Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Хисамов Т.Т. 1
1 Башкирский государственный аграрный университет

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 318 ТК России) применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию России, осуществляется, в том числе в соответствии с положениями гл. 22 «Акцизы» НК России. Взимание акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, производится таможенными органами.

Акцизы – косвенный налог, включаемый в цену товара и уплачиваемый при ввозе, производстве или реализации товара.

Акцизы – один из самых древних налогов в истории человечества. Традиционно в мировой практике налогообложения акцизы рассматривают как своеобразные «налоги на недостатки», так как перечень подакцизных товаров невелик и обычно включает товары, не относящиеся к предметам первой необходимости (алкогольная продукция, табачные изделия, автомобили, моторное топливо). Потребление этих товаров приносит вред здоровью и(или) отрицательно воздействует на экологию. При этом от общества требуются дополнительные затраты на медицину или природоохранные мероприятия, именно это является основанием включения в цену товара и последующей оплаты потребителями особого налога-акциза, который хотя бы частично мог компенсировать дополнительные расходы государства, создаваемые потреблением таких товаров.

Другим основанием для существования акцизов являются чисто фискальные цели государства, поскольку с помощью акцизов государство изымает у производителя или импортера значительную долю доходов, а значит и ту долю прибыли в отношении высокорентабельных товаров, прибыль от производства и оборота которых обусловлена не столько усилиями участников, сколько рыночной конъюнктурой. При отсутствии акцизов участники рынка подакцизных товаров получали бы необоснованные сверхприбыли. Поэтому любое государство «снимает сливки», устанавливая налоги, доля которых в конечной цене продукции составляет до 80-90 %, тем самым выводя рентабельность этого сектора бизнеса на средние показатели для национальной экономики.

В современных развитых странах акцизы вместе с НДС являются важным государственным доходом. Во Франции и Германии он обеспечивает около половины поступлений центральному бюджету, в Великобритании – более одной трети, в Японии – одну пятую. Акцизы взимаются на уровне, как центральных органов власти, так и органов местного управления.

В США акцизы взимаются как федеральные и местные налоги. Доля акцизов в федеральном бюджете в последнее время падает. Это объясняется отменой ряда акцизов и уменьшением ставок. Почти 90 % всех ныне действующих акцизов приходится на винно-водочные и табачные изделия.

Но подавляющую часть акцизов в США взимают штаты и местные органы. Этими акцизами облагаются табачные изделия, спиртные напитки, бензин, в некоторых штатах автомобили и другие товары. Акцизы на алкоголь в ряде штатов взимаются от суммы оптовой продажи (например, 20 %) или розничной продажи (например, 9,85 %, 15 %, 48 % – в разных штатах. Ставки дифференцированы в зависимости от крепости напитка.

Наиболее распространенными объектами обложения в других странах являются: нефтепродукты, табачные изделия, алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво, драгоценные камни, автотранспортные средства грузоподъемностью до 2,5 тонн, парфюмерия, кофе.

Государство использует акцизы не только для получения доходов бюджета, но и для регулирования спроса и предложения на отдельные товары и услуги.

Акцизами облагаются как товары, производимые в зоне налогообложения, так и товары, перемещаемые или ввозимые в зону налогообложения из других государств.

Для увеличения доходов федерального бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счет включения новых товаров и услуг и повышаются ставки акцизов.

В проекте Налогового кодекса заложена норма, согласно которой ставки акцизного сбора на алкогольную и табачную продукцию существенно возрастают.

В этих условиях повышение ставок акцизного сбора приведет к расширению теневого сектора экономики, росту контрабанды и неминуемым финансовым потерям государства.

Стоит учесть и тот факт, что на основе нового Налогового кодекса будет формироваться бюджет, в который закладываются поступления от акцизов и прочих налогов. О каком наполнении бюджета, а значит, и своевременных выплатах денег бюджетникам и пенсионерам, может идти речь, если уже сейчас многие предприятия алкогольной отрасли сокращают объемы производства. А если акцизы будут повышены, то под давлением дешевой контрабандной продукции из России, иностранные инвесторы, владеющие ведущими отечественными предприятиями, просто уйдут с нашего рынка.

Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы люди могли покупать недорогую, но качественную продукцию и при этом государство получало все необходимые налоги?

Дело в том, что ныне действующая и предлагаемая в Налоговом кодексе система акцизных сборов не учитывает такое понятие, как социальная справедливость. В частности, мы предлагаем ввести жесткие ставки акциза.

Как ни странно, но, по статистике, в последнее время наши соотечественники все больше переходят на дешевую алкогольную продукцию. В первую очередь, это связано с очень низкими доходами населения, особенно в сельской местности.

Я считаю, что повышение ставок акцизного сбора на алкогольную и табачную продукцию может привести только к негативным последствиям. Хочу отметить, что подобной точки зрения придерживаются представители многих министерств и ведомств.

Около 70% продаваемой в России алкогольной продукции является фальсификатом. Это не значит, что вся она разливается в подпольных цехах (хотя и таких фактов немало). Зачастую водку и вина выпускают на легальных заводах, но используют всевозможные схемы ухода от налогообложения и «левое» сырье. Поэтому такие предприятия имеют возможность продавать свою продукцию очень дешево.

Получается, что цены на алкогольную продукцию диктует не легальный производитель, который платит все налоги, а «черный» рынок. Естественно, в таких условиях качественный, сертифицированный товар не может конкурировать с дешевой водкой сомнительного производства.

Поэтому, если акцизный сбор вновь повысят, разница в цене между легальной и нелегальной продукцией еще больше увеличится. А значит, еще больше людей будут покупать дешевую «левую» водку.

Мировая практика показывает, что повышать налоги до бесконечности невозможно. В какой-то момент их сумма достигает того предела, за которым выгоднее свернуть производство или же уйти в тень. С другой стороны, при снижении налогового давления увеличивается количество предприятий, работающих честно. Растет товарооборот и, соответственно, поступления в госбюджет. А значит, создается больше рабочих мест, государство своевременно платит зарплаты и пенсии, а у людей появляется возможность недорого купить качественный товар.


Библиографическая ссылка

Хисамов Т.Т. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13542 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674