Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АПТЕЧНОЙ СЕТИ «36,6»

Дун И.Р. 1 Альтемировой А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО « Государственная классическая академия им. Маймонида»
Проведен анализ ассортиментной политики аптечной сети «36,6». Для анализа ассортиментной политики аптечной сети «36,6» были рассчитаны основные нормативные показатели и экономические показатели аптечной сети «36,6». На основе этих расчетов можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых аптекой «36,6» отвечает запросам потребителя. На основании проведенного анализа и диагностики ассортиментной политики аптечной сети «36,6» были сделаны следующие выводы: ассортимент товаров отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.
аптека
ассортимент
выручка
продажа
товар
прибыль
1) Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич, 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Высшая школа, 2010.- 447 с.
2) Березин, И.С. Маркетинговое исследование рынка.- П.: Русская деловая литература, 2009.-416с.
3) Гордин, А.М. Маркетинг: Учеб.-метод. пособие.- М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2011.-212с.
4) Данченок, Л.А. Маркетинг: Учеб.-практич. Пособие / Л.А. Данченок.- М.: МЭСИ, 2012.- 304с.
5) Зотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы. Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, тесты, учеб, программа / Московский Госуд. Университет экономики, статистики и информатики.- М.: МЭСИ, 2012.-60 с.
6) Котлер, Ф. Основы маркетинга / Филипп Котлер, Гари Арметранч, Джон Сандера, Вераника Ванч.- 2-е европ.изд.- М.: вильемс, 2012.-943 с.
7) Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлючов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.:- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.- 560 с.: ил.
8) Соколова, А. Управление ассортиментной политикой на основе жизненного цикла
изделий // Современная торговля.-2004.- №10.- с. 73-75.
9) АВС-анализ в правлении товарными запасами // http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm
10) Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли // http://marketing.spb.ru

В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

Цель курсовой работы - изучение научных основ анализа ассортиментной политики и оценка ассортимента продукции на внутрифирменном уровне, обобщение опыта и анализ ассортиментной политики фирмы, выработка рекомендаций.

              Цель исследования - изучить и проанализировать ассортиментную политику фирмы и выработать рекомендации по созданию оптимального ассортимента аптечной сети «36,6».

 Задачи курсовой работы:

          1.  изучение теоретических аспектов ассортиментной политики ;

          2. изучение и оценка оптимальности ассортимента фирмы;

          3. изучение конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;

          4. оценка конкурентоспособности товарного ассортимента фирмы.

Объектом исследование является товарная политика. Предметом исследования - ассортиментная политика предприятия. Метод исследования - опрос, наблюдение.

Ученые, которые занимались изучением ассортимента: Снигирев, Романов, Ф. Котлер и др.

В первой главе мы рассмотрим теоретические аспекты ассортиментной политики Аптечной сети  

      «36,6». Эта глава разделена на три параграфа:

          1.Определение, сущность и структура товарного ассортимента Аптечной сети «36,6»

          2.Методы управления ассортиментом Аптечной сети «36,6»

          3.Планирование, формирование и управление ассортиментом Аптечной сети «36,6»

Во второй главе  проведем анализ эффективности коммерческой деятельности Аптечной сети «36,6».      

Эта глава состоит из трех частей.

В первом параграфе «Анализ финансово-экономической деятельности Аптечной сети 36,6» мы рассмотрим таблицы «основные нормативные показатели аптечной сети 36,6» и «Динамика экономических показателей Аптечной сети «36.6».

 

Таблица 1.

Основные нормативные показатели Аптечной сети «36,6»

Показатели, тыс. долл.

2011 год

2012 год

2013 год

Темп роста 2013 г., в %

Основные средства

47 653

74 816

84 466

34, 3

Нематериальные активы

11 563

 24 905

29 134

11, 8

Прочее

903

36

11 734

4,8

Внеоборотные активы

60 119

99 757

125 335

50,9

Запасы

20 453

30 233

43 646

17,7

Дебиторская задолженность

19 415

23 848

40 920

16,6

Денежные средства

1 722

1 662

7 667

3,1

Запасы

11 363

16 727

23 512

9,5

Всего активы:

113 102

172 277

246 086

 

УК

176

185

178

0,07

Добавочный капитал

14 613

15 512

14 953

6,07

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

25 400

27 766

34 105

13,9

Собственный капитал

40 189

43 462

49 216

20,0

Кредиты и займы

2 917

7 208

82 911

33,7

Отлаженные налоговые обстоятельства

4 737

8 318

7 159

2,9

Финансовый лизинг

190

28

368

0,1

Долгосрочные обязательства

7 844

15 554

90 438

36,8

Кредиты и займы

40 152

73 215

27 257

11, 0

Кредиторская задолженность

 17 106

 29 551

52 735

21, 4

Прочие краткосрочные обязательства

5 047

7 926

11 531

4,6

Краткосрочные обязательства

62 446

110 760

91 522

37,2

Всего капитал и обязательства

113 102

172 277

246 036

 

Источник: рассчитано автором, на основе данных expert.ru

    Из таблице 2.1 можно сделать вывод, что Аптечная сеть «36,6» работает эффективно. Темп роста активов ежегодно увеличивается. В то же время увеличивается дебиторская задолженность, но не  значительно. Увеличение товарных запасов свидетельствует об экономическом росте предприятия.

    Рассмотрим экономическую характеристику деятельности предприятия.

 

Таблица 2.

Динамика экономических показателей Аптечной сети «36.6»

 

 

Показатели

2011

2012

2013

Темп роста 2012г,%

Темп роста 2011г,%

Выручка от продаж

4059

6897

5654

 81,8

169,7

Себестоимость проданных товаров

57171

85626

69269

80,9

149,8

Прочие доходы и расходы

305731

394754

756771

191,7

196,2

Прибыль до налогообложения

11464

35510

94089

264,9

830,7

Чистая прибыль

6283

74868

54925

73,4

874,2

 Источник: рассчитано автором, на основе данных expert.ru

 

              Из таблицы видно, что основная доля прироста приходится на 2012 год по отношению к 2011 году, значительно увеличилась выручка от продаж и чистая прибыль, но так же увеличилась и себестоимость продукции, где прирост составляет 149,8%. В 2013 году возросла прибыль до налогообложения почти в 6 раз. Значительный рост прибыли обусловлен продажей инвесторам 30% акций ОАО «Верофарм» в апреле 2013 года. Прирост прочих доходов и расходов 2012 года по сравнению с 2013 годом изменился незначительно. Следовательно, ЗАО «Аптеки 36,6» работает прибыльно.

              В 2012 году продажи Аптечной сети «36,6» выросли более чем на 73%, достигнув 528,9 млн. долларов. Значительный рост, прежде всего, обусловлен активным развитием розничного сегмента компании, где рост продаж составил более 90%. Продажи в производственном сегменте выросли на 27% благодаря запуску в производство новых рецептурных лекарственных препаратов.

              Доля продаж аптек, расположенных в Москве, уменьшилась с 71% до 53% в течение 2013 года. Региональные аптеки по итогам 2013 года обеспечивают около половины продаж розничного сегмента компании.

              За высокую скорость развития, значительно превышающую среднюю, Аптечной сети «36,6» приходится платить высокую цену. В связи с активным использованием заемных средств в сделках по поглощению конкурентов долговая нагрузка Аптечной сети «36,6» уже довольно продолжительное время находится на критическом уровне - соотношение чистый долг к EBITDA стабильно составляет около 10.

        Во втором параграфе «Анализ маркетинговой деятельности Аптечной сети 36,6» определили сильные и слабые стороны предприятия, а также возможностей и угроз проводится SWOT - анализ:

 

Таблица 3

Сильные стороны

Слабые стороны

Узнаваемый бренд                                           

Высокая стоимость аренды торговых площадей

Высокий уровень корпоративный культуры

Высокая стоимость долга

Сильный менеджмент

 

Эффект масштаба розничной сети

 

Возможности

Угрозы

Значительный потенциал роста, в том числе за счет регионов

Повышение конкуренции со стороны западных производителей лекарственных препаратов

Снижение стоимости долга

 

Источник: pharmacychain366.ru

 

Третий параграф «Анализ управления коммерческой деятельностью в Аптечной сети 36,6»

Дальше рассматриваем третью главу  «Пути совершенствования товарного ассортимента Аптечной сети «36,6». Она так же состоит из трех частей:

1. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети

2. Мероприятия по оптимизации ассортимента, представленного в Аптечной сети «36,6»         

    3. Мероприятия по введение в ассортимент аптеки нового товара и услуги

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

Сегодня у аптеки совершенно иное лицо. Она сама формирует свой ассортимент. И на сей раз, представленные на прилавках лекарства не расходятся с пожеланиями потребителей. Около 90 процентов препаратов, считаемых самыми ходовыми, можно купить в аптеке.

Аптеки вынуждены временем и новой, рыночной, ситуацией учиться ассортиментной политике.

Расширение и углубление ассортимента аптек, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей ведет к значительному увеличению товарооборота аптек и их дохода, и, соответственно к оптимизации финансовых результатов предприятия.

Кроме того, необходимо представлять себе какие потребности населения и лечебно- профилактических учреждений аптека, как фармацевтическая структура, собирается удовлетворять и в чем ее уникальность? Кто является потенциальным покупателем товаров и какую цену он готов заплатить? Чем будут отличаться данные товары (лекарственные средства, гигиенические товары и прочие) от аналогичной продукции, реализуемой конкурентами.

В данной курсовой работе были изучены теоретические основы ассортиментной политики. Рассмотрены такие вопросы как формирование, управление, планирование ассортиментной политики, методы ее анализа и повышения эффективности.

В практической части был проведен анализ ассортиментной политики Аптечной сети «36,6». После проведения данных исследований можно сказать, что ассортимент товаров реализуемых аптекой «36,6» отвечает запросам потребителей. Цены на препараты ниже, чем у конкурентов. Ассортиментная политика фирмы оптимальна.

То есть у фирмы много преимуществ перед конкурентами. Она пользуется большим уважением у потребителей.

Так же для более эффективной деятельности Аптечной сети «36,6» были даны рекомендации. Данные рекомендации могут помочь аптеке усовершенствовать ассортиментную политику, занять еще большую долю рынка, вытиснив при этом конкурентов, и полностью удовлетворять запросы потребителей.


Библиографическая ссылка

Дун И.Р., Альтемировой А.А. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ АПТЕЧНОЙ СЕТИ «36,6» // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11834 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674