Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Богатырева С.Ю. 1
1 Волгоградский государственный университет
1. Мерзлякова С. В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография /С.В.Мерзлякова. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. 116 с.

Молодежь для современного общества играет важную роль. Именно ценностные ориентации молодежи к семье и браку определяют дальнейшее развитие общества и государства. В современном обществе происходит процесс трансформации института семьи. Функции семьи трансформируются, что приводит к изменению семейных ценностей общества, а следствие этого – изменение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому изучение особенностей ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и ее функций обладает особым значением, так как от духовного потенциала молодежи зависит динамика изменения общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений.

В январе 2015 года было проведено качественное исследование – глубинное интервью среди молодежи г. Волгограда в возрасте от 18 до 25 лет. Цель исследования – выявить ценностные ориентации молодежи г. Волгограда в отношении института семьи и его функционирования в современном обществе.

В результате исследования было выявлено, что систему ценностей современной молодежи составляют следующие ценности: семья, работа, учеба, дружба, моральные ценности, деньги. Данную систему ценностей составляют общепринятые ценности. Данные ценности разделяются на два класса: терминальные и инструментальные ценности. К терминальным ценностям относятся семья, дружба, моральные ценности. К инструментальным ценностям относятся деньги, работа, учеба.

«Для меня важна семья. <…> На втором месте на данный момент работа, карьера. <…>Деньги для меня являются не главной ценностью, они являются второстепенной ценностью…»(Ж, 20).

Если данную систему ценностей современной молодежи представить как иерархию, то она имеет следующий вид. Самой главной ценностью, находящейся в вершине иерархии, является семья. На второй ступени иерархии находятся моральные ценности, дружба, работа. И на последней ступени этой иерархии находятся деньги. Из этой иерархии следует, что главной ценностью в жизни молодежи является семья. То есть молодежь отдает важное значение семье в своей жизни. Семья для молодежи представляет собой «микромир», где поддержка, понимание, забота и помощь.

«Я считаю, что семья должна быть на первом месте. Так как семья это самые близкие и родные люди» (Ж, 20)

В системе ценностей молодежь выделяют моральные ценности, которые были заложены родителями в процессе воспитания. Семья закладывает особый нравственный и духовный фундамент в личность каждого человека. Из этого можно сказать, что семья является особым инструментом в нравственном воспитании молодежи, то есть в социализации.

«Умение сохранять, что у тебя есть, уважительное отношение к людям, вне зависимости от того, что они мне сделали, бережное отношение к чужому труду» (Ж, 19)

Представление о семье среди молодежи разнообразные, но все они несут важную ценность для определения общего представления о семье. А именно можно выделить 3 группы представлений о семье:

1. Семья = взаимопомощь, взаимопонимание, забота. Данная группа представляет семью как абсолютным источником взаимопонимания, взаимопомощи. Данное представление показывает функцию семьи как рекреативная функция, которая заключается именно в оказание различных видов взаимопомощи и взаимопонимании. «Мама, папа и дети. Их объединяет общий быть они всегда помогают друг другу. <…> Главное в семье это взаимопонимание и умение находить компромиссы в спорных ситуациях» (Ж, 19)

2. Семья = дети. Данное представление о семье показывает важную функцию семьи как репродуктивную функцию, которая заключается в продолжение рода. «Я считаю, что все таки семья означает дети» (Ж, 20)

3. Семья = любовь. Данное представление о семье показывает эмоциональную составляющую семьи, то есть любовь – необходимое условие создание семьи. «Семья для меня это любящие друг друга люди, обладающие терпимостью в отношениях» (М, 23)

Исходя их трех групп представлений, можно составить общее представление о семье. Семья – союз любящих людей, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, а так же на продолжении рода.

Представление о будущей семье современной молодежи схоже с общим определением. Но в представление о будущей семье включаются еще следующие моменты: дом, дети, дружба между членами семьи, взаимоотношения. Можно сказать, что общее представление о семье переноситься на представление о будущей семье с некоторыми уточнениями. Так же молодежь в представлении о будущей семье стремиться перенести некоторые особенности родительской семьи в свою будущую семью. А именно такие как уважение, взаимоотношения родителей, забота, любовь к детям. То есть можно сказать, что семья дает некие основания для молодежи в организации взаимоотношений в семейной жизни. «Из родительской семьи, я в свою же семью взяла именно их взаимоотношения, понимание друг другу» (Ж, 23).

Однако семейная жизнь родителей для некоторых является образцом семейной жизни, а для некоторых – нет. Данный момент связан с тем, в какой семье рост индивид. Это означает, что если человек вырос в полной семье, то семья является образцом семейной жизни. А если вырос в неполной семье или где родители развелись, ругались, то семейная жизнь не является образцом для него. Но, однако, можно сказать, что семейная жизнь родителей представляет собой фундамент для организации своей семейной жизни. Даже, если семейная жизнь индивида является не образцом для него, в дальнейшем он будет стремиться не допустить ошибок и проблем в своей семье, которые были в родительской семье. «Но в целом из семейная жизнь примером не является. Потому что как это семейная жизнь закончилась, и что было, я думаю, что это не лучший из примеров семейной жизни»(Ж, 20)

Для современной молодежи родительская и своя будущая семья имеют одинаковую ценностную оценку, т.е. семьи самоценны для молодежи. Исходя из этого, можно в системе ценностей семью разделить на две подценности: родительская семья как ценность и собственная будущая семья тоже как ценность. « Выбор нельзя ставить между своей и родительской семьей, так как это неприемлемо. Для меня они одинаково ценны» (М, 18)

В представлении молодежи в распределении обязанностей супругов наблюдается следующая тенденция: традиционное распределение с современными элементами. Так в распределении обязанностей в родительских семьях, где прослеживается четкое распределение обязанностей в семье: мужчина – добытчик, а женщина – хранительница очага, наблюдается традиционное распределение обязанностей в семье. «Воспитывала детей. И делала все по дому. <…> И он вел все хозяйство, делал всю сильную работу по дому» (Ж, 23).

Но в современном представлении о распределении обязанностей супругов, то в современной семье оба супруга помогают друг другу в домашних делах, то есть совместно выполнять обязанности по дому. При этом мужчина остается добытчиком, зарабатывает деньги. И так женщина выполняет традиционные обязанности в семье: воспитание детей, поддержание уюта. Но современная женщина наравне с мужчиной может осуществлять карьеру. Все это означает, что происходит слияние обязанностей, но при этом еще прослеживает некоторое распределение в обязанностях супругов. «…Не должно быть никаких разграничений в ролях и обязанностях. Должны оба помогать друг другу во всем» (Ж, 20).

В отношении ситуации женщина работает, а мужчина находится дома и делает домашние дела, молодежь относиться резко негативно. А именно данная ситуация негативно влияет на семейную жизнь супругов, а именно на психологическое состояние мужчины. «У нас вот образ мужчины – добытчика, а женщина – хранительца домашнего очага. Вот и когда это все перемешалось это плохо» (Ж, 23).

Среди проблем современной семьи выделяют следующие: отсутствие уважения, недоверие, материальные проблемы, не осознанное решение о создании семьи. Главная причина этого всего недопонимание друг друга супругами. «Материальные проблемы, жилье, в связи с ранним вступлением в брак сталкиваются с непониманием в быту» (М, 23)


Библиографическая ссылка

Богатырева С.Ю. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13663 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674