Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТЬ СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова А.Н. 1 Иванова М.К. 1
1 Педагогический институт
1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1993. С. 89.
2. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. СПб: Издательство союз, 2000. С. 448.
3. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука. 1989. 196 с.
4. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия. 2000. 176 с.
5. Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно: Как помочь ребенку избавиться от страхов. М.: Издательский дом Искатель, 1997. 93 с.
6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда, 2000. С. 342. 704 с.

Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами и повышенной возбудимостью.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, воспитателю и принять меры по преодолению страхов у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук страх определяется как – «аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [6].

Проблематика детского страха имеет давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах антропогенеза [4].

Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа. Как было отмечено, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть, как ее прямым следствием, так и предвосхищением возможного ее повторения [3].

Одна из основных концепций детского страха в этом направлении связана с работами Г. С. Салливена. Основной особенностью его теории является представление о том, что переживания страха и тревоги различны по своей природе. Страх рождается из ощущения угрозы физико-химическим потребностям, необходимым для поддержания жизни. Тревога не имеет отношения к физико–химическим потребностям, а рождается из интерперсональных отношений [5].

В.И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти.

А.И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи, выступающие главным образом в виде триады «темнота – одиночество – замкнутое пространство» [1].

Так как в дошкольном возрасте бурно развивается эмоциональная сфера ребенка, то возникновение различных переживаний естественно для детей. Данный возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает включаться в общественную жизнь и сталкивается с большим количеством неизвестного. Все это порождает возникновение и развитие страхов.

По мнению А.И. Захарова иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении [2].

Для того чтобы выявить уровень страха у ребенка разработаны различные методики как в отечественной так и в зарубежной психологий. Наиболее достоверной и информативной мы считаем методику «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Данная методика направлена на выявление видов и уровней страха.

Ребенку предлагается нарисовать два дома - красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). С помощью экспериментатора дошкольникам предлагается расселить страхи: в красный дом - «нестрашные», в черный – «страшные страхи».

Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Вопросы направлены на выяснение конкретных страхов, которые в дальнейшем можно объединить в группы:

- «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни);

- страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

- страхи смерти (своей, родителей);

- страхи животных и сказочных персонажей;

- ночные страхи (кошмарных снов, темноты);

- социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества;

- «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутого пространства).

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще не достаточно хорошо рисует или не любит рисовать. Экспериментатор рисует контурно два дома (на двух либо на одном листе): черный и красный.

В своих исследованиях А.И. Захаров в каждом возрасте выделяет страх, который доминирует над другими. В возрасте трех лет мальчикам и девочкам присущи страхи из группы медицинские. В возрасте четырех лет — это ночные страхи и страхи, связанные с причинением физического ущерба. В возрасте пяти лет — это «пространственные» страхи. Страхи животных и сказочных персонажей наблюдаются у детей от трех до пяти лет. В возрасте шести лет дети боятся больше всего социально опосредованных страхов. В возрасте семи лет ребенка пугает страх смерти как своей так и родителей.

Таким образом, подводя итог изучению феномена страха в отечественной и зарубежной психологии можно сделать вывод о том, что в зарубежной психологии исследования велись в основном в рамках психоаналитической концепции. Характерными признаками являлось то, что авторы пытались выявить «психологическую пользу» детского страха, разграничение нормального и патологичного детского страха. То есть, зарубежные психологи утверждали, что наличие страха является нормой и способствует дальнейшему развитию ребенка.

В отечественной же психологии изучение детского страха велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. Отечественные психологи задавались задачей изучения специфики детских страхов, выходя на закономерности развития страха, а также психологической и психотерапевтической помощи при невротических страхах.

Таким образом, изучив существующую литературу по проблеме страхов, мы вышли на характерные особенности страха в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте страх характеризуется динамичностью, а также доминированием определенного страха над другим в каждый период дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Н., Иванова М.К. ОСОБЕННОСТЬ СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13904 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674