Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Зотова Н.В. 1 Суровцова Е.И. 1
1 Тюменский государственный университет, Тюмень; Средняя общеобразовательная школа №7 г. Нефтеюганска
1. Кутумова А.А. Роль производственного обучения в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник научных конференций. 2015. № 1-5(1). Современное общество, образование и наука: по материалам междунар. науч.-прак. конф. 30 сентября 2015 г. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – Ч. 5. – С. 68-69.
2. Кутумова А.А. Роль сетевого сотрудничества в профессиональной подготовке старшеклассников и бакалавров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21087 (дата обращения: 12.01.2016).
3. Кутумова А.А., Шебанова Л.П. Условия формирования группы компетенций «обучение по рабочей профессии» у будущих бакалавров профессионального обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – № 11(46). – С. 94-99.
4. Кутумова А.А., Шебанова Л.П., Усманов Р.З. Подготовка по рабочей специальности в условиях баклавриата профессионального обучения // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 23 ноября 2014 г. – Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 46-49.

Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы является одним из направлений модернизации общего образования.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональным выбором [2]. Выбор общеобразовательным учреждением направления подготовки по профессии определяется многими факторами: востребованностью на рынке труда региона, перспективами повышения квалификации и продолжения образования, возможностями учебно-материальной базы и наличием педагогических кадров.

Одним из направлений профильного обучения является профессиональная подготовка старшеклассников по рабочей профессии или специальности, выбор которых осуществляется на добровольной основе. Получение профессии в школе для некоторых учащихся становится первым шагом вхождения в трудовую производственную деятельность. Выпускники школы с рабочей квалификацией могут продолжить образование в средних или высших учебных заведениях с большей уверенностью в правильном выборе профессиональной деятельности.

Профильное обучение по профессии дополняет полноценное общее образование, обеспечивая готовность перехода к профессиональному обучению в системе непрерывного образования. Подготовка по рабочей профессии или специальности в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе будет способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников при следующих условиях:

– предпрофильная подготовка на основе элективных курсов;

– адаптация основной образовательной программы ФГОС по рабочей профессии или специальности к условиям общеобразовательного учреждения;

– межпредметные связи школьных дисциплин и дисциплин профессиональной подготовки.

В настоящее время «модными» профессиями для выпускников школ являются такие профессии как экономист, финансист, коммерческие специалисты в то время, когда имеется на рынке труда региона большая востребованность в специалистах разного профиля [1].

В средней общеобразовательной школе №7 города Нефтеюганска реализуется образовательная программа профессиональной подготовки по специальности «помощник воспитателя» для старшеклассников. Профиль подготовки является социально-гуманитарным с педагогическим уклоном. Учебный план для 10 -11 классов соответствует примерному учебному плану для профильного обучения, который предлагается для реализации федеральным базисным учебным планом, часы компонента образовательного учреждения используются с учетом интересов учащиеся, их родителей и возможностей школы, направления профиля класса.

Особенностью учебного плана и учебных программ профильного социально-гуманитарного класса является более глубокое изучение гуманитарных предметов по сравнению с общеобразовательными классами, что способствует профессиональному самоопределению учащихся. К дисциплинам профессиональной подготовки относятся основы педагогики и психологии, физиологии и гигиены дошкольника, педиатрии, конфликтологии, этика и этикет, педагогическое мастерство. Формированию компетенций выпускников профильного класса способствует изучение модулей – элективных курсов, содержание которых ориентировано на развитие общих и профессиональных знаний и умений. Например, модуль «Написание сценария» содержит освоение учащимися таких видов деятельности как разработка сценариев для детских мероприятий: утренников, праздников; модуль «ЗОЖ» предполагает изучение правильной организации режима дня и питания дошкольников, способов оказания первой помощи.

Элективные курсы преподаются педагогическими работниками высшей квалификационной категории и преподавателями Сургутского государственного университета. Сетевое взаимодействие школы и университета является взаимовыгодным, так как введется целенаправленная подготовка к обучению в данном вузе, что способствует профессиональному самоопределению учащихся, а при поступлении адаптации первокурсников – выпускников данной школы, решаются проблемы дальнейшего трудоустройства выпускников вуза [4]. Учащиеся профильного класса проходят несколько производственных практик, которые необходимы для формирования и развития профессиональных умений. Практики организованы в группах кратковременного пребывания дошкольного отделения «Смешарики» в периоды: во время осенне-весенних каникул; летних каникул (организация отдыха и досуга учащихся). В учебное время старшеклассникам доверяют организацию досуга учащихся начальной школы на школьных переменах. Это способствует изучению психологических особенностей дошкольников и школьников младшего возраста, развитию организаторских способностей, требующих особой культуры речи, артистизма, освоению приемов педагогической деятельности.

По окончанию обучения после прохождения квалификационного экзамена учащимся профильного класса выдают удостоверение по профессии «помощник воспитателя». Выпускники мотивированы продолжить образование в вузах и средних профессиональных учебных заведениях, но данный документ является свидетельством первого достижения профессионального становления. Педагогическая деятельность требует особого таланта, в центре которого находится любовь к детям, и его раскрытию и развитию способствуют все виды организации профильного обучения. Если выпускник не находит себя в педагогической деятельности, то уровень специализированной подготовки позволяет иметь высокий потенциал для выбора любого учебного заведения.

Сведения о выборе учебного заведения и трудоустройстве выпускников доказывают эффективность программ профессиональной подготовки в условиях профильного обучения [3]. Однако еще предстоит расширить перечень профессий подготовки, отработать программное обеспечение, укрепить производственную и техническую базу и теснее сотрудничать с вузами. За профильным обучением – будущее.


Библиографическая ссылка

Зотова Н.В., Суровцова Е.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14963 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674