Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Овсепян М.Э. 1
1 Армавирская государственная педагогическая академия
1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973. – 272 с.
2. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: Теория. Практика / Под. ред. В.Г. Воронцовой. – СПб.: АППО, 1994. С. 5-14.
3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. – М., 2010. - 112 с.
4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие/ В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004. – 240 с.

В эпицентре актуальных проблем государственной образовательной политики оказалась проблема оптимизации отношений между представителями разных этносов и культур. Сложность и напряженность сопутствуют сегодня межэтническим и межкультурным контактам и требуют решения проблем их адаптации. Нужно отметить, что в зарубежной науке исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях проводятся уже давно. В России вплоть до 30-х годов XX столетия она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. После длительного перерыва, как уже было сказано выше, сегодня данная проблема становится одной из самых актуальных.

Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы – нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.

Северокавказский регион представлен разнообразным составом народонаселения. Среди жителей Краснодарского края особое место занимает армянский народ вторая по численности, после русских, этническая общность. Региональная группа кубанских армян формировалась в течение длительного времени, на протяжении нескольких веков. Ее составляют армяне, прибывшие не только из самой Армении, но и из самых разных регионов мира. Это естественно для народа диаспоры: лишь примерно каждый третий армянин живет на территории Республики Армения, остальные уже давно рассеяны по всей планете. В связи с этим армянская диаспора Краснодарского края очень разнородна. Стереотипный образ армянина неизбежно рассеивается в ходе общения с армянами Кубани, очень разными и непохожими друг на друга. Армян Краснодарского края нельзя отнести к так называемым мигрантским меньшинствам, то есть сформировавшимся за период жизни нынешнего поколения. Большинство из них мигрантами не являются – эти люди родились на Кубани. Они, как и русские, украинцы, немцы, ассирийцы и многие другие, – типичные «лица кубанской национальности».

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Это обусловливает ведущие функции педагогически направленного процесса социализации детей дошкольного возраста: поддержка личности в оптимальной адаптации к сложившимся социальным условиям как его результату и тем самым её подготовка к активному участию в общественной жизни. Приобщение к народным традициям позволяют познакомиться с образом жизни представителей разных народов, раскрыть их яркую этническую самобытность.

Народные традиции являются элементами социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.).

Мы разделяем позицию Ю.В. Бромлея, о том, что традиция как явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передается от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. В народных традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроении, привычек родового потенциала культуры[1].

Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Необходимо сформировать у детей представления об истории, культуре, обычаях и традициях различных этносов. Это разрушает консервативные отрицательные этнические стереотипы, поскольку освещает морально-эстетичные черты представителей разных этносов. Особенно подчеркнем необходимость знаний о моральных нормах и качествах, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, согласование действий и поступков людей.

В процессе воспитания культуры межэтнических отношений необходимо вооружить детей сведениями о социальных и политических условиях сосуществования представителей разных этносов в полиэтническом государстве, знаниями основных положений и категорий межэтнических отношений, информацией об одобряемых видах и способах социальной деятельности в полиэтническом социуме, о приемлемых формах поведения в полиэтническом коллективе.

На наш взгляд, механизмом эффективной реализации процесса приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре армянского народа становится:

– взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (разработка и включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

– совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

– использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка и др.).

Мы предлагаем внести в процесс воспитания и обучения в детском саду различные формы мероприятий для ознакомления детей с особенностями армянской культуры: занятия по ознакомлению с географическим положением, климатом, ландшафтом, кухней, бытом, архитектурой, письменностью; подвижные игры; праздники национальной культуры; презентации музыки, музыкальных инструментов, танца, костюма, приготовления национальных блюд и др.

Внедряя тот или иной вид мероприятий, следует обсудить все аспекты с родителями. Дают ли они свое согласие на их проведение. Ведь именно семья является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка (этническая и межэтническая в том числе), формируется и воспитывается будущий член общества, в частности такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, который предусматривает понимание и принятие окружающих, учет их интересов и особенностей, отклик и эмоциональное сочувствие. В семье происходит усвоение и развитие способов отношений личности к себе, другим, работе, природе, всего мира людей и вещей. Родственные взаимоотношения определяют, что и как ребенок овладеет в качестве своего первого социального опыта.

Ведущими в работе по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре армянского народа являются направления, раскрывающие сущность материальной (основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда; труд с учетом его специфики), духовной (народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература) и нормативной культуры армянского народа (общечеловеческие нравственные качества: правила общения между людьми внутри этноса и вне его).


Библиографическая ссылка

Овсепян М.Э. ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13259 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674