Построение интеллектуальных систем обучения связано с решением задач создания алгоритмов анализа и синтеза логико-алгебраических (ЛА) моделей объектов предметной области [1]. При построении логико-алгебраических моделей находит применение импликативная алгебра выбора (ИАВ). Логико-алгебраические модели включают бинарные операции ИАВ-конъюнкции (∧) и ИАВ-дизъюнкции (∨), которые воспроизводят операции альтернативного выбора [2].
При создании комплексов обучения численным методам анализа и синтеза конструкций с использованием метода конечных элементов (МКЭ) необходимо формализовать задачу построения моделей конструкций. При решении двумерной задачи теплопроводности температурное поле описывается уравнением Лапласа:
. (1)
Решение стационарной задачи совпадает с функцией, минимизирующей функционал
. (2)
Здесь – функция, выбираемая из допустимого множества пробных функций.
Один из возможных фрагментов разбиения области решения показан на рис. 1. Индексы узлов «0 0», «+ −» соответствуют текущим значениям i,j, i+1, j – 1 целочисленных координат по направлению осей X, Y.
Рис. 1. Фрагмент области модельного построения конструкции
Используя соответствующую нумерацию, вводя переменные ИАВ распределения материала в области разбиения, выражение для объединения по узлам и соответственно для построения матрицы баланса конструкции можно представить в виде [6]:
(3)
Здесь предикатная переменная имеет смысл выбора узла сетки, которому ставится в соответствие узловое значение ; – выбор прилегающего элемента, «заполненного материалом». Пример решений краевой задачи при обучении или проектировании теплоотвода в интерактивном режиме показан на рис. 2.
Открываются направления дальнейших исследований по созданию конкурентных программных средств и изделий, решения актуальных задач теории и практики.
Библиографическая ссылка
Курносов В.Е., Андреева Т.В., Бессонова А.К., Ведюшкина А.Е. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИМПЛИКАТИВНОЙ АЛГЕБРЫ ВЫБОРА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12015 (дата обращения: 26.04.2024).