Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Поземина А.В. 1 Никонова Я.И. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
1. Международные переговоры в бизнесе и политике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studme.org/
2. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Мировая экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

По наблюдениям переговорщиков-практиков, ведение переговоров представителями разных народов накладывает свой отпечаток на характер переговоров. Под национальным переговорным стилем понимаются особенности национального характера и культуры, наиболее распространенные особенности мышления, восприятия и поведения, которые влияют на процесс подготовки и проведения переговоров. Как предмет научного интереса национальные переговорные стили изучаются особенно активно в последние два десятилетия (М. Берман, У. Зартман, Г. Зонненфельд, Р. Фишер, Р. Коэн, К. Йонссон, Л. Слосс, Д. Макдональд, Р. Соломон, М. Блейкер, П. Шарп, М. Лебедева, В. Сухарев, и др.). Основным методом исследования национальных переговорных стилей стал сравнительный анализ.

Национальные стили ведения переговоров можно разделить на восточные и западные. Это критерий, несомненно, производный от разделения современных цивилизаций и культур, поскольку национальный стиль является отражением национальной культуры в личностных особенностях поведения ее представителей. Сравнительный анализ западных и восточных культур по четырем основным критериям позволит более глубоко понять отличия западных и восточных стилей ведения переговоров.

1. Религиозная этика об устройстве мироздания и устройстве социума. Запад: ведущей является протестантская этика, которая утвердила особое отношение к деятельности как к святости, возведенной в систему. Пуританская этика – это мирской аскетизм, согласно которому работа есть спасение, долг, призвание. Протестантизм значительно сместил акценты в христианской традиции: он обратился непосредственно к человеку и возложил на него ответственность за формирование своей земной судьбы. Тем самым был утвержден кардинальный принцип западной политической культуры – принцип субъективизма и индивидуализма. В политике западный «прометеев человек» использует жесткие преобразовательно-модернизаторские технологии. Восток: все восточные религии освящают теоцентрический принцип строения Космоса. В основе мироздания находится некая трансцендентная воля, которой человек должен подчиниться. Приоритетное значение имеет концепция обязанностей человека перед обществом и природой. В политике преобладает стремление к использованию мягких технологий, не нарушающих гармонии с природой и нравственными законами.

2. Базовые архетипы общественного сознания. Запад: архетипический образ героя-завоевателя, «освобожденного от оков Прометея», покоряющего мир своей волей. Восток: архетипический образ героя-освободителя (змееборца), спасающего мир в борьбе со злом, восстанавливающего справедливость, мир и гармонию в обществе (православное христианство); образ «благородного мужа», призванного поддерживать порядок и гармонию в обществе (конфуцианство); образ танцующего Шивы, олицетворяющий тайну Вселенной, ее гармоническую динамику (индуизм); образ воина, призванного сражаться и умереть за веру, почву и кровь (ислам).

3. Ценностные ориентации личности и общества. Запад: приоритетными являются материальные ценности, каждый человек прежде всего отстаивает свое право на обладание материальными благами. Наиболее важные из этих ценностей: собственность, богатство, комфорт, власть, слава, мастерство, благополучие, сила, здоровье, удовольствие, предпринимательство, права. Восток: приоритетными являются духовные ценности, общество стремится развиваться в соответствии с нравственно-религиозными принципами. На первое место выходят коллективизм, клановая солидарность, общинность, нравственность, стремление к гармонии.

4. Отношение к традициям. Запад: культ инноваций, стремление к прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни. Ориентация на будущее (свое личное, своих детей, своего народа, человечества). Линейный тип политического времени, непрерывно наращивающий свой ритм. Восток: ориентация на сохранение традиций, стремление сохранить их в процессах общественной модернизации. Циклический тип времени, подразумевающий возможную вариативность каждого нового цикла, где традиции сохраняются и реинтерпретируются на каждом новом этапе общественного развития.

Таковы национальные стили, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении переговоров с зарубежными партнерами.


Библиографическая ссылка

Поземина А.В., Никонова Я.И. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13219 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674