Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Лукьянов А.К. 1 Цатуров А.А. 1
1 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
В современном обществе происходят значительные изменения института семейно-брачных отношений, вызванные меняющимися социально-экономическими преобразованиями. Интерес к данной проблеме вызван нестабильностью общества и разрушением системы ценностей, что привело к кризису семьи как социального института. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития. Создание семьи является важным этапов в жизни каждого человека. Несмотря на то, что изменение семейно-брачных отношений оцениваются как кризис брака и семьи семья все равно остается социальным институтом, который оказывает положительное влияние на поведение и жизненные позиции молодежи. Проведенное исследование подтверждает мнение, что наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует их постоянного изучения и коррекции.
брачно-семейные установки.
ценностные ориентации
брачно-семейные отношения
1. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2007.
2. Гончарова Ю.А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.06. – Ставрополь, 2008. – 167 с.
3. Карташова Е.Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №129. 2011. С.54 – 55.
4. Красненкова С.А., Маркова И.И. Особенности представлений осужденных молодежного возраста о брачно-семейных отношениях //Прикладная юридическая психология. 2014. №3. С. 72-79.
5. Краснокутская С. Н. Семейное поведение студенческой молодежи // Социально-демографический портрет студента: Сб.ст. // Редкол.: Э.К. Васильев и др. М.: Мысль, 1986. 94 с.
6. Кутепова М.В. Насилие в семье как конфликтологическая проблема // Философия социальных коммуникаций. 2013. № 4 (25). С. 61-69.
7. Легенина Т.Б. Особенности семейно-брачных установок молодежи. Super Inf Дата обращения 04.06.2015 г. 21 час.00 мин.
8. Мальцева Т.В. Особенности копинг-стратегий современной молодежи // Актуальные проблемы преподавания психолого–педагогических дисциплин в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2013 года. – Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2013. С.66-69.
В современном обществе происходят значительные изменения института семейно-брачных отношений, вызванные меняющимися социально-экономическими преобразованиями. Проблема подготовки молодых людей к семейной жизни не нова. Интерес к данной проблеме вызван нестабильностью общества и разрушением системы ценностей, что привело к кризису семьи как социального института. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития. В семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни [6].

Семья является одним из фундаментальных и благоприятных факторов способствующих успешной адаптации, человека к постоянно изменяющемуся социуму. Как бы ни жил человек, ему все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья - как элемент пазла: найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится. Брачно-семейные отношения являются объектом исследования различных наук, среди которых, прежде всего, право, социология, философия, психология. Изучение молодежной проблематики также прошло путь от исследований отдельных аспектов в концепциях различных наук до создания самостоятельных теорий молодежного возраста в начале ХХ века [8].

Интересны исследования представлений осужденных о семье, проведенные А.С. Михлиным и В.П. Пирожковым (2005 г.) [4]. Именно семья занимает у заключенных особое место среди прочих ценностей, при этом, критериями семейного счастья являются взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, уют и забота. У осужденных семья создает ощущение наполненности жизни, выступает наиболее значимым фактором субъективного качества жизни.

Исследование ценностных ориентаций студентов Санкт-Петербургского государственного университета, проведенное Легениной Т.Б. (СГУ) [7] показало, что семейные отношения представляются для 77% опрошенных студентов как союз двух любящих людей, для 9,5% - разумная кооперация, 7,4% - не смогли ответить на вопрос «что такое семья», 0,5% считают семью пережитком прошлого.

В целом, согласно этому исследованию, для студенческой аудитории на первом месте стоят витальные ценности: здоровье, семья, материальный достаток.

В своем исследовании Легенина Т.Б. выделят следующие тенденции в формировании семейно-брачных ценностей и установок в молодежной среде:

  • формирование ценностных ориентаций и приоритетов происходит на фоне снижения социализирующей функции семьи под растущим воздействием средств массовой культуры;
  • ценности материального достатка, богатства, денег входят в число важнейших для молодежи, что, несомненно, отражается на построении ими своих жизненных планов, выборе профессии, брачно-семейном поведении;
  • ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

Брачно-семейные отношения имеют большое значения для лиц подросткового и молодежного возраста. Актуальность изучения семьи, брачно-семейных отношений проявляется в плане решения проблем положительной социализации и интеграции подростка в социокультурное пространство и формирования здорового общества.

Семейно-брачная установка человека - это представления личности о браке и семье, что определяет состояние готовности к браку  и поведение его в браке. Структура данной установки представляется как эмотивный, когнитивный и деятельностный компоненты. Эмотивный компонент - восприятие себя как объекта семейно-брачных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку. Когнитивный компонент предполагает знания, необходимые для взаимодействия в семье. Деятельностный компонент определяет психологическую готовность человека к созданию семьи.

Исследование особенностей брачно-семейных установок у молодежи на современном этапе развития общества показывает, что нарушена система психолого-педагогической подготовки молодых людей к созданию семьи. Существует противоречие между необходимостью формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и различной степенью развития данных ценностей у юношей и девушек [2].

Ведущими факторами формирования брачно-семейных установок является матримониальный менталитет, семья родителей, образовательная среда и среда массовой информации. Причем образовательная среда играет далеко не последнюю роль в формировании брачно-семейных установок.  Теория и практика образования в России свидетельствует, что ни одна теоретическая педагогическая, психологическая проблема, как правило, не может быть изучена, разработана и успешно решена без её историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, государственной и военной высшей школы [1]. Нравственно-психологическая готовность к браку предполагает воспитание комплекта требований, обязанностей и сценариев поведения, которые регулируют семейную жизнь. К таковым относятся: умение взять на себя ответственность по отношению к партнеру, будущим детям, стремление к сотрудничеству и общению, умение приспособиться к привычкам и характеру другого человека [5].

С целью выявления особенностей представления о брачно-семейных отношениях у курсантов, обучающихся в вузах МВД России, нами было проведено исследование - ранжирование семейных ценностей.

В исследовании приняло участие 40 студентов - юноши в возрасте 18-19 лет.

Анализ результатов ранжирования испытуемыми семейных ценностей показал, что наиболее значимы для них: любовь - 1-е место, взаимопонимание - 2-е место, верность - 3-место. Далее ранжирование семейных ценностей представлено следующим образом: 4-е место - доверие, 5-е - дети, 6-е - взаимоподдержка, 7-е терпение, 8-е - умение идти на компромисс, 9-е - сходство взглядов, 10-е - мудрость и терпение, 11 и 12 -е место занимают романтичность и привязанность, 13-е - сходство характеров, 14-е - финансовое состояние супруга, 15-е - коммуникабельность, 16-е - хорошие отношения с родителями супруга.

Полученные результаты соответствуют известным в литературе данным (Красненкова С.А., Маркова И.И., 2014). Как и для других представителей молодежной культуры (законопослушных или осужденных) основными условиями благополучия семейной жизни для студентов - юношей в возрасте 18-19 лет являются любовь, взаимопонимание, верность, доверие между супругами, дети.

Создание семьи является важным этапов в жизни каждого человека. Несмотря на то, что изменение семейно-брачных отношений оцениваются как кризис брака и семьи семья все равно остается социальным институтом, который оказывает положительное влияние на поведение и жизненные позиции молодежи. Проведенное исследование подтверждает мнение, что наблюдаемые изменения в институтах брака и семьи могут носить преходящий характер, что требует их постоянного изучения и коррекции.


Библиографическая ссылка

Лукьянов А.К., Цатуров А.А. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14224 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674