Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Горохова Х.Е. 1
1 СВФУ им. М. К. Аммосова
В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. Представлены результаты исследовательской работы по выявлению эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
эмоциональная сфера
эмоция
настроение
чувство
страсть стресс
1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 38с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.:Знание,2002.– 56с.
3. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: Изд – во МГУ, 2002 . – 188с.
4. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. // Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
5. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - М.:2002.– 89с.

Проблема эмоционального развития детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка.

В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дошкольный возраст – этап психического развития, благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации)
к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Объект исследования эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - выявить особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования мы предполагаем, что эмоциональная сфера у старшего дошкольного возраста связана с тем, что ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. База исследования: МБДОУ ЦРР детский сад «Кустук» им. В.В. Смирникова, село Телей-Диринг, Чурапчинский улус.

Эмоции являются важными в жизни человека. Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Очень важно развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, так как это гарантия того, что к младшему школьному возрасту, ребенок сможет адекватно реагировать на проблемы, с которыми будет сталкиваться. А воспитание в ребенке способности сопереживать, сочувствовать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других, поможет ему стать успешным, достойным членом общества.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином “эмоциональность”.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В рамках исследования эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста была проведена на базе МБДОУ ЦРР детский сад «Кустук» им. В.В. Смирникова, село Телей-Диринг, Чурапчинский улус.
В нем приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста.
7 испытуемых вошли, в экспериментальную группу и 7 детей – в контрольную.

Исследование состоит из констатирующего этапа.

С помощью проведения диагностики мы смогли выявить развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. После обработки результатов можно составить систему упражнений направленную на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

На теоретической части была рассмотрена эмоциональная сфера как психологическое явление, психические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, а так же средства развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе была проведена экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы методики, которые являются наиболее адекватными целям и задачам данной работы: Проективная методика Т.Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов«Волшебная страна чувств» и "Фейс - тест" Н. В. Кузьминой.

По результатам диагностики эмоционального состояния по первой методике Т.Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролова "Волшебная страна чувств" в экспериметальной группе:

1) При раскрашивании домиков у 3 детей были задействованы все цвета, а у 4 - встречаются повторяющиеся цвета. Это говорит о том, что на этих детей следует обратить большее внимание.

2) При "заселении" в домики у 4 детей цвета подобраны адекватно, а у 3- нет.
У этих 3 детей "интерес" и "радость" соответствует коричневый и черный цвет.

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 2 детей - развита ментальная деятельность; у 4 детей ярко выражена эмоциональная деятельность.
У 1 ребенка раскрашены ноги, что говорит о том, что этот ребенок уверен в себе и у него есть чувство опоры. Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

А в контрольной группе:

1) При раскрашивании домиков у 4 детей были задействованы все цвета, а у 3 - встречаются повторяющиеся цвета.

2) При "заселении" в домики у 5 детей цвета подобраны адекватно, а у 2- нет.
У 1 ребенка "интерес" и "радость" соответствует коричневый и черный цвет.

3) Говоря о распределении обозначающих чувства цветов внутри силуэта человека мы получили следующие результаты: у 4 детей - развита ментальная деятельность; у 1ребенка ярко выражена эмоциональная деятельность.

У 2 детей раскрашены ноги, что говорит о том, что этот ребенок уверен в себе и у него есть чувство опоры.

Вся эта информация говорит о том, что следует обратить внимание на развитие эмоциональной сферы у этих детей.

Результаты диагностики по методике «Фейс-тест» (тест лица)

Н. В. Кузьминой в экспериментальной группе, при обработке результатов были сделаны следующие выводы: у 4 детей преобладает радостное состояние, у2- печальное, у 1 – серьезное, у 0 - сердитое. Это говорит о том, что следует обратить внимание на детей у которых преобладают расстроенные чувства. А в контрольной группе: у 4 детей преобладает радостное состояние, у 0- печальное, у 2 – серьезное, у 1 - сердитое. Это говорит о том, что следует обратить внимание на детей, у которых преобладают расстроенные чувства.

Таким образом, в результате проведения экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу о том, чтов дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.


Библиографическая ссылка

Горохова Х.Е. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21532 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674