Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Размахнина Н.С. 1 Колпакова Т.В. 1
1 Забайкальский государственный университет
1. Доклад о мировых инвестициях 2013. Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития. ООН. Нью-Йорк и Женева. 2013 г. Обзор. Диаграмма 2. С. 4 // unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview.ru.pdf
2. Терентьева Т. Г. 3-й пленум ЦК КПК 18 – го созыва (ноябрь 2013г.) об основных направлениях дальнейшего развития стратегии «выхода за рубеж» // ИДВ РАН, 2014. С. 149.
3. Кашина Н. Инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока РФ и Северо – Восточного Китая в добывающем секторе экономики // ПДВ, 2014. № 2. С. 100.
4. Кашина Н. Инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока РФ и Северо – Восточного Китая в добывающем секторе экономики // ПДВ, 2014. № 2. С. 101.
5. Бергер Я. М. Внешнеэкономическая экспансия КНР и эволюция военной доктрины // ИДВ РАН, 2014. С. 142.
6. Бергер Я. М. Внешнеэкономическая экспансия КНР и эволюция военной доктрины // ИДВ РАН, 2014. С. 143.
7. Терентьева Т. Г. 3-й пленум ЦК КПК 18 – го созыва (ноябрь 2013г.) об основных направлениях дальнейшего развития стратегии «выхода за рубеж» // ИДВ РАН, 2014. С. 155.
8. Терентьева Т. Г. 3-й пленум ЦК КПК 18 – го созыва (ноябрь 2013г.) об основных направлениях дальнейшего развития стратегии «выхода за рубеж» // ИДВ РАН, 2014. С. 157.
9. Таций В.В. Внешнеэкономическая экспансия КНР: географическое и отраслевое распределение прямых инвестиций из Китая// Вестник федерального государственного учреждения Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2009. № 6. С. 69.

Во втором десятилетии XXI в., в условиях жесткoй междунарoдной кoнкуренции, и дефицита сoбственных финансовых ресурсов, для подавляющего большинства стран мира актуальной задачей является привлечение и эффективное использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Не вызывает сомнений, что правильное распределение и рациональное использование ПИИ выступает одним из важнейших факторов развития. В связи с этим, проблема формирования благоприятного инвестиционного климата становится особенно актуальной.

В многочисленных научных публикациях и официальных документах, посвященных анализу и оценке современного состояния экономики России, подчеркивается необходимость привлечения больших объемов как отечественных, так и зарубежных инвестиционных ресурсов для решения текущих и долгосрочных задач развития. Однако инвестиционный климат Российской Федерации в настоящее время оценивается как неблагоприятный, что обусловлено высокими налоговыми ставками, уровнем риска, бюрократическими сложностями и т.д. При этом следует отметить, что сложившийся сегодня в России экономический кризис, вызванный санкциями со стороны западных партнеров в связи с ситуацией на востоке Украины, делает наше государство еще менее привлекательным для иностранных инвестиций.

Китай же, напротив, добился очень значительных результатов в деле привлечения и освоения ПИИ, более того, по мнению ряда исследователей, именно эффективная инвестиционная политика стала одним из ключевых факторов китайского «экономического чуда». По притоку ПИИ в 2011–2012 гг. Китай занял 2-е место в мире, при этом речь идет только о континентальном Китае, без учета Гонконга и Макао [1]. Ознакомление с инвестиционным законодательством Китая позволяет сформулировать главную его особенность: предоставление инвесторам льготного режима налогообложения. Применяя меры государственного регулирования, Китаю удается обеспечить направление инвестиций в приоритетные сектора экономики для развития собственных регионов.

Не менее важной составляющей внешнеэкономической деятельности современного Китая, без чего уже невозможно представить дальнейшее успешное развитие экономики страны, является колоссальный объем инвестиций за рубеж. Прежде всего, китайские инвестиции за рубежом решают три важнейшие задачи: 1) приобретение современных технологий; 2) поиск новых рынков сбыта; 3) доступ к полезным ископаемым, при котором инвестиционная составляющая позволяет Китаю быть менее зависимым от мировых рынков сырья [2].

В данной связи, следует отметить заинтересованность России в привлечении китайских инвестиций, поскольку сегодня в ее экономике доминируют добыча и экспорт полезных ископаемых. Инвестиции, вносимые китайской стороной в добывающий сектор, призваны способствовать обновлению основных фондов и привлечению новых технологий. При этом особую роль играют приграничные территории, которые будучи удалены от центральных регионов России, оказываются ближе к ресурсам и капиталам ряда восточноазиатских стран, прежде всего Китая [3].

В начале 2014 г. в Пекине состоялся форум по зарубежным инвестициям Китая. Выступая на этом форуме, заместитель председателя финансово-экономического комитета ВСНП Гу Шэнцзу сообщил, что за период с 2003 по 2012 гг. зарубежные капиталовложения Китая росли в среднем на 41,6 % в год По предположению Гу Шэнцзу, к 2020 г. объем ПИИ может превысить 1 трлн долларов США [5].

Директор Института новой экономики и главный советник Китайского института зарубежных инвестиций Го Ся, выступая на форуме, заявил, что зарубежные инвестиции – главная сила в реализации идеи «китайской мечты», выдвинутой Си Цзиньпином [6].

Очень важным преимуществом развития инвестиционного сотрудничества КНР с зарубежными странами являются зоны свободной торговли. Наиболее успешной является деятельность зоны свободной торговли Китай – АСЕАН, функционирующей с 1 января 2010 г. На конец июня 2013 г. объем накопленных прямых инвестиций из Китая составил 30 млрд долларов США, что соответствует 5,1 % от общего объема ПИИ в регионе [8].

Безусловно, вкладывая миллиарды долларов США в экономики зарубежных стран, Китай неизбежно сталкивается с целым рядом проблем. Так, например, очень высок риск потери капитала в результате различного рода несанкционированных действий. С учетом дестабилизации ситуации во многих регионах мира для Китая проблема угрозы его внешним инвестициям становится чрезвычайно актуальной. Прежде всего, это относится к странам Африки, где особенно часто проявляется политическая нестабильность. Так, по заявлению представителя Министерства коммерции КНР Яо Цзяня, китайские компании, работавшие в Ливии, из-за беспорядков в стране, понесли ущерб, оцениваемый в 18,8 млрд долларов США [7]; в результате военных действий в Судане также не ясна дальнейшая судьба 15 млрд долларов США; под вопросом и 3 млрд долларов США, перечисленных Украине.

В заключение следует отметить, что тенденция к усилению экономического влияния КНР за рубежом, в том числе и посредством наращивания объемов китайского финансирования в отдельных странах, обусловлена не только и не столько избытком капитала, сколько стратегическими задачами дополнения народнохозяйственного комплекса недостающими элементами за счет территорий и ресурсов других государств [9].


Библиографическая ссылка

Размахнина Н.С., Колпакова Т.В. СОВРЕМЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13651 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674