Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАССКАЗЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гиззатуллина Р.И. 1 Левшина Н.И., 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства// Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 10.
2. Максимова, С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста / С.И. Максимова // Детский сад: теория и практика. №3. 2012. С. 26-35.
3. Турченко, В.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…» / В.И. Турченко, Л.В. Градусова, Н.И. Левшина // Детский сад: теория и практика. 2011. №1. С. 50-57.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Проблема восприятия художественного произведения раскрыта в работах: О.И. Никифоровой, И.Л. Зимней, Н.Н. Светловской, М.И. Окороковой, Н.Г. Морозовой. По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Литературное чтение – это уникальный инструмент приобщения дошкольников к художественной и научно-популярной литературе.

Опасения о «не чтении детей», мнения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети, действительно, читают не то и не так, как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Неоднократно проводились опросы детей, о том кто их любимые герои. Для девочек это феи, волшебницы, принцессы, для мальчиков – супер - герои. Доля живого языкового общения в жизни человека информационного общества значительно сокращается. Доказательным является пример В.И. Турченко, Л.В. Градусовой, Н.И. Левшиной по материалам исследований «больше половины магнитогорцев-дошкольников в качестве идеала называют близких людей (родителей, родственников). 76% детей называют героев детской мультипликации в качестве того, на кого хотели бы быть похожими. При этом оценивают в большей степени положительные качества героев (преимущественно мальчики). Среди героев лидирует Человек-паук, Бэтман. Девочки отдают предпочтение прин-цессам, Золушке за красоту» [3, С. 52].

Многие задаются вопросом: «Для чего нужно читать детям?». Как минимум это необходимо для того, чтобы развивать речь; психологические процессы (мышление, воображение); тренировать способность воспринимать информацию на слух; формировать эстетический вкус ребенка; прививать любовь к чтению.

Речь ребенка развивается только в живом, непосредственном общении со взрослым, когда он включен в диалог. Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Недаром, выдающийся педагог, Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих требований. Взрослые должны руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованиям меняющихся условий жизни. Обстановка при рассказывании должна быть непринужденной.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются различные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

– выразительное рассказывание взрослых;

– беседа о прочитанном;

– повторное рассказывание;

– рассматривание иллюстраций;

– объяснение незнакомых слов.

С детьми шестого года жизни углубляется работа по развитию способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. В процессе непосредственной образовательной деятельности внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).

Рассказывание какого-либо произведения отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, то есть не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев. В форме свободного изложения он последовательно передает главное. Рассказ взрослого, отвечающий возможностям и интересам маленьких слушателей, учитывающий их индивидуальные реакции в процессе восприятия звучащего текста, вызывает живой эмоциональный отклик, будит воображение и мысль ребенка, при этом доставляет радость и эстетическое удовольствие, активно стимулирует его речевую деятельность и словесное творчество. Самому же взрослому в свою очередь, он помогает установить теплый, доверительный контакт с ребенком на эмоциональном уровне, помогает расположить его к себе.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Для детей старшего дошкольного возраста необходимы объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Важно правильно выбрать литературу для детского чтения. В первую очередь, это учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

Таким образом, всё вышесказанное, еще раз подчеркивает важность и необходимость рассказывания и чтения в жизни дошкольников, и от того насколько мы, взрослые, будем оценивать данную проблему, зависит уровень литературного развития будущего поколения.


Библиографическая ссылка

Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И., РАССКАЗЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13780 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674