Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Надолин Ю.А. 1 Кузнецов В.И. 1
1 Филиал ДГТУ
1. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 375.
2. Лисохина Л.Н. К обществу образованных людей / Л.Н. Лисохина. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. – 266 с.
3. Багдасарьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодёжи // Социол. Исслед. 2003. № 6.
4. Грехова И.П. Мотивация учебной деятельности студентов младших курсов /И.П. Грехова // Современные проблемы психология развития и образования человека: Сборник материалов Всероссийской конференции. – СПб., 2009.

Актуальность данной темы определяется потребностью общества и государства в профессионально-мобильных специалистах, владеющих профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, которые повышают их адаптивность и конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях. Профессиональная мобильность связана с состоянием рынка труда и политики государства на нем, а также в области образования. Обучаясь на первом курсе и проводя первое исследование, нами проделан анализ осветить данную проблему в рамках учебной группы с позиции современной студенческой молодежи высшего учебного заведения, а именно выявить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессиональной и личностной мобильности студентов, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.

Проанализировав исследования специалистов данной проблематики, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер. Двойственность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, проявляться только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Проблемы, связанные с профессиональной мобильностью на российском рын-ке труда, являются относительно новыми. В условиях командно-администра- тивной экономики, смена рабочего места не поощрялась. Нормой считалась связь профессиональной карьеры с одним предприятием. Кроме того она поддерживалась системой социальных льгот, предоставляемых предприятием в зависимости от стажа. Большинство же работников практически не увольнялись. В современном же мире прогресс не стоит на месте, всё движется и развивается с колоссальной скоростью. Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, владеющих новыми знаниями и навыками. Что же такое профессиональная мобильность и какова к ней должна быть мотивация?

Профессиональная мобильность – процесс перемещения работников между про- фессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков. Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

В понятии «Профессиональная мобильность» различают объективную, субъективную и характерологическую стороны. Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии. Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии. С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональной деятельности. П.А. Сорокин определяет профессиональную мобильность как основной компонент социальной мобильности. При этом он рассматривает социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Согласно его исследованиям, профессиональная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной [1] . Другими словами, движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена же индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. (рис. 1).

mol1.tif

Рис. 1. Основные формы социальной мобильности

Вертикальная мобильность связана с повышением или понижением профессионального статуса. Переход к более высокому положению называется восходящей мобильностью и характеризует высокую конкурентоспособность и профессиональную адаптацию индивида. Нисходящая профессиональная мобильность сопровождается потерей профессионального статуса, иллюстрацией чего может служить ситуация на современном рынке труда.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и формирования профессиональной мобильности у современной молодёжи. Основной путь вертикальной мобильности, по которым они перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры, демонстрирует рис. 2

mol2.tif

Рис. 2. Социальные лифты-вертикальная мобильность

Динамика социально-профессиональной мобильности во многом определяется социальным самочувствием человека. Неудовлетворенность своим социальным статусом, местом работы, поиск своего признания приводят к желанию смены места работы, профессии, региона проживания и работы. Неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом ориентирует на горизонтальную или вертикальную мобильность, на повышение квалификации, профессиональный рост, а нередко оба эти процесса совмещаются. Таким образом, профессиональная мобильность, как специфический феномен, берет свое начало в социальной мобильности, т.е. готовности человека изменить свой общественный статус в зависимости от складывающейся социальной ситуации. В этой связи необходимо отметить, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа, который достигается в комплексной подготовке сочетающей в себе узкий профессионализм с одной стороны и универсализм с другой, в формировании компетентного специалиста.

Интерес к конкурентоспособности выпускников высшей школы ученые объясняют тем, что в настоящее время необходим рыночный подход к специалисту, так как динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой [2].

Последнее определение, на наш взгляд, в большей степени соответствует области нашего исследования, так как в этом случае в качестве результата профессиональной мобильности можно рассматривать внутреннюю свободу и раскрепощенность личности, способность быстро реагировать на происходящие изменения в социуме, умение перестроиться (при необходимости) в профессиональной деятельности. Считаем, что такое понятие как «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою про фессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а так же способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную и социальную среду.

В условиях модернизации системы высшего профессионального образования возрастает роль вуза, который предоставляет студенту возможность получить высшее профессиональной образование по выбранной квалификации, а также оценить правильность своего профессионального выбора. Период выбора профессии начинается, как правило, в школьные годы и не заканчивается после окончания вуза. В результате опроса студентов 1-го курса учебной группы Э11В, на рис. 3 можно увидеть соотношение ответов на вопрос “Хотите ли Вы работать по специальности после окончания вуза ?”, 92 % ответило – «да», 8 % ответило – «нет».

Рис. 4 представляет соотношение ответов на вопрос “Cчитаете ли Высвою будущую профессию востребованной на рынке труда?”, »да» ответило 80 %, «нет» сказало 20 %.

Ответы на вопрос – «Определите основные качества профессиональной мобильности современного молодой специалиста?», ярко демонстрируют на сводном рис. 5.

mol3.tif

Рис. 3

mol4.tif

Рис. 4

mol5.tif

Рис. 5

Исследуя особенности мобильности будущего специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следует отметить, что с одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о социально-профессиональном предвидении становления и развития специалиста, т.е. о формировании профессионально мобильного типа личности. Таким образом, формирование активного типа личности, есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность и выстраивания вектора своего карьерного роста.


Библиографическая ссылка

Надолин Ю.А., Кузнецов В.И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12864 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674