Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА

Тукинов Д.Р. 1 Самаркан О.О. 1 Рахметуллин А.Б. 1 Калиева А.А. 1 Тукинова А.Р. 1 Мусабекова Ж.А. 1 Алимбаева А.Р. 1
1 Государственный медицинский университет

Выбрать профессию довольно сложно. Выбор имеет долгий мотивационный процесс. Большинство выбирают профессию исходя из того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. У некоторых выбор профессии связан интересом к ней, и нередко этот интерес ассоциируется с прочитанной литературой, увиденным фильмом. Мотивация к обучению играет важную роль в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Профессия врача всегда будет актуальна. Интерес к изучению мотивов выбора профессии врача является одним из фундаментальных, так как позволит определить и проанализировать движущие силы побуждения и стимулы личности к данному виду деятельности.

Цель исследования. Анализ в динамике основных мотивов, которыми сегодня руководствуется школьник (абитуриент), принимая решение о поступлении в Государственный медицинский университет города Семей (ГМУ г. Семей).

Материалы и методы. Студенты первого и второго курсов факультета «Общая медицина» были проанкетированы на предмет мотивов выбора нашего ВУЗа.

Результаты и обсуждение. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на выбор ВУЗа абитуриентами, одним из главных является конкурентоспособность выпускника. А конкурентоспособность выпускника относится к качественной характеристике, которая в свою очередь является аккредитационным показателем ВУЗа.

С целью изучения мотивов выбора профессии нами было проведено исследование, в котором участвовали респонденты – студенты первого и второго курсов факультета «Общая медицина» Государственного медицинского университета города Семей, выборка составила – 1 курс в количестве 517 человек и 2 курс – 468 человек. Респондентам была представлена анкета, в которой нужно было выбрать соответствующие мотивы выбора ГМУ г. Семей из 5 возможных вариантов ответов.

По первому вопросу анкеты «Ваш мотив выбора ГМУ г. Семей?» в 2013-2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: профилирующий предмет на Едином Национальном тестировании (ЕНТ) – 8 %, советы близких – 9 %, географические удобства – 11 %, конкурентоспособность выпускника – 23 %, престижность ВУЗа – 49 %; в 2014-2015 учебном году: профилирующий предмет на ЕНТ – 14 %, советы близких – 16 %, географические удобства – 18 %, конкурентоспособность выпускника – 22 %, престижность ВУЗа – 30 %. Большинство студентов первого и второго курсов факультета «Общая медицина» выбор ГМУ г. Семей объясняют престижностью ВУЗа.

По второму вопросу анкеты «Чем обусловлен Ваш выбор профессии врача?» в 2013-2014 учебном году респонденты ответили, что это их призвание и желание в 44 % случаев, престижность работы – 15 %, продолжение семейной традиции – 25 %, мечта с детства – 4 %, случайный выбор – 12 %; в 2014-2015 учебном году: призвание и желание – 25 %, престижность работы – 30 %, продолжение семейной традиции – 25 %, мечта с детства – 20 %, случайный выбор – 0 %. Часто в семьях, где есть врачи, выбор будущей профессии предопределен, как правило, они поступают в медицинский ВУЗ для продолжения врачебной династии. И среди проанкетированных студентов первого и второго курсов факультета «Общая медицина» продолжение семейной традиции было в 25 % случаев.

По третьему вопросу анкеты «Источник получения информации?» в 2013-2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: реклама СМИ – 12 %, проф. работа – 15 %, друзья, близкие – 18 %, студенты ВУЗа – 20 %, сайт университета – 35 %; в 2014-2015 учебном году: реклама СМИ – 15 %, проф. работа – 20 %, друзья, близкие – 20 %, студенты ВУЗа – 20 %, сайт университета – 25 %. Как видно из вышеизложенного, основным источником получения информации был сайт университета.

По четвертому вопросу анкеты «Когда Вы окончательно определились с выбором специальности?» в 2013–2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: в последний момент – 5 %, после результатов ЕНТ – 10 %, за полгода до окончания – 12 %, за 1 год – 19 %, за 2 года – 54 %; в 2014–2015 учебном году: в последний момент – 15 %, после результатов ЕНТ – 15 %, за полгода до окончания – 20 %, за 1 год – 20 %, за 2 года – 30 %.

По пятому вопросу анкеты «Считаете ли Вы медицинское образование гарантией жизненного успеха?» в 2013-2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: да, считаю – 69 %, нет, не считаю – 5 %, от выбора специальности – 17 %, сомневаюсь – 4 %, затрудняюсь ответить – 5 %; в 2014-2015 учебном году: да, считаю – 40 %, нет, не считаю – 15 %, от выбора специальности – 25 %, сомневаюсь – 15 %, затрудняюсь ответить – 5 %. Большинство опрошенных считают медицинское образование гарантией жизненного успеха.

По шестому вопросу анкеты «Как Вы думаете, как относится общество к Вашей профессии?» в 2013-2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: престижная – 60 %, жизненно важная – 14 %, высоко оплачиваемая – 3 %, требует глубоких знаний – 12 %, неблагодарная –11 %; в 2014-2015 учебном году: престижная – 20 %, жизненно важная – 25 %, высоко оплачиваемая – 23 %, требует глубоких знаний – 25 %, неблагодарная –7 %. Если в 2013–2014 учебном году респонденты считали профессию престижной, то в 2014–2015 учебном году респонденты считают профессию жизненно важной и требующей глубоких знаний.

По седьмому вопросу анкеты «Оправдались ли Ваши ожидания в отношении выбранного Вами ВУЗа?» в 2013–2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: да, я доволен – 68 %, не осознал выбор – 11 %, выбрал бы другой факультет – 8 %, выбрал бы другой медицинский ВУЗ – 7 %, затрудняюсь ответить – 6 %; в 2014-2015 учебном году: да, я доволен – 55 %, не осознал выбор – 29 %, выбрал бы другой факультет – 10 %, выбрал бы другой медицинский ВУЗ – 3 %, затрудняюсь ответить – 3 %. Следовательно студентам первого курса уже на начальных стадиях их обучения необходимо помочь осознать всю значимость выбора профессии врача, чтобы предотвратить дальнейшую неудовлетворенность их будущей профессией и, соответственно, низкую эффективность их работы в качестве будущих специалистов.

По восьмому вопросу анкеты «Какую специальность Вы хотите выбрать?» в 2013-2014 учебном году ответы респондентов распределились следующим образом: хирургия – 52 %, акушерство и гинекология – 22 %, терапия – 14 %, врач общей практики – 7 %, педиатрия –5 %; в 2014-2015 учебном году: хирургия – 29 %, акушерство и гинекология – 20 %, терапия – 20 %, врач общей практики – 16 %, педиатрия –15 %.Таким образом, очень важно принимать во внимание, насколько выбираемая профессия соответствует склонностям и способностям человека.

Вывод: Анализ мотивов выбора профессии врача дает возможность получения целевой информации для успешного решения проблемы профессиональной ориентации и управления этим выбором. И как писал японский писатель и переводчик Мураками Харуки: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету».


Библиографическая ссылка

Тукинов Д.Р., Самаркан О.О., Рахметуллин А.Б., Калиева А.А., Тукинова А.Р., Мусабекова Ж.А., Алимбаева А.Р. АНАЛИЗ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15203 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674