Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борисова Ю.С. 1
1 Самарский государственный университет
1. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и общесте [Текст] / Мануэль Кастельс; [Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова]. – Екатеринбург: У-Фактория: Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. – 327 с.
2. Иванченко Д.А. Интерпретация интернет-пространства в дискурсе социологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – №3 (66). – С.72-78.
3. Карагодина О.А. Интернет-благотворительность как социальный феномен современного российского общества // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». 2012. № 9. С. 26-29.
4. Карагодина О.А. Современные благотворительные практики: опыт регионального исследования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, 2013. – № 8. Ч. 2. – С. 75-78.
5. Пешкова Н. Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России // Омский научный вестник. – 2011. – № 101. – С. 43-46.
6. Белянцев А.Е., Лымар А.В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. № 6-1. – С. 284-288.
7. Кузнецова Ирина.От визитной карточки до современных технологий. Филантроп – электронный журнал о благотворительности. [Электронный ресурс] http://philanthropy.ru/analysis/2010/03/09/1380.
8. Краудфандинг. [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki.

Работающие в самых разных отраслях знаний академические исследователи, задаются вопросом – почему личности, группы и организации создают, поддерживают, прекращают или воссоздают сетевые отношения? С появлением глобальных телекоммуникационных сетей социология получила новую предметную область для изучения поведения акторов в социо-технической среде. Современные информационные технологии изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные формы осуществления социальных взаимодействий.

Изучение интернета в социологии в настоящее время акцентировано на двух основных подходах. Первый направлен на выявление социальных условий и предпосылок, в наибольшей степени влияющих на институционализацию интернет-пространства как отдельную, относительно автономную сферу общественных отношений, и прогнозирование положительных и отрицательных последствий данного процесса. Второй подход, напротив, ориентирован на выявление и оценку последствий воздействия интернета на деятельность других социальных институтов и организаций, на раскрытие влияния специфических характеристик интернет-пространства как особого вида социальной реальности на современное общество.

Интернет-пространство – это открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки. [2] Как и социальное, интернет-пространство структурировано и дифференцировано, т.е. в нем существуют различные социальные группы, являющиеся носителями доминирующих интересов, взаимодействующие на основе формальных и неформальных связей и реализующие различные виды совместной деятельности.

Масштаб охвата сети интернет достиг практически всех видов человеческой деятельности, в т.ч. и благотворительности. Интернет-пространство сегодня является важным фактором, модернизирующим такое явление современного общества как благотворительность. Тенденция возникновения новых форм благотворительности, вызвана к жизни процессами трансформации ценностно-смысловой составляющей общественного сознания населения. В работе «Традиционные и инновационные формы благотворительности в России» Н.Н. Пешкова приводит классификацию, относя к инновационным такие формы, как эндаумент, фандрайзинг, спонсоринг, венчурная благотворительность и социальное служение. [5] К этому списку инновационных форм также следует отнести краудфандинг, получивший сегодня большое распространение. Краудфандинг – это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства или иные ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. [8] Как правило, сбор средств осуществляется в сети интернет. Стоит отметить, что сетевая благотворительность на сегодняшний день выступает в качестве значимого и действенного ресурса. Это обусловлено, в первую очередь, удобством данной формы. В связи с ускоренным ритмом жизни современного человека остро проявляется дефицит свободного времени. В качестве основных инструментов сетевой благотворительности сегодня выступают сайты помощи, форумы различной тематической направленности и социальные сетевые сообщества.

Несистемная сетевая благотворительность – реальность нашего времени. Все больше людей приходит в сеть интернет в поисках помощи и поддержки. Ведь именно там можно за короткий срок собрать огромные для среднего россиянина деньги и потратить на лечение и реабилитацию нуждающегося в том ребенка или взрослого.

Становление российских благотворительных сообществ в сети интернет можно отнести к началу 1990-х годов. Это связано с периодом наиболее интенсивного его развития в реальности. Если люди просят о помощи со страниц газет, с телеэкранов, в вагонах электричек, в подземных переходах, почему бы им не просить через интернет?

Возможности интернета уже в конце 90-х годов довольно активно использовались волонтерами, и поэтому идея создать свою веб-страницу возникает совершенно естественно. Поскольку интернет становится основным средством коммуникации и организации во всех сферах деятельности, представляется вполне естественным, что общественные благотворительные проекты использовали и будут использовать сеть во все возрастающей степени с превращением интернета в главный инструмент деятельности, информирования, организации. [1] Сеть позволила существующим благотворительным проектам перенести свои площадки в условия интернет пространства. Благотворительные сайты, страницы в социальных сетях становятся естественным продолжением и поддержкой деятельности, которой занимаются волонтерские благотворительные проекты, имеющие теперь возможность привлечения новых участников и получая больше возможностей для реализации своей деятельности. Волонтеры довольно быстро поняли, что без фандрайзинга – поиска спонсорских средств для покупки лекарств и оплаты дорогостоящих операций – они не добьются необходимого результата. [7]

В это же время современный период сетевой благотворительности характеризуется всплеском деятельности новых субъектов гражданского общества – сетевых сообществ, организуемых «блоггерами», «программистами», «домохозяйками», людьми, ранее не причастными к благотворительной деятельности, но ведущими активную жизнь в сети. Они способствуют формированию «сетевого гражданского общества», цель которого – общение врежиме он-лайн для решения реально существующих социальных проблем [6].

Конечно, благотворительные фонды профессиональней и опытней (хотя и тут бывает по-разному), они проводят экспертизу и делают меньше ошибок, чем волонтеры- организаторы и участники сетевых сообществ. Но бывают случаи, за которые благотворительные фонды не возьмутся. И в таких случаях частный сбор – это действительно единственный выход.

Люди, которые жертвуют в ходе частных сборов – жертвуют из самых лучших побуждений. Волонтёры просиживают ночи за монитором, движимые подлинной, искренней заботой о тех, кому ничего не должны и с кем могут быть вовсе лично не знакомы. Наряду с низкими проявлениями человеческой натуры, в тех же самых частных группах случаются проявления самые высокие – жертвенность, искреннее служение ближнему, благородство и душевная щедрость. Именно в группах встречаются потрясающие примеры верности и готовности идти в деле помощи до конца.

Благотворительная страница в сети при умелой раскрутке и поддержке значительно выигрывает в эффективности по сравнению с призывами о помощи через прессу или телевидение. Если последние могут предоставить одноразовый выход на аудиторию, то сетевая благотворительность – это постоянное и сильное средство фандрайзинга. Кроме того, не надо забывать, что многочисленные оффлайновые благотворительные организации за довольно короткий срок умудрились дискредитировать и себя, и свою деятельность. Оказалось, что пользователи привыкли доверять Интернету больше, чем другим источникам информации. Конечно, одного доверия к Интернету тут недостаточно.

Любой человек, решивший стать посредником между благополучателем и благотворителем, берет на себя огромную ответственность. Это актуально, даже если его роль сводится всего лишь к администрированию сайта. Именно организатор выступает гарантом того, что пожертвованные деньги, время, лекарства не пропадут зря.

Особенности национальной благотворительности в том, что она вводит в существенные расходы тех, кто ее организует, а также отнимает массу времени и сил.

Для того чтобы, благотворительный сайт выглядел убедительно, организатору необходимо соблюдать основные условия оказания помощи посредством сети интернет:

– Во-первых, в социальной сети или на форуме создается тема или группа помощи, посвященная проблеме. Группа может быть создана самим благополучателем, его родственниками или волонтерами. Обязательным условием является указание контактных данных руководителя группы.

– Во-вторых, приводится полное описание проблемы и обстоятельств, вынуждающих человека обращаться за помощью. Публикуются фотографии, сканированные копии подтверждающих документов. В случае болезни приводятся документально зафиксированные диагнозы, счета на лечение из медицинских учреждений.

– В-третьих, на интернет-ресурсе указываются реквизиты оказания помощи. Как правило, для удобства благотворителей предлагается несколько вариантов перевода средств. Основные из них: перевод на расчетный счет, перечисление на пластиковую карту, перевод на номер мобильного телефона (в настоящее время сотовые операторы предоставляют услугу вывода денежных средств), перечисление средств на электронный кошелек (наиболее популярные электронные кошельки – «Яндекс.Деньги» и «WebMoney»).

– В-четвертых, для более широкого охвата аудитории волонтеры рассылают сообщения с просьбой о помощи. Помощь может быть разной: распространение информации, изготовление листовок, поиск спонсоров и фондов, денежная помощь. Очень часто участниками группы организуются благотворительные аукционы и ярмарки, которые проводятся как очно, так и дистанционно. В случае очной ярмарки добровольцы организуют в своих городах мероприятие, на котором продают различные вещи (поделки, одежду, выпечку и т.п.). Вырученные от продажи средства перечисляются благополучателю посредством одного из указанных выше вариантов оплаты. При проведении дистанционной ярмарки условия не меняются, за исключением того, что предлагаемый товар выкладывают в виде фотографии и желающие могут приобрести его по почте. Вырученные средства продавец также передает для оказания помощи благополучателю.

– В-пятых, по мере получения денежных переводов на сайте или в группе публикуются отчеты о поступлении. Как правило, такие отчеты предоставляются ежедневно. Наряду с этим, обязательно публикуются отчеты о расходовании полученных средств, к которым прикладываются сканированные копии чеков или фотографии купленных вещей, лекарственных препаратов и т.д.

В-шестых, в группе или на сайте имеется отдельная тема, где люди могут оставлять записи о переведенных ими средствах, комментарии, слова поддержки [3].

Чтобы работать с максимальной эффективностью, соблюдая ряд указанных условий, волонтеру, организатору сетевого проекта необходимо работать только в одном, максимум в двух благотворительных проектах, но знать их досконально.

Стоит отметить, что, несмотря на многочисленные достоинства, сетевая благотворительность не исключает вероятности мошенничества. Возможны случаи, когда злоумышленники копируют все данные, документальные подтверждения, фотографии, дают ложные реквизиты и получают прибыль. В последнее время среди множества положительных отзывов в сети интернет встречаются слова обвинения в мошенничестве в адрес сетевой благотворительности. [4] Благотворительность, которая из доброго дела превратилась для очень многих в один из видов заработка. Завести странички в той или иной социальной сети, открыть группу по сбору помощи сегодня может каждый, абсолютно бесконтрольно, благодаря чему случаи, когда сбором денег в интернете занимаются нечистые на руку люди, стали приобретать массовый характер. Как правило, мошенники собирают деньги на лечение маленького ребенка от смертельного заболевания, поскольку тяжелый диагноз очень выгоден для психологических манипуляций и призывов. За неделю с помощью активистов социальной сети блокируются десяток-полтора таких групп, и это только те, которые были найдены и ликвидированы с помощью техподдержки. В лексиконе современных интернет-пользователей появился и прижился термин «токсичная благотворительность», определяющий нечистоплотные сборы денежных средств на лечение тяжелобольных детей.

Если набрать в поисковике словосочетание «токсичная благотворительность», то поисковая система выдаст массу ресурсов, которые стали особенно популярны в социальных сетях силами «блоггеров», предоставляющих информацию с неоспоримыми доказательствами благодаря своим наблюдениям и анализу ситуации, и предупреждающих сердобольных людей об осторожности.

Таким образом, очевидно, что популярность и доступность интернет-технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, приводит к возникновению новых видов общественных отношений, формируя новую сферу информационного взаимодействия. Вместе с тем, сетевое взаимодействие нередко приводит к изменению ценностных ориентаций личности, меняются мироощущение, мировоззрение, способ мышления людей.

Интернет-пространство сегодня является важным фактором, модернизирующим такое явление современного общества как сетевая благотворительность. Сетевое взаимодействие как феномен нашего времени содержит в себе огромный потенциал. Как основной механизм информационного обмена, сетевое взаимодействие способствует возрастанию коллективной благотворительной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы благотворительных учреждений, оптимизации затрат. Благодаря сети интернет возможность помогать другим стала более доступной для широкого круга лиц. Можно говорить о том, что благотворительность на сегодняшний день находится в процессе активного развития.


Библиографическая ссылка

Борисова Ю.С. СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12866 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674