Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абрамова В.Э. 1
1 СВФУ
В статье рассматривается раскрытие особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Современная педагогика направлена на формирование эмоционально образованного, творческого человека, адекватно реагирующего на изменения в структуре и отвечающего современным требованиям жизни. Психологи и педагоги определяют тесную связь интеллекта, мышления и эмоциональных процессов. Уровень эмоционального развития непосредственно влияет как на формирование личности, так и на её социальное и интеллектуальное развитие.
детская практическая психология
эмоции
старший дошкольный возраст
мальчики
девочки
эмоциональное развитие
дошкольное образование
констатирующий этап
формирующий этап
1. Бреслав, Г. Е. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. Е. Бреслав. – СПб.: 2000. – 212с.
2. Шимановская Я.В. Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / Я.В. Шимановская, С.Н. Козловская, Л.И. Старовойтова // Экология человека. – 2016. №1. – с. 32-37.
3. Выготский, Л. С. Возрастная и педагогическая психология / А. А. Леонтьев, Л.С. Выготский. – М.: Сб. стат. М., 1992. – 175с.
4. А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов [Электронные ресурс]//https://hr-portal.ru/psy_tools
5. Психологические тесты и методики http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy

Современная педагогика направлена на формирование эмоционально образованного, творческого человека, адекватно реагирующего на изменения в структуре и отвечающего современным требованиям жизни. Психологи и педагоги определяют тесную связь интеллекта, мышления и эмоциональных процессов. Уровень эмоционального развития непосредственно влияет как на формирование личности, так и на её социальное и интеллектуальное развитие.

Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.

Цель опытно-экспериментальной работы является определить уровни эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Организация и ход констатирующего этапа включают в себя следующие этапы: диагностирующий под-этап; информационный под-этап;

Учитывая это, мы следовали при изучении эмоциональной сферы детей ряду правил:

1. Использование разноплановых тестов;

2. Ситуации, описанные в методиках, были максимально приближенными и понятными детям этого возраста;

3. Полученные результаты должны быть очевидными и содержательными.

На первом этапе работы мы использовали диагностические методики отечественных авторов. Для достижения цели констатирующего эксперимента использованы следующие методики: Методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич); Методика «Паровозик» (С.В. Велиева); Графическая методика: «Кактус» (М.А. Панфилова).

По итогам выявления уровня развития эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста выявлены следующие результаты:

Таблица 1

Состояние эмоциональной стороны в экспериментальной группе мальчиков

Код ребенка

Итог

001

н

с

с

С

002

с

н

с

С

003

н

н

с

Н

004

с

н

с

С

005

с

с

с

С

006

н

с

с

С

007

с

н

с

С

008

н

с

с

С

009

с

н

с

С

010

н

с

н

Н

Таблица 2

Состояние эмоциональной стороны в экспериментальной группе девочек

Код ребенка

Итог

011

с

н

с

С

012

с

н

н

Н

013

с

с

с

С

014

с

с

н

С

015

с

с

н

С

016

н

с

с

С

017

с

с

н

С

018

н

с

с

С

019

с

н

с

С

020

н

н

с

Н

Рисунок 1

Уровень развития эмоциональной стороны у детей старшего дошкольного возраста

На рисунке 1 видно, что у детей двух групп никто не показал высокого уровня. Это говорит о том что у них недостаточно развита эмоциональная сторона. Дети из экспериментальной группы мальчики показали низкий уровень 20%, а средний уровень 80%. Во второй экспериментальной группы девочки показали низкий уровень 40%, а средний уровень 60%.

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании ни один ребенок из обеих групп не показал высокий уровень эмоционального развития. Так, в экспериментальной группе мальчиков из 10 детей было выявлено 2 (20%) – с низким уровнем; 8 (80%) – со средним уровнем. Во второй экспериментальной группе девочек из 10 детей было выявлено 4 (40%) – с низким уровнем; 6 (60%) – со средним уровнем. По рисунку №1 видно, что дети из двух групп имеют средний уровень эмоционального развития, что говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по эмоциональному развитию.

На первом этапе мы выявляли наличие эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.

На начальном этапе проведена диагностика «Несуществующее животное», с целью выявления эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики представлены на рисунке (см. Рисунок 2)

Далее проведена методика «Паровозик» (С.В. Велиева).

Цель. Определение позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка.

Детям предлагалось рассмотреть все вагончики поезда. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.»

Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка.

Ниже показаны результаты методики «Паровозик» (см. Рисунок 3)

Из представленных результатов видим, что в первой экспериментальной группы мальчиков из 10 детей имеют средний показатель 8 (80%) детей, а низкий 2 (20%) детей. А во второй экспериментальной группы девочек результаты обстоят таким образом, что средний показатель у 5 (50%) детей, а низкий так же у 5 (50%) детей.

Далее проведена методика «Кактус» (М.А. Панфилова).

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Предлагаю ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и даю инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.

После того, как ребенок завершит рисунок, прошу его ответить навопросы: Онсильно колется? Его можно потрогать? Кактус растет один или скаким-то растением пососедству? Если растет ссоседом, токакое это растение? Когда кактус подрастет, токак онизменится? Этот кактус домашний или дикий? Кактусу нравится, когда заним ухаживают, поливают, удобряют?

Проведя исследование, можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдается средний уровень развития эмоционального развития.

Ниже показаны результаты методики «Кактус» (см. Рисунок 4)

Результаты показали, что высокий уровень в первой экспериментальной группе мальчиков выявлен у двоих или 20% детей, средний уровень у шести или 60% детей, низкий уровень у 2 или 20% детей. Результаты второй экспериментальной группе девочек, что высокий уровень трех или 30% детей, средний уровень у четверых или 40% детей, низкий уровень у 2 или 20% детей.

Таким образом, результат методики показал, что у мальчиков и девочек агрессия и тревожность выражается в невербальном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Подбор методик осуществляется исходя из положения о том, что эмоциональное развитие - это психическое состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельность ребенка.

Таким образом, проведение данных диагностик позволит выявить умение детей адекватно выражать свое эмоциональное развитие, контролировать свои эмоции, способность различать основные эмоции, а также умение передавать заданное эмоциональное состояние.


Библиографическая ссылка

Абрамова В.Э. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21510 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674