Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЦЕНТРЫ РУССКОЙ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Головкина Е.С. 1 Ершова Л.В. 1
1 Ивановский государственный университет Шуйский филиал

Русская лаковая живопись – уникальное явление мировой художественной культуры. При всей специфике разных видов лаковой миниатюры, существует проблема – это тенденция перетекания одного художественного промысла лаковой миниатюрной живописи в другой. Отличительные особенности и черты стираются, и становится сложно определить, к какому из направлений принадлежит произведение: к палехскому, мстѐрскому или холуйскому искусству. В свою очередь, такое перетекание не всегда полезно для каждого из центров, поскольку стирается своеобразие, что грозит утратой уникальности. Целью данной статьи является краткая сравнительная характеристика средств художественной выразительности, искусства лаковой миниатюры разных центров лакового промысла. Объединяет известные лаковые центры сходство их исторического пути. Все они ощутили на себе влияние достижений лакового искусства Запада и Востока, впитав в себя этот наработанный веками опыт. Во- вторых, русская лаковая миниатюра возникла на основе древних отечественных традиций иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века, что также можно назвать сходным в развитии разных центров лаковой миниатюры. В-третьих, такие центры, как Палех, Холуй, Мстера формировались как новый вид декоративно-прикладного искусства примерно в одно и то же время – 20-е годы прошлого века под влиянием сходных обстоятельств. Известно, что народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и культуры. Отсюда – наличие своеобразия в родственных видах народного творчества, обогащенное неповторимым национальным опытом и самобытностью. Так, Холуйская лаковая миниатюра, впитав в себя многовековые иконописные традиции, трактовала их по-своему. При сохранении иконописных канонов произведениям лаковой миниатюры Холуя свойственна живописная декоративность, пропорции фигур персонажей росписи близки к реальным, выражено стремление к реалистическому изображению природных мотивов. Иконография элементов росписи – достаточно легко узнается по мягким, округлым очертаниям контуров. Цветовая гамма холуйской миниатюры построена либо в теплом колорите, где доминируют охристо-оранжевые оттенки, либо в холодном, когда преобладает сине-зеленая гамма цветов, которые оживляют контрастные дополнительные тона. При этом живописно-декоративная трактовка природных элементов (в особенности, деревьев, цветов, облаков) выполняется с плавным растяжением цвета от темных тонов по краям к светлым – к центру или наоборот. Миниатюрная роспись мягко вписывается в фон предмета и обрамляется орнаментом. Орнамент в миниатюре Холуя выполняется металлом, а именно, твореным сусальным золотом и серебром. В орнамент часто вводится цвет. В живописи золото применяют только при изображении металлических элементов, таких как военные доспехи, купола церквей, парчовые, дорогие ткани и др. В отличие от Холуя Палехской школе присуще ярко выраженное следование иконописным канонам в изображении людей (пропорции фигур сильно вытянуты); миниатюрное (мелочное) письмо также перешло в миниатюру из иконописи. Колорит зачастую создается на основе контрастности цветового решения, но в целом большинство палехских произведений имеет общий мягкий тон письма за счет безупречно сгармонированного цвета, фона разных тонов (вплоть до золотых). Своеобразие палехской композиции – в ее многоклеймовости, многосюжетности во времени и пространстве, в богатстве изобразительных элементов. Другая особенность – тонкость, декоративность и узорчатость письма, богатство и орнаментальность в декоре палат, одежд, динамичность в их трактовке; разнообразие в изображении деревьев, кустов и трав (сказочные, фантастические, реалистические). Зрителя поражает оживка, виртуозно выполняемая разными приемами – пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, иногда золотом «в полуперо». Для Федоскинской живописи характерно письмо масляными красками, что отличает ее от Палехской, Холуйской и Мстёрской, где мастера пишут яичной темперой. Миниатюра Федоскина в большей степени реалистична, чем все другие виды лаков, часто и сюжеты композиций переводятся с известных произведений реалистической живописи.

Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят более реалистично, в пейзаже и сюжетных сценах передается воздух, пространство. К числу самобытных центров лаковой миниатюры принадлежит и Мстера – большое село Владимирской области. Иконописный стиль остался здесь, но по сравнению, например, с Палехом, он сильно переработан, стал более реалистичным, при этом фигуры людей, животных, элементы пейзажа – приобрели декоративность, условную объемность форм.

Лаковая миниатюра – часть сокровищницы мировой культуры, дыхание старинных сказов и преданий. Каждое изделие – результат упорного труда искусного мастера, неповторимая техника миниатюрного письма. Великая мудрость и красота Руси – изначальной, нашей исконной культуры. Наряду с развитием древних традиций она несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.


Библиографическая ссылка

Головкина Е.С., Ершова Л.В. ЦЕНТРЫ РУССКОЙ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13596 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674