Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Федяинова А.О. 1 Степанова Н.А. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005, – 289 с.
2. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большей памяти / А.Р. Лурия. – М.: 2005.
3. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: Дельта, 2006.

Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» – память) [2]. На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.

С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, А.А. Люблинская, О.А. Шаграева, А.Р. Лурия, Т.Д. Марцинковская и многие другие.

С психолого-педагогической точки зрения дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета старшего дошкольника: выявление особенностей развития личности дошкольника, выявление особенностей познавательной сферы, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, т.е. ведущее для всего процесса развития.

Раскроем кратко основные новообразования психического развития ребенка старшего дошкольного возраста по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.

Основные новообразования личностного развития дошкольника:

1. Важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу старшего дошкольного возраста, является соподчинение мотивов.

2. Возникновение первичных этических инстанций.

3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.

4. Произвольность повеления и возникновение воли как способности к управлению повелением.

Основные новообразования познавательного развития старшего дошкольника:

1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника – развитие воображения.

2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности.

3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания.

4. Возрастной кризис [1].

По мнению Л. И. Божович, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. Он указывал, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Л.И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей [2].

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения со взрослыми и сверстниками. Это небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти в дошкольном возрасте. Замещение наглядно-образных связей, имеющих место на первых этапах дошкольного детства, связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным развитие у детей словесно-логической памяти.

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.

В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи”. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 – 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания [1].

С учетом вышеизложенного можно определить руководство развитием памяти старшего дошкольника.

Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Важный момент в развитии произвольной памяти – обучение приемам запоминания. Именно шестилетние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений наблюдения расширяют опыт ребенка [3].

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.


Библиографическая ссылка

Федяинова А.О., Степанова Н.А. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13309 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674