Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В РФ КАК ФУНДАМЕНТ КАДРОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ «ВЫСОКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ»

Кузнецова Ю.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Современное состояние экономики РФ выдвинуло на обозрение ряд острых вопросов, от решения которых зависит дальнейшее будущее национального производства. Основным фактором, обеспечивающим постепенное развитие реального сектора экономики, является высокая добавочная стоимость. Ее могут обеспечить высококвалифицированные молодые кадры. Политика государства направлена на финансирование бюджетных мест востребованных российской экономикой. Но этих мер не достаточно. Около 55% выпускников ВУЗов работают не по специальности, которая указана у них в дипломе. В данной статье рассмотрены основные пути решения нехватки квалифицированных кадров в реальном секторе экономики. Суть путей решения заключается в продуктивном взаимодействии государства, потенциальных работодателей и ВУЗов.
Реальный сектор экономики
нехватка кадров
ВВП
высокая добавочная стоимость
специальность
потенциальный работодатель
ВУЗ
бюджетные места
1. Кузнецова Ю.И. «Санкционная война – точка отсчета ускоренного достижения показателей продовольственной безопасности страны»/Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник», №1.- 2015 год.
2. Морозова О.В., Долгополова А.Ф. Системно-синергический подход к обеспечению продовольственной безопасности страны. Научный журнал «Фундаментальные исследования», - № 4.- 2015.- стр. 234-238.
3. Сверчков Я.И., Морозова О.В. Кадровый потенциал современной России – залог суверенитета страны. «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», - №4 (часть 2), - 2015.- с.247-249.
4. http://www.gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики
5. http://izvestia.ru/ - ОАО «Газета известия», 3 сентября 2012, Светлана Субботина «Госдума вернет распределение студентов после окончания вузов»

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы «поднять» национальную экономику, страна должна производить высокую добавочную стоимость, которую могут производить, в основном, наукоемкие производства. Какую ситуацию в современных условиях хозяйствования экономики РФ мы наблюдаем сегодня?

Отрасль экономики

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Рыболовство, рыбоводство

103,2

95,4

106,3

97,0

103,5

103,8

103,2

Добыча полезных ископаемых

103,1

100,9

108,5

104,3

102,7

100,0

96,9

Обрабатывающие производства

108,4

102,6

95,9

105,2

105,6

103,1

105,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

97,5

102,1

96,3

103,0

99,8

100,8

99,2

Строительство

112,8

109,1

94,4

99,6

105,2

100,2

98,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

104,8

108,1

99,0

103,6

101,9

102,1

100,1

Гостиницы и рестораны

108,0

109,2

86,7

101,7

102,3

101,4

101,9

Транспорт и связь

107,5

106,4

95,4

103,2

105,4

102,3

103,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда, ,предоставление услуг

117,1

107,5

97,5

104,0

99,6

103,9

101,8

Табл.1 Индексы производительности труда в экономике Российской Федерации

Согласно данным табл.1, можно сделать вывод о том, что наиболее высокие индексы производительности в 2014г. в таких отраслях, как обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, гостиницы и рестораны. Это свидетельствует о том, что в современной экономической ситуации эти отрасли достигают наибольшего процветания. Другие же отрасли нуждаются в реформирование и инновациях, а так же в притоке новых кадров

Рис.1 Валовой внутренний продукт; Валовой региональный продукт Калужской области

 

По прогнозам специалистов, в 2015 году будет наблюдаться спад экономике, аналогичный 2008-2009 годам (это связанно с введение санкций, прямых и ответных) (рис.1). В связи с этим возникала огромная потребность в собственном производстве, как промышленного направления, так и сельскохозяйственного. Этот фактор выдвинул на первый план проблему нехватки квалифицированных кадров.[1]

Рис.2 Потребность организаций в работниках для замещения вакантных мест 2014г.

Анализируя рис.2, можно заметить, что наибольшая необходимость в квалифицированных специалистах прослеживается в обрабатывающих производствах, производствах минеральных и не минеральных продуктов. В настоящее время страна нуждается в тех, кто сможет понять реальный сектор экономики. Это говорит о том, что на государственном уровне стоит непосредственная задача подготовки технических специалистов: конструкторы, инженеры, технологи и тд.

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов. Это связанно с тем, что большая часть выпускников не имела возможности получить практический опыт работы на производственных предприятиях, и вынуждена была искать работу в других сферах экономики. [3]

Тем не менее, можно говорить о том, что в последнее время государство начало проводить рациональную политику дифференцированного подхода выделения бюджетных мест на необходимые виды специальностей и направлений, увеличивая их количество на производственные кадры и уменьшая на специальностях подготовки работников банковской, управленческой сфер и юристов. В 2014 году около 350 тыс. граждан России поступало в высшие учебные заведения на 351 тыс. бюджетных мест. Расчетная стоимость обучения студента на бюджетной основе в 2014 году составила 112 тыс. рублей в год. Пятилетний курс обучения 350 тыс. студентов-бюджетников при неизменной расчетной стоимости годового обучения обойдется бюджету страны в 196 млрд. рублей.[2]

В Госдуму был внесен новый законопроект, в котором изменения коснутся ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В этом законопроекте, внесенном депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым, абитуриенту предлагается заключать с вузом договор. Согласно ему, после окончания обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет по специальности в местности, куда направит вуз. Депутат подчеркивает, что возможность распределения после вуза позволит молодежи не просто получить образование, но и иметь гарантию в трудоустройстве после обучения. Он уверен, что его инициатива очень полезна и будет поддержана на самом высшем уровне. — Сейчас государство тратит миллиарды рублей на обучение студентов, которые потом работают либо не по специальности, либо не там, где государству хотелось бы закрыть кадровый дефицит, — заявил Сергей Иванов.[5]

Но этих мер, безусловно, пока еще не достаточно для заполнения кадрового провала реального сектора экономики. Так как проблема трудоустройства молодых специалистов носит комплексный характер, для ее устранения необходима активная политика в трех сферах: государственное регулирование, бизнес в средних и крупных предприятий, а так же реформы в сфере высшего образования. Опираясь на все выше изложенное, можно констатировать то, что решить проблему кадрового провала станет возможно только при активном взаимодействии государства, работодателя и ВУЗов.

В связи с этим, можно предложить, на государственном уровне:

  • Усилить контроль за распределением бюджетных мест в ВУЗах, готовящих специалистов по разным отраслям экономики.
  • Повысить количество целевых мест в ВУЗах, усилить связь между ВУЗом и потенциальным работодателем. Это способствует снижению финансовых затрат государства, связанных с обеспечением студентов-бюджетников и «потенциальных безработных».
  • Рассмотреть возможность внедрения системы распределения выпускников (законопроект, внесенный депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым) бюджетных мест в те сферы экономики, где прослеживается проблема нехватки квалифицированных кадров.
  • Обеспечить интерес потенциальных работодателей к трудоустройству молодых специалистов с предоставлением определенных льгот или субсидий.

На уровне администрации вузов:

  • Рассмотреть возможность привлечения высококвалифицированных преподавателей.
  • Предоставить условия для развития научной работы студентов в области инноваций и информационного прогресса.
  • Наладить близкий контакт с потенциальными работодателями. Предоставлять возможность студентам не только обучатся, но и участвовать производственной деятельности предприятий, соответствующей выбранной специальности.

Из выше приведенных фактов, следует то, что ВУЗы и работодатели должны находится в постоянном и тесном контакте. Предприятия должны предоставлять студентам возможность участвовать в производственной деятельности, проходить производственную практику. Это способствует плодотворному «выращиванию» профессиональных кадров.

На уровне потенциальных работодателей:.

  • Принимать непосредственное участие в научной работе ВУЗов для внедрение научных инноваций в свой производственный процесс.
  • Предоставить возможность студентам не только работать на своем производстве, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
  • Обеспечить возможность студентам проходить производственные практики и стажировки непосредственно на производстве, по возможности с первого курса обучения

При правильном сотрудничестве государства, работодателей и ВУЗов можно добиться прогрессивных результатов в решении такой сложной проблемы, как дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Ю.И. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В РФ КАК ФУНДАМЕНТ КАДРОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОСТАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ «ВЫСОКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14252 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674