Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Сахарчук К.Г. 1
1 Южный федеральный университет
1. Должикова Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. М.: Школьная Пресса, 2008. 128 с.
2. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей / В.А. Доскин. М.: Просвещение, 2007. 48 с.
3. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин. М.: Просвещение, 1986. 415 с.

Вопрос преемственности образовательного процесса в системе ДОУ и начальной школы является в настоящее время особенно актуальным. Достигнув возраста 7 лет, практически каждый ребенок идет в первый класс. С этого момента очень многое коренным образом меняется в его до этого стабильной и беззаботной жизни. Прежде всего, меняется его социальный статус. С момента поступления в школу он становится учеником, меняется основной вид деятельности, в связи с чем у него появляются новые, более трудоемкие обязанности, ведь учеба в школе требует много времени, сил и старания. Он больше не беззаботное дитя, а ответственный человек, который к тому же становится членом нового коллектива – школьного. Вместо доброго, отзывчивого воспитателя в классе его встречает доброжелательный, но одновременно, строгий учитель. Вместо старых детсадовских друзей его окружают незнакомые мальчишки и девчонки. Да и сама школа отличается от привычного, ставшего вторым домом детского сада. По этим причинам зачастую для большинства детей этот переходный период - от дошкольного образования к школьному - оказывается наиболее сложным и болезненным. При этом события могут развиваться по нескольким сценариям. Родные адекватно отнеслись к новой социальной роли ребенка: дома ими были создали все необходимые условия для учебы, на должном уровне обеспечен контроль и помощь. Несмотря на это, ребенок тяготится новым образом жизни. В этом случае, излишняя опека взрослых, стремление помочь могут закрепить негативное отношение к учебе, к школе. Чтобы помочь ребенку с этим справиться, родителям следует проявить терпение и такт. Или наоборот, ребенок воспринял свою новую социальную роль со всей присущей ей значимостью. Однако родители и другие члены семьи отнеслись к изменившейся ситуации ровно, не уделив ребенку необходимого внимания. В атмосфере равнодушия и безразличия по отношению к его новому статусу, ребенок постепенно теряет энтузиазм и желание войти в новую для него социальную роль. Это естественным образом сказывается на его отношении к учебе, школе. Возможно, это приводит к конфликтам с учителем, одноклассниками. Последнее в свою очередь может обострить обстановку в семье.

Возможны и другие сценарии развития событий. Характерной общей особенностью любого сценария - высокая степень напряженности, тревожности у ребенка. И это вполне естественно, поскольку окончание дошкольного обучения и начало школьного – переходный период, который, как правило, сопряжен с чувством неопределенности. Обострить ситуацию может и то, что большинство родителей начинают относиться к детям в зависимости от их успехов в учебе. Это, вполне объяснимо, приводит к появлению депрессивных настроений.

Таким образом, процесс адаптации к началу обучения в школе, к необходимости решать новые, более сложные задачи и соответствовать новым, более высоким требованиям негативно отражается на самочувствии и самовосприятии ребенка, что в свою очередь может повлиять на темпы его развития, снизить их. Эта проблема, на мой взгляд, одна из самых острых, ее актуальность обусловлена тем, что она имеет массовый характер, с ней сталкивается практически каждый первоклассник.

Проблема адаптации к началу обучения в школе требует комплексного решения. Прежде всего, необходимо обеспечить преемственность детского сада и школы. На сегодняшний день, это считается одним из самых эффективных способов решения проблемы адаптационного периода [1].

Под преемственностью в образовании понимается непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка. Наиболее полно сущность этого процесса передает мудрое изречение В.А. Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера».

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка к обучению в школе, которая оценивается по ряду показателей. Прежде всего, это уровень общего физического развития - хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к овладению письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе [2]. Следующим показателем оценки готовности ребенка к школе является его интеллектуальная готовность, которая определяется владением достаточным объемом некоторых элементарные понятий и рядом фактологических сведений общего характера, а также владением связной, грамматически и фонетически правильной речью. Немаловажным показателем является и психологическая (нравственно-волевая) готовность, о которой можно судить по сформированности познавательных интересов, наличию желания учиться, развитию таких качеств как умение общаться, сотрудничать, контролировать свое поведение. Также учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д.

Формирование готовности у детей к обучению в школе - длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Поэтому работа детского сада по подготовке детей к школе должна начинаться задолго до перехода их в подготовительную группу. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению. Главная задача воспитателя – направить, корригировать, помочь детям в качественном и своевременном выполнении заданий [3]. Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, выполнять работу в нужном темпе и вовремя ее завершать. В подготовительной группе детского сада должна вестись работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Самостоятельность в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребёнка к школе.

Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации образования, а самое главное – заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.


Библиографическая ссылка

Сахарчук К.Г. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13978 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674