритма / Д. С. Будагаев, В. Ю. Лебединский, А. В. Вайнер-кротов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2012. — №3. — С. 41-45.
3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — Москва : Издательский центр «Академия», 2013. — 480 с.
4. Клюева, Т. А. Особенности планирования тренировочного процесса лыжников-юниоров в соревновательном периоде / Т. А. Клюева, Е. Н. Филиппова // Science Time. — 2015. — №1. — С. 205-210.
5. Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для вузов / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 125 с. — URL: https://urait.ru/bcode/492125 (дата обращения: 15.12.2023).
 

Введение.

Лыжный спорт является одним из наиболее популярных видах зимнего спорта, привлекающим внимание многих спортсменов и болельщиков со всего мира. Лыжные гонки, в свою очередь, представляют собой одно из самых захватывающих и требовательных соревнований в рамках этой специализации. Для достижения высоких результатов в гонках необходимо обладать не только выдающейся физической формой, но и правильно организованным тренировочным процессом.

Тренировочный процесс в современных лыжных гонках является неотъемлемым, а зачастую и наиболее важным компонентом для успеха спортсмена. Он включает в себя различные виды тренировок, такие как кардио-тренировки для развития выносливости и укрепления сердечно-сосудистой системы, силовые тренировки для укрепления мышц и повышения выносливости, а также специфические тренировки, направленные на развитие техники и навыков, необходимых для достижения максимальной эффективности на лыжной трассе. Тренировочный процесс также включает в себя отдых и восстановление, которые играют ключевую роль в формировании физической формы и предотвращении переутомления и травм. Все эти компоненты тренировочного процесса вместе способствуют повышению физической подготовленности и достижению высоких результатов в лыжных гонках.

Цель исследования: Изучить разнообразные методы тренировки, используемые лыжниками-гонщиками 18 лет.

На основе этой цели были сформулированы следующие задачи:

- Изучить данные научной и методической литературы о методах спортивной тренировки в лыжных гонках.

- Раскрыть понятие «метод спортивной тренировки».

- Определить, что развивает спортсмен при использовании различных методов тренировки.

Материалы и методы исследования. В работе использован метод изучения научной и методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение.

В процессе тренировки в лыжных гонках при развитии физических качеств и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, основой которых является сочетание нагрузки и отдыха. Разнообразные варианты сочетания нагрузки и отдыха во многом определяют характер воздействия данного метода на организм лыжников.

Что же такое метод спортивной тренировки?

Методспортивнойтренировки— этоспособ применения основных средствтренировкии совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Какие же методы спортивной тренировки используют лыжники-гонщики 18 лет?

Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением тренировочной нагрузки в циклических упражнениях (в беге, в передвижении на лыжероллерах, лыжах и т.п.) без изменения заданной интенсивности от начала до окончания работы. При равномерном методе лыжники могут передвигаться с различной (заранее запланированной), но постоянной интенсивностью – слабой, средней, а порой и сильной (главное – сохранить ее в течение всего передвижения). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. [ 3 ]

Переменный метод заключается в постепенном изменении интенсивности при прохождении заданной дистанции на лыжах в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности – от средней и порой до околопредельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности. Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с заданной интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности. [ 1 ]

Повторный метод заключается в многократном прохождении заданных отрезков с установленной интенсивностью. Этот метод можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной выносливости, – в этом случае длина отрезков увеличивается, а интенсивность снижается – до сильной. Повторный метод на коротких отрезках применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной. [ 4 ]

Соревновательный метод – это проведение занятий или контрольного соревнования в условиях, максимально приближенных к обстановке важнейших соревнований сезона. Он характеризуется соревновательной интенсивностью и требует от лыжника полной мобилизации всех своих возможностей. Соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности лыжников, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в достижении наивысшей спортивной формы. Также имеют большое значение для дальнейшего совершенствования тактики лыжника-гонщика, приобретения опыта в борьбе с различными противниками и в разнообразных условиях.

Интервальный метод характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке интервальным методом лыжник передвигается непрерывно по кругу, чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной. Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. [ 2 ]

Контрольный метод применяется для проверки подготовленности лыжника-гонщика на различных этапах и в периодах годичного цикла. В комплекс контрольных упражнений включаются различные испытания, но главное требование к ним должно заключаться в том, чтобы они отражали уровень развития всех важнейших групп мышц и других физических качеств. Вместе с тем испытания должны отражать и уровень специальной подготовленности. [ 5 ]

Вывод.

Таким образом, изучение разнообразных методов тренировки, применяемых лыжниками-гонщиками 18 лет, позволяет получить ценные знания и навыки, необходимые для достижения высоких спортивных результатов в данной дисциплине. Изучение этих методов открывает перед спортсменами возможность тренироваться более эффективно, снижает риск получения травм и позволяет более полно раскрыть свой потенциал в профессиональном спорте. Полученные знания и опыт помогут развивать выносливость, скорость, координацию и другие необходимые навыки, что в конечном итоге повышает шансы достижения успеха в соревнованиях и спортивной карьере.


Библиографическая ссылка

Ануфриев К.А., Семенова Г.И. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКАМИ-ГОНЩИКАМИ 18 ЛЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21379 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674